Итоги годаИтоги года. Внимательный взгляд
Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА
Новогодние свечи, салат «Оливье», пожелания «сбычи мечт»… Всё-таки как приятно, что хотя бы раз в году, пусть на недельку - другую, можно остановить поток сознания и предаться мечтам о светлом будущем. Возвращаться из этого состояния, уж поверьте, совсем не хочется. Но что ж делать…
2009 год для нашего города выдался особенным. О его многочисленных достижениях уже успели спеть кому не лень. Однако, если взглянуть на уходящий год не с точки зрения ощущений полупустого или полу наполненного стакана, а гораздо проще – с точки зрения исполнения нашей властью своих прямых обязанностей – то картина получится весьма неоднозначной.
Для начала попробуем уточнить, что же такое власть. Какой смысл вкладывают в это понятие сами представители власти? В своё время, с моей точки зрения, довольно просто и понятно по этому поводу высказался Президент России В.В. Путин. При проведении переписи населения его спросили, что писать в графе «Ваша сфера деятельности»? На что Владимир Владимирович, своеобразно улыбнувшись, ответил: «Оказание управленческих услуг населению». Следуя мысли Президента, получается, что власть – это всего лишь нанятый народом аппарат для оказания управленческих услуг. Ну, а, по сути - раздача приказов, распоряжений и указаний с последующим контролем за их исполнением, и, в случае чего конечно, наказанием виновных. Вот, собственно и всё.
Итак, с 2006 года в нашей стране начал действовать федеральный закон №131 «О местном самоуправлении». Именно он устанавливает объём управленческих услуг, которые наши городские власти обязаны оказывать населению Заречного. Здесь, в статье №16, чётко по пунктам перечислены сферы жизнедеятельности, за которые несут ответственность наши главы, депутаты и чиновники. Всего таких «вопросов местного значения» 27. (Полный список см. на стр.8). И сегодня мы попробуем пройтись по этому перечню в проекции на события, происходившие в 2009 году.
Начнём с п.1: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета. В конце 2008 года, когда шло формирование бюджета на будущий год, активных баталий и разногласий, вроде, не наблюдалось. Многие, правда, нутром чувствовали, что надвигается нечто непонятное, буржуйское, которое где-то далеко называют мировым финансовым кризисом. Однако, печальных перспектив, в общем-то, никто не строил. Недоверие появилось гораздо позже, когда постепенно стало выясняться, что часть запланированных статей бюджета не исполняется, и в то же время появляются странные неожиданные траты. Так, два раза из городского бюджета покрывались долги городской котельной, оплачивались проигранные судебные иски – всё это безвозвратно унесло из бюджета десятки миллионов рублей. Кроме того, не сидела сложа руки и областная «вертикаль власти». Мало-помалу, но всё настойчивей она «отрезала» куски обещанного финансирования. Таким образом, к концу 2009 года наш город подошёл с большим дисбалансом между расходами и доходами.
Дальше пройдёмся по п. №2.: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа. Здесь можно вспомнить о шоковых квитанциях, которые жители Заречного получили по налогу на имущество. Обозначенные цифры вызвали бурю возмущений не только в Заречном, но и по всей стране. И всё-таки, можно ли было что-нибудь сделать, чтобы уменьшить непосильное бремя? К сожалению, местная власть в данном случае оказалась бессильной. Трёх-четырехзначные цифры оказались изобретением федеральной «вертикали», повлиять на которую могло только верхнее руководство нашего государства.
П. №3 предписывает городской власти владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Любопытно, что в этой строчке закона отсутствует определение, как владеть и пользоваться: плохо - хорошо, эффективно или уж как получится. В отношении последнего у нас всё нормально: два муниципальных объекта – детсад №6 и здание библиотеки на ул. Бажова - весь 2009 год находились в полу замороженном состоянии. Имущество ещё одного муниципального объекта – городской котельной – арестовано и, в конце концов, отдано в залог за долги. А вспомните, сколько сложностей и недомолвок с использованием муниципальных очистных сооружений?
Задача, указанная в законе под номером 4 – это вообще отдельная песня. Звучит она как «организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом». Как с ней справились наши городские власти в 2009 году, надеюсь, каждый житель знает не понаслышке. Кстати, если говорить об электричестве и газе, то здесь ещё куда ни шло. Электричества людям в основном ещё хватает, а газификация практически близится к завершению. А вот что происходит с теплом и водой… Тут уж действительно впору диссертации писать о том, как наша власть умудряется навязать населению этакие «высококачественные» управленческие услуги, что даже в новогодние дни приходится купаться в тазиках.
Собственно, мудрый читатель может спросить: зачём вы обо всём этом пишите? Неужели нельзя жить спокойно, ходить на работу, растить детей, и вообще, получать удовольствие? Отвечу: конечно, можно. При всем при том, так уж складывается, что «жить спокойно» в нашем городе можно лишь двумя способами. Первый: налить в тазик воды, закрыть глаза и с наслаждением погрузиться в поток сладких обещаний, который активно льётся со стороны городских властей. И второй - работать на созидание «спокойной жизни», то есть вовремя обозначать, а если хотите, и тормозить возникающие негативные тенденции. Кстати, на мой взгляд, в уходящем году в этом направлении произошли заметные сдвиги. Показательным примером можно назвать поведение депутатов Думы при утверждении бюджета на 2010 год.
Напомню: с начала года и практически до ноября наши парламентарии вели себя, скажем так, малость чудаковато: могли принять решение и тут же передумать; могли беззаботно заняться «производственной гимнастикой»; а могли запросто проголосовать «по телефону». Однако, на мой взгляд, кризисное время и стремительно скудеющий бюджет несколько отрезвили наших избранников, и, кстати, как мне показалось, в какой-то степени позволили им переосмыслить свою роль как представителей народа.
Впервые, доказательно и аргументировано отказываясь голосовать за несправедливый бюджет 2010 года, парламентариям удалось законодательно сохранить 12-ти часовой рабочий график и надбавки работникам детских садов.
Т. Ф. Эйзенбраун, депутат и директор детского сада «Сказка», так описала своё состояние, когда на предновогодней Думе её коллеги встали на защиту детских садов: «Вы не представляете, какое это было ощущение! Как будто настоящие ангелы парили вокруг меня – так велико было чувство поддержки. Огромная благодарность нашим депутатам.»
Ещё одну искреннюю благодарность можно принести депутатам за то, что они максимально облегчили налоговое бремя для жителей в отношении налога на имущество. Теперь нам не придётся платить за квартиры и сады тысячи рублей.
В общем, оба этих момента вселяют уверенность, что предстоящий 2010 год, который, кстати, тоже пророчат нелёгким, можно будет пережить с оптимальными потерями.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.