Последний выпуск

Два юбилейных восхождения

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ

ДВА ЮБИЛЕЙНЫХ ВОСХОЖДЕНИЯ

… Мы у подножия вершины Молодёжной. Выясняется, что в результате глобального потепления ледник «Туюк-су» стал короче на 2 км. Все снежные маршруты стали ледовыми. Даже в Альпинграде, традиционной стоянке всех альпинистских групп, вообще нет воды. Вершина Молодёжная – сплошной лёд. 50 лет назад в составе отряда новичков мы, выйдя в 4 утра с метеостанции, в 2 часа дня уже вернулись обратно: маршрут пролегал по снегу вдоль гребня. Теперь там только лёд.

19 июля. 5.30 утра. Выходим на штурм горы. Чтобы выйти на гребень, пришлось преодолеть целую верёвку скал далеко не первой категории. На гребне нас застала непогода: снег, ветер, туман. Видимости почти никакой. Мужественно «царапаемся» вверх. За нами идёт ещё какая-то группа. Но непогода их испугала – они отступили. Мы продолжили восхождение. В 11 часов вышли на вершину. И вдруг выглянуло солнце. Стало тихо. Кинооператор Кирилл, впервые оказавшийся в горах, да ещё с опытными альпинистами, не скрывал своего восторга и снимал, снимал, снимал… Свою первую в жизни вершину, окружающую природу. И цветы среди камней при восхождении – то кустик эдельвейсов, то ромашки или фиалки. Именно в момент восхождения возникли следующие строчки:

Мне полюбились в это лето у поднебесной высоты

Совсем не яркие по цвету высокогорные цветы.

Их солнце жжёт, их тучи душат, под ними склоны скал круты.

Не прикоснись - они колючи, и всё-таки они – цветы.

На вершине мы пробыли час: съёмки (Кирилл будет делать фильм о восхождении), сочинение записки, перекус. Мы «захлебнулись высотою», расслабились – это вышло нам боком. На спуске разыгралась ещё более жестокая непогода. Спускаться решили по другому гребню, на котором никто из нас не был. На середине его видимость – 10 метров. Гребень разделяется на 3 ветви. Куда идти – неясно. Сидеть же и ждать прояснения бессмысленно. Промокли, холодно. Чтобы не испытывать судьбу, решили спускаться по широкому кулуару по заснеженной осыпи в другую сторону от хижины, прямо на ледник. Спускались долго и мучительно. Восхождение продолжалось 12 часов, в том числе подъём 5,5. И всё из-за непогоды.

На следующий день решили покорить ещё одну вершину, на которой также были 50 лет назад, – пик Маншук Маметовой, Героя Советского Союза. Оказалось, что прежний путь до вершины проблематичен. Решили сделать разведывательный выход по другому варианту. Встретились с отрядом бойцов, задача которых – вылавливать наркокурьеров, которые проникают в Казахстан через перевалы из Киргизии. Они «поставили» 3 больших брезентовых домика и пригласили к себе. Устроили нам поэтическую встречу на 1,5 часа. Встреча прошла удивительно тепло. Выяснилось, что назавтра они, как и мы, нацелились на ту же вершину.

Мы решили выйти раньше отряда, поднялись в 3.30. Но заморосил дождь. Пришлось ждать до 6 часов. Ушли раньше, но уже через час они нас догнали – молодые, тренированные. Почти 5 часов занял у нас подъём на перемычку без всякой тропы по очень противной осыпи, которая в верхней части к тому же лежала просто на льду. И снова на гребне началась непогода. Несмотря ни на что, вершина была покорена! Лично мне пришлось помучиться при спуске. Вместо ледоруба у меня был короткий айсбайль, взял его, чтобы не брать скальный молоток. В какой-то момент я, видимо, неуклюже стукнул им по камню на спуске и выбил правый локоть. Рука отказалась работать. В условиях жестокой непогоды пришлось несколько часов спускаться до метеостанции.

Свою задачу мы перевыполнили – вместо одной вершины покорили две.

Подводя итог этой замечательной поездки в горы, хотел бы поблагодарить за поддержку и понимание свою супругу Александру Павловну. Горы – это лекарство для души, и просто здорово, что жёны «заклятых» альпинистов это понимают и благословляют нас в путь. Благодарны мы и тем, кто бескорыстно помогает нам в этих поездках. Большое спасибо гендиректору фабрики полимерных изделий В.В. МИРОШНИКОВУ: на его предприятии для нас изготовили специальные альпинистские верёвки, которые нам очень помогли при восхождении.

Вряд ли придётся совершить ещё подобное, но я надеюсь, что последователи у нас найдутся, что альпинизм и скалолазание в Заречном возродятся, что появятся в городе молодые энтузиасты, которые, опираясь на наши богатейшие традиции, повезут молодёжь в горы.

Геннадий ЯКОВЛЕВ

1002285

• e
    pHqghUme написал(а) 25 июля 2023 в 3:40
    pHqghUme написал(а) 25 июля 2023 в 3:41

Как написать сообщение?

Другие статьи из №35 от 04 сентября 2008 г.

• Политика: кризис с горячей водой +5
    №35 от 04 сентября 2008 г.

На протяжении 40 дней ситуацию с отсутствием горячей воды активно разруливали непосредственные участники процесса: БАЭС, коммунальные организации и главы города.

1 сентября Зареченская городская детская художественная школа отмечает своё совершеннолетие. 18 лет на пути к великому искусству - много это или мало? Чем измерить труд преподавателей художественной школы.

• «Ночной дозор» у вечного огня +2
    №35 от 04 сентября 2008 г.

«Зареченская Ярмарка» целый месяц пытается привлечь внимание городских властей к проблеме осквернения главного городского памятника.

1 сентября: пришла пора учиться
    №35 от 04 сентября 2008 г.

1 сентября в городском округе Заречный за парты сядут 2 тыс. 895 детей, из них 250 первоклассников и 269 учащихся 11 классов. Для сравнения: в 2006 году общее количество школьников составило 3 тыс. 44 человека, в 2007 – 2 тыс.

• Деревенские праздники

Дни деревни отмечают в нашем городе каждый год. Обычно в августе или начале сентября проводится целая серия культурных мероприятий для сельских жителей.

Осторожно – тюрьма! +7
    №35 от 04 сентября 2008 г.

ОСТОРОЖНО – ТЮРЬМА! Как не дать оказаться в ней подростку, отбывающему наказание, .