Василий Любушкин - На 80-летие Победы станцую цыганочку как обещал солдатамВасилий Любушкин - На 80-летие Победы станцую цыганочку как обещал солдатам
Алёна АРХИПОВА
Наступила весна 2025 года. С приходом тёплых солнечных дней, с началом таяния снега, с весёлым пением птиц по утрам мы всё чаще думаем о великом Дне Победы, до которого осталось всего два месяца. 80 лет назад Советский Союз разгромил немецко-фашистских захватчиков, а до этого наша страна пережила четыре года беспощадной войны, четыре страшных года лишений, мучений, страданий и всеобщего горя.
Современников и очевидцев того времени осталось совсем мало. В Заречном на данный момент живут один ветеран Великой Отечественной войны, две блокадницы, два несовершеннолетних узника концлагерей, 18 вдов ветеранов войны, 56 тружеников тыла и 231 житель со статусом «дети войны». Именно они, кто вынес немало, кто преодолел голод, холод и смерть, ещё могут рассказать о тех суровых годах. Их ценные воспоминания мы будем публиковать в нашей новой рубрике «Спасибо деду за Победу». Для потомков, чтобы знали и помнили.
Первым героем новой рубрики стал первостроитель Заречного, ветеран атомной энергетики и большой друг нашей редакции Василий Родионович Любушкин.
Родом Василий Родионович с Тамбовской области, всё детство и отрочество прожил в селе Нижнее Чуево Мучкапского района. Края эти знамениты антибольшевистским восстанием антоновцев в 1920-1921 годах. Василий Любушкин с детства помнит рассказы отца об атамане Краснове, атамане Дутове и о беззакониях, которое они совершали со своими бандами. Его отец знал о тех событиях не понаслышке и даже пострадал в одном из нападений, получил инвалидность.
- Из-за инвалидности мой отец в Великую Отечественную войну в боевых действиях не участвовал, - рассказывает Василий Родионович. - И всё же он тоже внёс свой вклад в победу, как труженик тыла. Всю войну работал на строительстве под Москвой, в Подольске. Он строил Каширский мост, который потом наши войска сами и взорвали, чтобы не пустить фашистов к столице.
В семье нас было 10 детей. Старший брат Сергей ещё до войны стал служить в ГПУ, так в Москве в спецвойсках и остался. А вот второй брат Иван Родионович Любушкин воевал. Когда началась война, он служил в Бресте. Его часть одна из первых приняла на себя удары немцев. Помню, он потом рассказывал в письмах, какая была паника, как солдаты не могли даже взять оружие, закрытое в оружейной, как потом они прятались, скрывались у реки Буг, потом прорывались к своим. Тогда брат потерял лучшего друга, которого на его глазах скосило пулемётной очередью…
Иван прошёл всю войну, был танкистом, воевал в том числе и на Т-34, не раз горел в своём танке, был награждён. Всё это мы знаем по его письмам. После войны брат домой не вернулся, обосновался в Грузии в Тбилиси, завёл там семью. Там он и похоронен.
Брата Алексея, который 1924 года рождения, возможно, тоже бы призвали. Да только случилась беда. В начале войны они с другом где-то нашли патрон и захотели сделать из него наконечник на карандаш, которым писали в школе. Патрон оказался разрывной. Когда Алёша по нему стукнул, чтобы выбить порох, тот прямо в руках взорвался - ему оборвало несколько пальцев. Слава богу, списали всё на его молодость и несмышлёность, не вменили умышленное членовредительство. За такое в те года могли запросто осудить.
Еда - лебеда да крапива
- Я и мои семь братьев и сестёр вместе с мамой в войну оставались в селе. Многое нам пришлось пережить, - продолжает Василий Любушкин. - Очень было голодно. Особенно такой большой семье и особенно зимой. Зимой основной едой была картошка, но не та, что сами вырастили. Урожай, личные запасы, мы отдавали на фронт, а мёрзлая, полугнилая, с колхозных полей. Собирали её, сушили, перемалывали и пекли лепёшки. Собирали осенью колоски, подсолнухи. Экономили на каждой крошке, еле-еле доживали до весны.
Весной и летом было полегче: ягоды и грибы в лесу, крапива на суп, лебеду и щавель смешивали с мукой и тоже пекли лепёшки. Мы, ребятня, доставали со дна речки моллюсков. Ели их прямо сырыми, высасывали из раковин тут же, на берегу. Но самым вкусным лакомством был дикий мёд. Находили ульи, разоряли дупла и ели мёд, соты вместе с пчелиными личинками. Сейчас вспомнишь, так передёргивает. А тогда не думали об этом, так есть хотелось. Даже на укусы внимания не обращали. Правда, потом научились пчёл отгонять: зажигали пучок соломы и дымом их выкуривали.
Все в селе голодовали, не каждому удавалось выжить. К соседке как-то залез в погреб старенький мужичок дядя Миша, хотел, видимо, поживится чем-то. Так и не вылез: ослаб от голода и помер там. Помню, как его хоронили. Подвезли на телеге, босоногого, в одном исподнем, к яме, свалили его туда и землёй засыпали.
Бедность была за гранью. Тёплая одежда, обувь для маленьких у нас в семье была одна на нескольких человек. Мама распределяла, кто когда гулять пойдёт. Отпускала ненадолго, чтоб другие братья успели на улицу. А я, бывало, выйду: солнышко греет, тепло, свежо и заиграюсь на целый день. Братья тем временем у окна стоят, слёзы вытирают. И всё же мама нас всех в чистоте и опрятности содержала. В школе её всегда в пример ставили, хвалили за наш опрятный внешний вид.
Случались и серьёзные неприятности. Однажды мама поехала в соседний совхоз менять свою единственную нарядную кофту с юбкой на кукурузу. Выменяла 1 килограмм, а когда возвращалась домой, оступилась, упала и сломала ногу. Её забрали в больницу. Кукуруза, естественно, пропала. Мы долго ждали маму, голодные, не знали, что она в больнице. Но ничего, выжили. Все мы выучились, получили профессию, устроились в жизни. Спасибо нашей маме, которая в те суровые годы смогла сохранить детей, семью.
Кто работает, тот ест
- Когда началась война, всех мужчин из деревни забрали. Вся тяжёлая работа легла на плечи женщин и детей, - вздыхает Василий Родионович. - Уже в 8 лет летом я пошёл работать, нужно было помогать семье, добывать пропитание. Спал на сеновале, наш бригадир тётя Настя Жердева в 4 утра будила: «Вася, сынок, вставай, пора!». Я возил на телеге большие бочки с водой на тока, где сушили колхозное зерно. Сначала возил на лошадях, потом, когда их забрали на фронт, на волах. Так что в этом возрасте уже умел и лошадь, и вола запрячь, умел ими управлять.
Животина тоже голодная ходила. Бывало, тащит вол телегу, вдруг ноги у него подогнутся, и он упадёт. Сколько ж надо было усилий его поднять! Достанешь тогда из-за пазухи жмых от семечек, который себе на обед припас, поманишь вола он кое-как встанет, при этом ещё не раз повалится. За свою работу я получал хлеб или зерно. Это была большая радость. Тяжело, конечно, такому маленькому было, но мы все работали честно, для народа, для страны, для победы.
Цыганочка для солдат
- Есть у меня ещё яркое воспоминание о военном времени, - говорит Василий Любушкин. - В 1942 году проходили через наше село солдаты. Тогда готовились и формировались соединения наших войск на Сталинградское направление. Помню, что они были в обмотках, лёгких гимнастёрках. Дали команду строиться. Кто-то играл на гармошке, один солдат плясал, резво, весело, от всей души. Я смотрел на него во все глаза, и он меня заметил. Говорит: «Мы уходим туда, откуда уже не вернёмся. Запомни, нас, малец. Подрастёшь, вспомнишь и сбацаешь в память о нас цыганочку. А я смело так ему отвечаю: «Я и сейчас вам станцевать смогу!» И станцевал ведь при всём народе. Все с одобрением хлопали. Помню тот момент, как сейчас, и на 80-летие Победы хочу ту цыганочку станцевать снова. Хоть и ноги плохо ходят, готовлюсь, тренируюсь. В память о них, как наказывал тот солдат.
Помню я и день Победы. 9 мая часа в 4 утра мы все спали. Вдруг стук в окна, такой, что стёкла зазвенели. Мы испугались, подумали, что пожар. А это был наш сосед дядя Гриша. «Что вы спите-то, - кричит, - победа же! Мы победили!» Вся деревня тогда на улицу высыпала. Обнимались, плакали. Ведь из нашей деревни почти никто домой не вернулся. Только мой однофамилец танкист Илюша Любушкин. Он вернулся без ног. Когда лежал в больнице, мы его навещали. Ему потом протезы сделали.
Горе и лишения нас закалили
- Многое мы повидали, испытали. Но сколько бы ни было горя, лишений, считаю, мы хорошо жили. Весело, дружно, поддерживали друг друга, и всегда пели песни. Я счастлив, что у меня были живы родители, которые меня выпустили во взрослую жизнь. Я отслужил в армии, выучился, получил профессию электрогазосварщика, нашёл свою судьбу здесь, на большой стройке атомной электростанции. 44 года отработал на Белоярской АЭС: строил 1, 2, 3 блоки. Имею за это награды. Был на хорошем счету среди местных спортсменов, вёл активную общественную жизнь. Нашёл здесь свою любовь, создал семью.
Закалили нас военные годы. И я их никогда не забуду!
Фото автора: Василий Любушкин с фотографией его брата
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.