Уникальная коллекция Михаила ЛедневаВидели ли вы в Заречном мужские носки под названием «Мода ходячий», колготки «с удалением пота», презервативы в виде зайчиков? Всё это и многое другое есть в уникальной коллекции образцов некачественной продукции, которую вот уже 24 год собирает Отдел по защите прав потребителей и его руководитель Михаил Юрьевич Леднев.
Алёна АРХИПОВА
- Образцы некачественной продукции мы начали собирать с 1993 года, - рассказывает Михаил Леднев. - 1 апреля мэр Заречного Георгий Карпеевич Леонтьев создал Отдел по защите прав потребителей, а уже к осени стали появляться первые экспонаты.
Одним из первых шедевров коллекции стала коробка из-под глазированных творожных сырков, которую сотрудники отдела изъяли с торговой точки во время рейда. Особенность её в том, что обнаружили продукцию 3 марта, а, судя по дате выпуска на коробке, сырки будут произведены только 10 июня. Вот такой производители сделали «удобный» срок годности продукта с большим запасом.
Сколько предметов накопилось в коллекции за 23 года, точно сосчитать невозможно. Многие экспонаты приносили на память пострадавшие покупатели, что-то удалось добыть самим работникам отдела. Большая часть экспонатов появилась в «лихие 90-е».
Привет из 90-х
Есть в коллекции торговые гирьки весом, судя по надписи, 2 кг и 1 кг. На самом деле они гораздо легче. Килограммовая гиря весит 700 граммов: хитроумый «умелец» не просто просверлил дырку, чтобы уменьшить вес, - гиря полая внутри. Двухкилограммовая гиря весит 1,5 кг - она аккуратно спилена снизу. Уникальны эти экспонаты ещё и тем, что подарили их владельцы магазина - изъяли, когда обнаружили махинации своих продавцов.
Навевает ностальгию баночка с названием «Долина Скандии» (в 90-х годах по телевизору шла мощная реклама этого продукта. - Прим. авт.). Расхвален товар по высшему разряду: «сверхлёгкая, сливочная, максимум вкуса, минимум калорий». Вот только что это? Масло, повидло, сало - на коробке не написано. По факту же это обыкновенный маргарин.
Удивил нас ещё один экспонат: пакет с вермишелью. И сегодня, спустя не один десяток лет, она осталась ярко-жёлтого цвета. Как говорил покупатель, который её попробовал, бульон при варке этой вермишели окрасился в такой же ядовито-жёлтый цвет, а вермишелинки стали грязно-серыми. Между тем красителя в вермишели в принципе быть не должно.
Всё было впервые и вновь
Отлично характеризует лихое время ещё один экземпляр коллекции - презерватив в виде рыбки. Такими изделиями в форме оленей, рыбок, зайчиков в 1995-1996 годах были завалены прилавки всех киосков и мелких магазинчиков. И хотя эта продукция тянула максимум на сувенир, люди, видимо, пытались использовать её по назначению. Естественно, потом обращались в Отдел по защите прав потребителей с жалобами на низкое качество.
Другой яркий пример лихолетья - шикарные мужские туфли. Продавцы уверяли, что обувь наивысшего качества, произведена в Италии из натуральной кожи. Вот только подошва почему-то оказалась картонной, а каблуки прибиты к ней мелкими гвоздями. Позже выяснилось, что это была специальная обувь для погребения, которую одевают на усопших. Хотя на прилавке она, пожалуй, выглядела действительно красиво.
А ещё в уникальной коллекции хранится табличка «Товар возврату не подлежит», которую в 90-е годы можно было часто встретить в магазинах. «В то время продавцы, новоявленные предприниматели не знали ни правил СЭС, ни Закона о защите прав потребителей, - вспоминает Михаил Юрьевич. - Больше скажу - не хотели знать. Самая распространённая фраза торговцев того времени: «А мы-то здесь при чём?» Очень хорошо помню одного из первых бизнесменов Заречного, у которого было в городе два киоска. Он торговал в них колбасой, мясными полуфабрикатами, не имея при этом холодильников. Оправдывался очень просто: говорил, что продукция не залёживается, и что в течение дня всё продаёт. Хорошо, что тогда у нас были полномочия, и деятельность этого предпринимателя удалось пресечь.»
Продать красиво
Особое место среди образцов некачественной продукции занимают этикетки и упаковки от трикотажных изделий. Вот, например, этикетка от мужских массажных носков с названием «Мода ходячий». Размер у них универсальный: от 41 до 47.
Женщин всех времён порадовала бы сохранённая в коллекции упаковка от турецких женских колготок в 500 ден M-XXXXXL размера. В аннотации производитель расхваливает изделие не на шутку: «Колготки применяют качественный японский шёлк аммилон, используют передовую вязаную технику с трёхнитяным наперением и увеличением толщины и размера в настоящем мире, и плетены современной итальянской вязальной машиной с компьютером», «обладают красотой и изяществом, удобством и уютностью, свободой в ходе, оздоровлением и похудением, холодостойкостей, погашением пота и удалением смрада», а главное - «особенно подойдут к РУССКОМУ РОСТУ!» Как говорится, умей продать красиво!
Вылечить всё
Отдельное место в коллекции занимают разные лечебные и медицинские приборы, которые «помогают» от всех болезней. Михаил Юрьевич продемонстрировал устройство, на упаковке которого написано: «Пояс бытовой электромассажный, оказывает расслабляющее действие, снимает усталость и т.д.». Внутри пояса стоял небольшой электромоторчик, который активно жужжал, вибрировал. Впрочем, на массаж и прочие профилактические действия, которые он якобы должен был оказывать, надеяться не приходилось.
Ещё один экспонат - массажёр для шеи, за который покупатель заплатил когда-то более 2 тысяч рублей. По сути, это пластмассовая болванка с небольшой щёткой на конце и тем же вибромоторчиком внутри. В Екатеринбурге Михаил Юрьевич обнаружил такой массажёр за 600 рублей, а позже в Заречном в магазине «Товары для дома и сада» он продавался по 90 рублей.
Каждый экспонат коллекции, безусловно, можно назвать уникальным. Например, хлеб, в корочку которого впечатались мухи, или пузырёк с витаминами вперемешку со стеклом. Есть упаковки от круп, которые как бы не требуют варки. Есть зубные щётки, которые после первого использования превратились в лохмотья.
Коллекция продолжает работать
Коллекция Отдела по защите прав потребителя постоянно пополняется. Среди последних образцов впечатляет фото кастрюли с какой-то едой. Что это за блюдо - непонятно: оно покрыто плесенью. Как объяснил Михаил Леднев, это снимок с проверки одного из местных кафе. Плесенью, как выяснилось, кормили посетителей - наладили безотходное производство. Причём работники общепита смело уверяли, что это вкусно и даже предлагали попробовать.
Самый свежий экспонат из интернет-магазина. Мужчина заказал в Санкт-Петербурге очень удобный автоаксессуар: видеорегистратор, навигатор и антирадар - три в одном. Заплатил за него 7 700 рублей. В итоге по почте ему прислали три автоаксессуара: MP3-плейер для машины, разветвитель для USB-входа и… коврик на панель, чтобы удобно было расположить на нём телефон.
- Коллекция собранных за долгие годы образцов некачественной продукции работает, - говорит Михаил Юрьевич. - Мы знакомим своих посетителей и клиентов с экспонатами, рассказываем о нарушениях в сфере торговли, доказываем, особенно если речь идёт о «медицинских» приборах, что они не лечат, а значит и не помогают. И кто-то действительно начинает задумываться и становится более внимательным и осторожным потребителем.
Редакция «Зареченской Ярмарки» благодарит Михаила Юрьевича и сотрудников отдела за возможность ознакомиться и рассказать читателям об уникальной коллекции.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.