Последний выпуск
№ 20 от 16 мая 2024 г.
Газета вышла 4 дня назад

Архив №8 от 22 февраля 2024 г. Портрет художника в зрелости

Портрет художника в зрелости

Портрет художника в зрелости

Портрет художника в зрелости  

Юлия ВИШНЯКОВА

Под музыку Джей, Джей Кейла, в черной толстовке с надписью «Russian freedom» и с красной повязкой «художник» на плече 17 февраля Анатолий Вяткин встречал гостей в выставочном зале Заречного. Здесь открылась его персональная выставка «Портрет художника в зрелости». Открылась весело, не пафосно, как-то по-домашнему.

И это вовсе не подведение итогов, а возможность взглянуть на мир глазами незаурядного и многогранного художника, который где-то в серьёз, а где-то с лукавой улыбкой напоминает нам, что мир вокруг намного интересней, чем может показаться на первый взгляд.

Классические натюрморты, пейзажи, работы в стиле андеграунд, каллиграфическая живопись, рекламные проекты - всё это пунктирные линии, проходящие по творчеству Анатолий Вяткина. И как он сам замечает, многие темы «можно было бы развивать гораздо шире».

- Есть тут и всякое старье. Просто как напоминание для тех, кто меня не видел раньше, - улыбается художник.

Так называемое «старьё» это, например, яркие перфомансы, которые Вяткин в составе галереи «Атомная провинция» (туда также входили Виктор Давыдов и Сергей Павлушин) устраивал ещё в 90-е годы. Так, в 1993 году Заречный всколыхнул перформанс «Искunstво»: у ДК «Ровесник» под грохот нечеловеческой музыки были расставлены жестяные бочки, куда любой горожанин мог положить записку со своим заветным желанием. А потом бумажки сожгли, а пепел развеяли по ветру… Или проект 2011 года «СМС: Соль. Мыло. Спички»: на спичечных коробках художник изобразил всех политических лидеров нашей страны, начиная с царя Николая II, на двенадцатом коробке должен был появиться портрет победителя выборов 2012 года. Но, как вы понимаете, коробков так и остаётся 11.

Именно Вяткин в 2005 году придумал бетонную «Клаву» - памятник компьютерной клавиатуре, установленный на берегу реки Исети в Екатеринбурге. Впоследствии благодаря «Клаве» он вошел в список номинантов государственной премии в области изобразительного искусства Инновация. Также Вяткин - автор памятного знака ликвидаторам техногенных катастроф, установленный возле храма в Заречном. На его счету две персональные выставки в королевстве Лихтенштейн, постоянное сотрудничество с ГЦСИ, участие в международном фестивале ЛОМ, где он традиционно занимал призовые места. Картины Вяткина хранятся в Екатеринбургском музее изо и в музее андеграунда столицы Урала.

Про Лихтенштейн - отдельная история. На перфомансе Вяткин сдружился с одним лихтенштейнцем. И тот трижды оформлял ему вызов в княжество.

- Первый раз сгонял в 2000 году. Там у меня прошла выставка, которую он организовал. При этом я с собой ничего не брал. Жил там полтора месяца. Все делал на месте. Кроме того, мне заказали сделать иллюстрации для книжки «Традиционная кухня Лихтенштейна» (увидеть её также можно на выставке), я еще и денег заработал, - вспоминает Вяткин.

Второй раз художник также приезжал в княжество с выставкой. А в третий раз ездили уже вместе с женой на шестичасовой международный перфоманс.

- Есть штуки, которые хотелось бы показать. Потому что мои ученики в Художественной школе, например, могли не знать, что я занимался раньше безобразиями. Они, наверное, думают, что я зануда унылый. А посмотрят и скажут: «Да, он вроде и ничего». Есть у меня такие надежды, - скромничает Анатолий Анатольевич.

Однако ученики вряд ли считают его занудой. Это видно и по многочисленным портретам художника, выполненным его учениками. Увидеть их тоже можно на выставке.

- В 2012 году среди учебного года художественна школа осталась без преподавателя. И вот завуч Нина Ивановна Зырянова говорит: «А давайте позовем Вяткина». Это была авантюра чистой воды. Репутация в Анатолия Анатольевича была художника вольного. Но случилось то, что должно было случиться. Враз и безапелляционно его полюбили дети. И он остался, - рассказывает директор художественной школы Юлия Третьякова.

- Он говорил, что свободный художник, что у него есть мастерская, что он должен в полете все время находиться. Но решил попробовать. И это любимейший преподаватель деток, - добавляет супруга художника Марина Вяткина. Её работы на выставке тоже есть, и как говорит супруг, «без них у выставки было бы совсем другое настроение».

Запоминающиеся «безобразия» прошлого идут рука об руку с современными работами мастера. Дело в том, что за последний год Вяткин написал больше работ, чем за предыдущие 10 лет.

- Прошел жизненный цикл, и я вдруг почувствовал оживление, ко мне вернулся прежний интерес, - говорит художник. - Предшествующие несколько лет я жил так: есть заказ - я его делаю. А сейчас работа меня вновь увлекла. Мне когда-то нравилось рисовать, а теперь нравится снова. Буду продолжать.

Выставка будет работать до 26 марта. Также в марте состоится и авторская экскурсия по экспозиции. Успевайте. Не пожалеете!



1899073

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Культурный Заречный»

  • Поздняя нынче Пасха
    №18 от 02 мая 2024 г.

    5 мая православные христиане встретят Светлое Христово Воскресенье - Пасху. Это самая значимая дата для любого верующего, которая давно стала любимым, повсеместно отмечаемым народным праздником.

  •  
    Конфуз неуместен
    №10 от 07 марта 2024 г.

    На информационных стендах, которые устанавливают в строящемся экопарке, найдены ошибки.

  • В Выставочном зале Краеведческого музея 2 апреля состоялось открытие выставки, посвящённой 60-летию Белоярской АЭС.

  •  
    Тело может много
    №07 от 15 февраля 2024 г.

    Новый проект от НКО «Я могу! Я есть! Я буду», который получил название - «Твое тело может много», будет запущен с 1 марта.

  • Сырой дневник
    №11 от 14 марта 2024 г.

    С октября 2024 года учителей, учеников и родителей Свердловской области перевели на новый электронный дневник.

  •  

    Стены, с которых снята краска, порванный линолеум на полу старательно заклеен скотчем.