У людей, впервые оказавшихся в воздухе, реакция бывает разная: и сильный испуг, и шок, и рвотный рефлекс. Можно даже потерять сознание. Но это не про наших учлётов. 3 февраля они впервые поднялись в небо.
Алёна АРХИПОВА
- Чтобы летать хорошо и безопасно, нужно многое узнать, - говорит руководитель зареченского дельта-клуба Валентин Мельтенисов. - Аэродинамику, теорию полёта, в особенности парящего, конструкцию аппарата, прочность элементов конструкции, распределение нагрузки на крыло в разных режимах полёта, метеорологию, аэрологию равнинной и горной местности. Важны вопросы психологической подготовки, действия в особых случаях полёта, правила оказания первой медицинской помощи, особенности функционирования человеческого организма в условиях длительных физических и психологических нагрузок, разреженного воздуха. Кажется, что очень много, но эти знания наращиваются постепенно, с усложнением полётов. Для начинающих нужны только азы - это несложно.
Начинающих учлётов в данный момент в клубе пятеро: Илья Толстоухов, Рустам Юсупов, Валентин Архипов, Алексей Чухонцев и единственная женщина Вера Бабенкова.
- Я ещё и самая старшая среди учлётов, - улыбается Вера. - Мне 48 лет. Мечтала летать с детства. Маленькой прыгала с крыши с зонтиком - все зонты переломала. Во сне часто вижу, как парю в воздухе. Родом я из Карелии, там леса, не полетать, а здесь, на Урале, есть простор. О дельтаклубе узнала случайно. Муж спросил однажды: «Хочешь исполнить свою мечту?» и дал мне номер телефона. Мы начали заниматься в октябре, всё это время готовились. Сегодняшнего занятия ждали целый месяц, наконец-то полетим!
До этого новички основательно изучили теорию. Потом отрабатывали действия в полёте на тренажёре в клубе - это трапеция, металлическая часть дельтаплана, за которую держится человек, только без крыльев. Далее были наземные тренировки в поле. Учлёты бегали с учебными дельтапланами по ровному месту, учились исправлять крен при атаке ветра, вырабатывали скорость. Следующий этап - выезд на горку: нужно было научиться развивать скорость, необходимую для полёта. Правда, был почти полный штиль, и скорость развить не удалось. Зато учились падать - отработали технику безопасности. И вот настало время побороть в себе страх высоты. Оказывается, у людей, впервые оказавшихся в воздухе, реакция бывает разная: сильный испуг, шок, рвотный рефлекс. Можно потерять сознание.
- У меня страха перед предстоящим полётом вообще нет, я морально готов, - рассказывает учлёт Илья Толстоухов. - Мы видели предел прочности аппаратов. Я уже знаю каждый болтик, каждый тросик, ведь мы сами собираем дельтапланы, всё перепроверяем. В клубе так построена работа: ты собрал, более опытный проверил, ты за ним снова перепроверил. И если вдруг в чём-то сомневаешься, обязательно говоришь о своих сомнениях другим членам клуба - все вместе решают, как быть.
Учебные полёты - дело кропотливое и ответственное. Учлёты помогают собирать технику, разворачивают, настраивают оборудование.
3 февраля в свой первый полёт они оправлялись в паре с инструктором на тандеме (дельтаплан для двоих), который в воздух поднимал мотодельтаплан-буксировщик. Занятию способствовала почти идеальная для полётов зимняя погода: температура -10 градусов, без снега и других осадков, с чистым небом без облаков, с небольшим ветром без порывов - хватило, чтобы подняться на 600-700 метров.
В воздухе буксировщик отцеплял тандем, и учлёт с инструктором планировали на воздушных потоках. Опытный пилот даже передавал управление дельтапланом новичку.
- В отличие от пацанов, я летала на мотодельтаплане, - поделилась позже эмоциями Вера Бабенкова. - Мы взлетели выше остальных, так высоко, что я увидела Курманский карьер до самого дна, разглядела все три блока БАЭС, любовалась Заречным. Он был как на ладони, такой красивый, аккуратный, уютный! И совсем не страшно. Инструктор предложил выключить мотор, я согласилась, и мы стали планировать. Когда мотор работал, было какое-то напряжение, а когда его выключили, я расслабилась, раскинула руки - летела. Было так легко, красиво, тихо. Спускались по спирали - ощущение такое, что душа опаздывала за телом, дух захватывало. В общем, и я, и ребята в восторге: экзамен на реакцию на высоту сдали все.
Далее учлётов ждут новые тренировочные полёты, самостоятельные полёты на учебных дельтапланах, а в начале мая - учебно-тренировочные сборы в Аскарово, в Башкирии. Так что всё только начинается!
Комментарии (4)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.