Как спасти Заречный от незаконной рекламыДостаточно всего одной ночи, чтобы наш уютный городок надолго заполонили неопрятные рекламные листовки: «Шубы! Ярмарка! Мёд! Только три дня…» Они смотрят на нас с фасадов домов, с новых остановок, опор освещения и даже урн, в которых им и место. Кажется, что они повсюду…
Юлия ВИШНЯКОВА
Зареченцы болезненно воспринимают появление таких рекламных объявлений и по возможности срывают. Известны случаи, когда горожане даже пытались провести с расклейщиками рекламы беседы, мол, хватит уродовать наш город. Но пока одним платят за эту работу деньги, а другие наживаются на этих ярмарках, ожидать, что гастролёры перестанут захламлять территорию нашего города, не приходится.
Ситуацией с несанкционированной рекламой депутаты городской Думы озаботились в конце декабря прошлого года: они обратились в администрацию с просьбой предоставить все имеющиеся нормативные акты и законы, которые направлены на борьбу с незаконными листовками, а также решили ознакомиться с опытом других территорий, чтобы перенять опыт по борьбе с навязчивыми листовками.
Ответ администрация подготовила. Но приведённые в нём примеры борьбы касались не листовок, а рекламных конструкций (щитов, штендеров и т. д.). Например, в мае 2021 года администрация направляла обращение в МО МВД о незаконно установленной рекламной конструкции между Бояркой, Курманкой и Гагаркой (район «Красной поляны») - конструкция была демонтирована. Также в апреле 2021 года администрация обращалась в полицию по поводу рекламного оборудования (выносного штендера мясного магазина) у памятника Петру и Февронии. Тогда по всему городу прошла акция по уборке таких штендеров, которые одномоментно собрали коммунальщики, погрузили на машину и увезли.
Что касается листовок, то, по словам главного городского архитектора Александра Полякова, «размещение такой рекламы - это нарушение требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях. Привлекать к административной ответственности по таким случаям может только полиция.
По мнению Полякова, федеральным законом уже запрещено размещать такую рекламу, поэтому какое-то свое зареченское положение разрабатывать смысла нет.
Что касается полиции, то из-за большого кадрового некомплекта заниматься незаконными листовками она физически не в состоянии.
- Даже если будут обращаться по поводу такой рекламы, этим некому заниматься. Это задача участковых, но даже если бы у нас все 10 участковых были, им было бы тяжко. А у меня их всего трое… - прокомментировал начальник МО МВД «Заречный» Фёдор Сажин.
Фактически получается печальная картина: проблем в законодательстве с привлечением к ответственности за расклейку рекламок вроде бы нет. Однако очевидно, что этот закон в Заречном не работает.
В теории рекламные листовки можно размещать только в специально отведённых для этого местах, например, на специальных щитах или стендах, если говорить о подъездах. Щиты на подъездах - это часть деятельности УК и ТСЖ по содержанию жилья. Фирма, которая хочет продвигать свои товары или услуги, должна обратиться в УК за разрешением. Но на практике редко кто так делает. В лучшем случае объявления тихо клеят на стенд и никого не спрашивают. Сами расклейщики - лишь исполнители работы, а выйти на заказчика практически невозможно, хотя в редких случаях своего работодателя может назвать пойманный расклейщик. Тогда есть шанс, что составят два протокола: на физическое и юридическое лицо. Однако, как правило, расклейкой занимаются люди, которые не оформлены на эту работу официально и получают деньги наличкой. Доказать факт их найма какой-либо организацией невозможно.
Большая удача, если расклейщик - официальный сотрудник компании-рекламодателя. Так произошло, например, в 2015 году в Перми, где жители заставили местный филиал «Ростелекома» заплатить за порчу подъезда в многоэтажке. Управляющая компания обратилась в полицию, которая установила, что объявления расклеивал супервайзер указанной компании. УК нашла строительную организацию, и та за 104 тысячи рублей перекрасила испорченные объявлениями стены подъездов. Представитель «Ростелекома» в суде пытался всё отрицать и списать расклейку на происки конкурентов. Также ссылался на то, что жильцы злоупотребляют правом и пытаются за счёт сторонней фирмы оплатить косметический ремонт подъездов. Суд отверг все эти доводы. Но таких примеров на всю страну единицы.
Что касается других вариантов борьбы с листовками, то с 2019 года в ряде регионов России власти начали испытывать так называемый автодозвон. Практически одновременно такие эксперименты начались в Воронеже, Уфе, Перми и Екатеринбурге. Телефоны, указанные в листовках, записывают проверяющие из мэрии и передают их в частную фирму, которая ставит номера на автодозвон с помощью специального программного обеспечения. В качестве ответа на поднятую трубку включается запись с текстом следующего содержания: «Вы осуществили незаконное размещение рекламных листовок. Просим удалить». И так бесконечно. В итоге линия становится полностью занята (блокирована). К сожалению, система автодозвона работает лишь тогда, когда на листовках указан телефон. В Заречном заезжие предприниматели в своих рекламах указывают только место и дату проведения ярмарки… То есть, звонить некуда.
Ещё одним методом борьбы с незаконным размещением рекламных объявлений является чистка поверхностей струёй воды с применением аппарата высокого давления, но на его приобретение нужны дополнительные бюджетные средства - так утверждают коммунальщики. Причём это ещё и дополнительная работа, которая требует оплаты. Поэтому сейчас в Заречном несанкционированную рекламу срывает подрядчик во время уборки города. Однако расклейщики работают гораздо проворнее, и коммунальщики за ними не успевают.
Ещё один способ борьбы с рекламными листовками озвучила депутат Ладейщикова. Его применили в одном из городов России. Коммунальные службы этого города просто заклеивают дату и место проведения заезжих ярмарок шуб - таким образом незаконная реклама перестаёт «работать», становится бессмысленной. Постепенно в этом городе такую рекламу перестали клеить. Но сами листовки всё равно пришлось убирать местным коммунальщикам.
Пока получается, что какого-то 100% рецепта борьбы с несанкционированной рекламой в России не найдено. Однако зареченские депутаты не намерены снимать вопрос с повестки дня.
- Необходимо принять свой, местный, правовой акт, который позволял бы создавать прецеденты на территории. И штрафами облагать не тех, кто расклеивает, а тех, кто является заказчиками, - уверен Василий Ведерников.
В заключение обратимся к нашим читателям: если вам известен ещё какой-нибудь способ борьбы с рекламными листовками, напишите нам, давайте вместе попробуем решить эту проблему! Ждем сообщений на электронную почту tanya_lad@mail.ru.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.