Последний выпуск
№ 13 от 27 марта 2025 г.
Газета вышла 4 дня назад

Архив №12 от 20 марта 2025 г. Включаем Штирлица

Включаем Штирлица

Включаем Штирлица

Включаем Штирлица  

Алёна АРХИПОВА

В 2025 году фиксируют огромный рост пострадавших от онлайн-мошенников. Злоумышленники, которые действуют через мессенджеры и соцсети, обманывают всё изобретательней. На каждый новый способ защиты придумывают новый способ обмана. Полиция, власти, СМИ не устают предупреждать и, наконец-то, этой проблемой озаботилась Государственная Дума.

А мы продолжаем рассматривать проблему с точки зрения человеческой психологии. В прошлом номере* газеты мы дали психологический портрет современного мошенника. Сегодня попробуем дать ответ на вопрос: «Кто и почему чаще всего попадается на обман?» и «Как можно противостоять преступникам?» Ценные советы даёт наш эксперт, опытный кризисный психолог Ольга Михайловна Шихова.

Итак, существует правило трёх «да»: если при разговоре с мошенником вы на любые вопросы три раза ответили «да», значит, вы и дальше будете говорить «да». Значит вы уже попали в ловушку. Но почему же, сами того не замечая, мы говорим эти пресловутые «да»?

Доверие на генном уровне

Возьмём, к примеру, ситуацию, когда мошенник звонит пенсионеру якобы от Социального Фонда России и сообщает об обнаруженном неучтённом трудовом стаже, который значительно увеличит размер пенсии. Нужно только подать заявление на перерасчёт, причём ходить никуда не надо, достаточно продиктовать код из смс-сообщения и реквизиты банковской карты. На самом же деле, узнав заветные цифры, злоумышленник получит доступ к личным банковским данным пожилого человека.

Другой сценарий: звонит мнимый сотрудник из МФЦ и говорит много умных слов, ссылается на поправки в законодательстве, дополнительные постановления президента, губернатора, которые гарантируют предоставление дополнительной льготы, субсидии, например, на оплату ЖКХ. Для её получения всего-то и надо «записаться» в МФЦ и подтвердить свою запись, назвав номер СНИЛС и код из смс-сообщения. На самом деле так мошенники легко получат доступ к вашей учётной записи на Госуслугах.

- В обоих случаях злоумышленники при разговоре с потенциальной жертвой используют определённый стиль общения, - говорит Ольга Михайловна. - Доброжелательный, проникновенный тон, грамотная речь, уважительное отношение, вежливое обращение по имени отчеству, которое они уже откуда-то знают. Пожилые люди сразу этим проникаются, у них создаётся впечатление, что их хорошо знают, что о них заботятся. Да и хорошая новость о неожиданном везении, своевременной помощи, тем более от государства, вызывает определённые положительные эмоции, которые усыпляют бдительность.

Другой распространённый стиль общения мошенников - авторитарный. Это когда звонят якобы следователи, полицейские, начальники ФСБ, которые уверенным деловым тоном сообщают о попытке взлома вашего счёта или личного кабинета, настаивают на вашем участии в специальной операции по поимке преступников, а потом просят предоставить личные банковские данные. В таких случаях особенно у пенсионеров срабатывает привычка доверять представителям государственных структур. Уважительное отношение к статусному человеку, которому нельзя не доверять и который обязательно поможет, у людей советской закалки уже на генном уровне. В СССР приказ начальства и силовых структур заставляли «брать под козырёк».

В позиции жертвы

- Попадают на крючок мошенника, прежде всего, те, кто изначально ставит себя в позицию жертвы. Во-первых, кто сразу говорит: «А что же мне сейчас делать?» Тем самым вы показываете свою растерянность и беспомощность, а этими чувствами легко манипулировать, - продолжает Ольга Шихова. - Во-вторых, те, кто теряется, входит в ступор от избытка информации. Между тем, когда вам говорят массу незнакомых терминов, быстро перечисляют законы, называют штрафы, которые полагаются при нарушении, вас просто вводят в заблуждение, вызывают ложное смирение и надежду на то, что «знающий» человек на том конце провода обязательно поможет выйти из создавшегося положения.

Так мошенники, манипулируя потребностью в безопасности, «нажимая на нужные кнопки», подталкивают людей на определённые действия. Они сообщают код из смс, позволяя получить доступ к своим личным данным, идут в банк, снимают свои накопления или переводят их на «безопасный» счёт, который им указали злоумышленники. В человеке происходит тот самый когнитивный диссонанс, когда он переживает внутренний конфликт, действует нелогично, за что потом становится очень стыдно.

Под влияние

может попасть любой

Сотрудник Белоярской АЭС поверил, что можно бесплатно установить счётчики на электричество, сообщил код из смс, а потом, окончательно попав в сети мошенников, перевёл 500 тысяч рублей «на безопасный счёт Центробанка» - его убедили, что взломали его кабинет на Госуслугах. Девочке-подростку позвонил «сотрудник образовательной организации», напугал, что кто-то взломал её электронный дневник. В результате школьница сообщила пароли банковских карт родителей. Журналисту, который не раз писал о мошенниках, пришло сообщение от близкой подруги в соцсети с просьбой помочь «перевести деньги в долг до завтра». Оказалось, у подруги взломали страничку, но деньги, которые представитель СМИ перевёл на указанный счёт, уже ушли в никуда.

- Под влияние мошенников, прежде всего, попадает зависимый тип личности, у кого есть склонность опираться на чужое мнение, слушать других, то есть несамостоятельные, - поясняет Ольга Михайловна. - Больше других рискуют и те, кто и в жизни выбирает позицию жертвы, кто всегда воспринимает мир злым, плохим, недоброжелательным. К сожалению, подвергаются опасности и те, у кого сильно развито чувство сострадания, кто по первому зову готов спасти, помочь любому, даже незнакомому человеку.

Также большая вероятность попасть в сети обмана может быть у тех, кто находится в состоянии депрессии и имеет высокий уровень тревожности. В такой период у людей снижается внимание, замедляется реакция. По той же причине злоумышленники чаще всего звонят во второй половине дня, когда человек уже уставший и менее способен принимать правильные решения.

Ещё, как ни странно, легко могут быть обмануты люди с повышенным уровнем оптимизма и самоуверенности. Те, кто думают: «Уж я-то точно не попаду, меня не проведёшь!» И попадаются на незначительной мелочи.

Таким образом, жертвой мошенников может стать любой человек, в зависимости от того, в какой степени тревожности и под влиянием каких жизненных обстоятельств он находится.

Позвонили. Что делать?

Смоделируем ситуацию: на ваш телефон поступил звонок с незнакомого номера. И вы не можете не взять трубку: ждёте звонка от клиента, от врача, от коммунальной службы. Однако вам сообщают о взломе личного кабинета, предлагают со скидкой поменять электросчетчики, «обрадовали» новой льготой, смутили информацией о доставке букета цветов, разговаривают от имени вашего начальника, пугают проблемами у ваших детей, которые якобы попали в аварию. Или вообще уведомили, что вы оформили самозапрет на выдачу кредитов с ошибкой и предлагают все исправить с помощью перехода по ссылке из смс. Что делать? Как не поддаться панике?

- Первым делом нужно несколько раз сделать глубокий вдох и выдох. Можно похлопать себя по телу, так сказать «заземлиться», заякориться. Ощущение тела позволяет вернуться к реальности, - советует Ольга Шихова. - Главное, попробовать отключиться, отвлечься от первых сильных эмоций. Дальше надо обязательно прервать разговор, даже если вы думаете, что на том конце провода ваш попавший в беду родственник. Раз уж он смог дозвониться раз, дозвонится и второй.

Прервали разговор - проверьте информацию. Перезвоните на телефон родных сами, спросите, всё ли у них в порядке. Если нет родных, наберите человеку, которому доверяете. Спросите у него, знает ли он о новых льготах, посоветуйтесь по поводу новых счётчиков. Близкие люди подскажут, как поступить. Достоверную информацию вам подскажут и в банках, и на горячих линиях МФЦ, СФР.

Мошенники склоняют на действия, в которых вы сомневаетесь. Возьмите паузу. Так и скажите: «Я подумаю». А лучше всего «включить Штирлица» - самому задавать вопросы, в том числе глупые, переспрашивать, уточнять детали и снова спрашивать: «Что же вам всё-таки нужно от меня?», «Что мне это даст?». Это и вас отрезвит, и мошенников такая ваша нестандартная реакция собьёт с толку. Преступники тоже люди: могут стушеваться, рассердиться и тем самым выдать себя.

И наш эксперт, и мы напоминаем о просвещении. Рассказывайте престарелым родственникам и детям о разных мошенниках, предупреждайте, что ни в коем случае нельзя сообщать никакие цифры банковской карты, коды из смс и другие личные данные. Здесь работает старая истина: предупреждён, значит вооружён!

Фото автора

*«ЗЯ» №11 от 13.03.2025



1900150

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Закон и порядок»

  • - По улице Попова, по правой стороне, вдоль СНТ «Дружба», чуть дальше поворота на котельную, интернет-провайдер «К-Телеком» провёл к одному частному .

  •  
    Налоговая - вопросы и ответы
    №12 от 20 марта 2025 г.

    С 1 января 2025 года проходит декларационная компания, в рамках которой физическим лицам, получившим доходы, необ.

  • Полиция и прокуратура региона подвели итоги по состоянию преступности в области в 2024 году. Нам стало интересно сравнить их с итогами Заречного.

  •  
    Портрет мошенника
    №11 от 13 марта 2025 г.

    Полицейские фиксируют новый рост пострадавших от онлайн-мошенников россиян.

  • Упасть и подняться
    №13 от 27 марта 2025 г.

    Число пострадавших от онлайн-мошенников продолжает расти. Обмануть могут и педагога, и атомщика, и пенсионера, и юриста, и подростка. Мы продолжаем рассматривать эту проблему с точки зрения психологии.

  •  

    С февраля этого года полиция получила право выдворять иностранцев из России. Раньше такое решение мог принимать только суд.