РЕШЕНИЕ ДУМЫ ОТМЕНЕНО. ПОЧЕМУ?
В предыдущем номере за 20 сентября «Зареченская Ярмарка» информировала читателей о том, что депутаты Городской Думы отменили свое решение от 27.12.06 г. №171-Р «О содержании детей в дошкольных образовательных учреждениях городского округа Заречный» - на основании признания его незаконным Заречным районным судом, а затем и судебной Коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда. Сегодня публикуем заключительную часть определения судебной Коллегии областного суда от 23.08.2007 года по кассационным жалобам Думы и администрации городского округа на решение Заречного районного суда от 15.06.2007 года.
«Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с ч.1 ст.52.1 закона «Об образовании» учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее - родительская плата за содержание ребенка в указанных учреждениях, если иное не установлено данным Законом и иными федеральными законами. Как видно из материалов дела, 27 декабря дума ГО Заречный приняла решение №171Р «О содержании детей в дошкольных образовательных учреждениях городского округа Заречный в 2007 году» (л.д. 33). Решение принято в целях упорядочения платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях ГО Заречный, учитывая социальную значимость вопроса о родительской плате за содержание в дошкольных образовательных учреждениях больных детей и детей из многодетных семей, в соответствии с федеральным законом от 5 декабря 2006 года №207 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» и на основании ст.ст. 25,33,64 Устава ГО Заречный.
Дума установила следующие источники финансирования содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях: бюджет ГО Заречный; родительская плата; целевой взнос; средства организаций всех форм собственности, согласно заключенных договоров по долевому содержанию детей; прочие источники. Норматив затрат на содержание одного ребенка в месяц утвержден в сумме 5.500 рублей. Максимальный размер родительской платы утвержден в сумме 1.055 рублей. Установлен размер целевого взноса в сумме 200 рублей, уплачиваемый одним из родителей на основании договора. Установлен также в процентном выражении норматив затрат организаций всех форм собственности на возмещение затрат на содержании детей в год.
Удовлетворяя требования прокурора, суд правильно указал, что закон предоставляет исключительно учредителю дошкольного образовательного учреждения устанавливать размер родительской платы. Дума ГО Заречный учредителем дошкольных образовательных учреждений не является. По Уставам ДОУ учредителем является администрация МО « г.Заречный» (в настоящее время - администрация ГО Заречный). В соответствии с п. 2 положения «О муниципальном учреждении МО «г. Заречный», утвержденным решением Городской Думы 17 мая 2001 года, Дума принимает решение о создании муниципального учреждения. Учредителем учреждения, по решению Городской Думы как собственника муниципального имущества, выступает администрация МО «г. Заречный». Таким образом, при принятии решения о создании ДОУ и поручении администрации являться учредителем ДОУ, Дума передала учредителю все права по управлению ДОУ.
Введенная Федеральным законом № 207-ФЗ от 5 декабря 2006 года норма права о передаче именно учредителю прав по установлению родительской платы ограничивает права Думы на принятие оспариваемого решения. С декабря 2006 года вопрос об установлении размера родительской платы может решать либо учредитель, либо это право он может передать ДОУ, а за собой оставить обязанность по контролю правильности определения размера родительской платы. Кроме того, суд установил и незаконность действий органов местного самоуправления по закреплению нормативно-правовым документом органа местного самоуправления размера целевого взноса в сумме 200 рублей, который должен вноситься ежемесячно за каждого ребенка одним из родителей на основании договора. Целевой взнос в размере 200 рублей с одного из родителей на содержание ДОУ был закреплен в решениях Думы МО «г. Заречный» в 2004 и 2005 годах. Во исполнение решения Думы от 23 декабря 2004 года Глава ГО Заречный утвердил положение «О целевом взносе родителей (законных представителей) на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях МО «г. Заречный» № 466-П от 29 апреля 2005 года. Как указал представитель администрации, данное положение действует до настоящего времени.
Решение думы и положение предусматривают, что целевой взнос уплачивается только на основании договора. Между тем суд установил, что целевой взнос уплачивается не в добровольном, а в обязательном порядке за каждого ребенка, посещающего ДОУ. Вывод суда сделан на основе финансовых документов по расчету расходов на содержание ДОУ. Так, по смете доходов и расходов, учету для расчета родительской платы подлежат не только расходы ДОУ, но и его доходы, включая средства родителей за содержание ДОУ и средства предприятий по долевому содержанию. При этом средства родителей за содержание ДОУ не включают в себя родительскую плату. Сумма, внесенная в качестве родительской платы, учитывается в графе «средства родителей за питание в ДОУ», поскольку родительская плата направляется на питание детей. Таким образом, средства родителей на содержание ДОУ включают в себя и сумму целевого взноса родителей. В результате того, что целевой взнос носит по существу обязательный характер, уменьшаются расходы местного бюджета на содержание ДОУ, суд правильно признал это обстоятельство незаконным, поскольку привлечение образовательными учреждениями дополнительных средств на свое содержание не должно влечь за собой снижение расходов местного бюджета на содержание ДОУ. Учет дополнительных средств, внесенных родителями - юридическими лицами на содержание ДОУ - производится при расчете размера расходов на одного ребенка в месяц, что впоследствии ведет к завышению суммы родительской платы.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, решение постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется. Доводы кассационной жалобы администрации городского округа Заречный и Думы городского округа Заречный сводятся к переоценке выводов, изложенных в решении, эти доводы в соответствии со ст. 362 ГПК Российской Федерации не влекут отмену решения суда.
Руководствуясь ст. 360, ч.1 ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Заречного районного суда Свердловской области от 15 июня 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения».
Эмма ГОЛОВЫРСКИХ
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.