Последний выпуск
№ 46 от 14 ноября 2024 г.
Газета вышла 8 дней назад

Архив №41 от 13 октября 2016 г. Ленинградский десант

Ленинградский десант

Ленинградский десант

Говорят, кто не знает своего прошлого, у того нет будущего. К этой мысли мы возвращаемся каждый раз, когда сталкиваемся с незаслуженно забытыми или случайно выпущенными событиями из истории нашего города. Так в «Зареченской Ярмарке» открывается новая рубрика, которую мы назвали «Однажды много лет назад…» в которой будем рассказывать о неизвестных или забытых фактах нашей истории. Редакция будет рада любым воспоминаниям, которыми поделятся с нами старожилы. Звоните по телефонам 7-25-95 или 7-61-23.

Алёна АРХИПОВА

Ровно 60 лет назад, 26 сентября 1956 года в глухую уральскую тайгу - в будущий посёлок Лесной, который теперь гордо именуется город Заречный, приехала первая группа добровольцев-строителей из Ленинграда - практически одни молодые девчонки. Они лихо

именовали себя «ленинградским десантом». Ко второму десятилетию 21 века их осталось совсем мало, а воспоминания стали почти бесценны.

На стройку века

«Они ехали в поезде, бежавшем с Ленинграда на Восток. И удивлялись, до чего много схожего в их биографиях. Почти все окончили десять классов. Почти все не прошли по конкурсу в институты; по совести говоря, подавали заявления в первый попавшийся. Почти все остановились на распутье: какую выбрать профессию? И решили спросить об этом у жизни…», - писал о юных комсомольцах-добровольцах, ехавших на грандиозную стройку, журналист Евгений Ананьев в популярном в советское время журнале «Уральский следопыт» в 1960 году.

Архивные данные Городского краеведческого музея Заречного сообщают разные цифры об общем количестве ленинградского «десанта», прибывшего в сентябре 1956 года на место будущего строительного посёлка Лесной. В воспоминаниях самих ленинградцев упоминаются то 23 комсомольца, то чуть больше 20, то 186 человек (все, кто ехал в одном поезде). В архивных списках значится цифра 23. На общей фотографии, которая хранится в музее, запечатлено 17 посланцев из города на Неве. Это число и принято считать официальным. А вот что рассказывают сами ленинградцы:

«После окончания училища нас должны были распределить по предприятиям города, - вспоминает в книге «Помнит гвардия седая» Маргарита Клавдиевна Заикина. - Однажды мы услышали по радио о призыве ЦК комсомола и партии к молодёжи работать на стройках страны. Нас захватила эта идея. Всей группой №1 мы ринулись получать комсомольские путёвки. Нас было 23 человека. Мы отправились строить Белоярскую атомную станцию».

«Я училась в городе Сестрорецке Ленинградской области, - рассказывает Дина Ильинична Смирнова, - в техническом училище на токаря-универсала. Окончила с отличием. Сначала мы с подругами собирались по распределению под Иркутск, строить химкомбинат. Приехали в Ленинград, в Смольный узнать у руководства подробности. И там нам предложили отправиться на Белоярскую ГРЭС. Мы и согласились. Выдали нам подъёмные, девчонки сразу же отправились покупать тёплые вещи ватники, телогрейки ведь ехали на север, в тайгу. Не знали тогда, что всё это нам там выдадут.

Провожали нас на Московском вокзале, играл оркестр, даже телевидение было. Вагоны поезда были заполнены молодыми добровольцами. Говорили, что едет 186 человек кто куда. Наша группа ехала в первом вагоне, до места добирались почти трое суток, всю дорогу пели песни…»

Ночь. Грузовик. Барак

«Приехали мы на станцию Баженово в 2 часа ночи, - улыбаясь, вновь переживает тот момент Дина Смирнова. - Нас встретили грузовые машины с крытым верхом и без. Помню, было холодно, моросил дождь, дорога ужасная, грязь. Прибыли на место кругом тайга. В темноте еле видно бараки. Они стояли там, где сейчас автостанция. Говорят: «Выгружайтесь, занимайте места». Бараки были небольшие, свежие, стены побелены, печки натоплены. В одной комнате почти впритык стояло по 8 коек. Ни стола, ни стульев, у каждой кровати - алюминиевые ложка, кружка - и всё. Первое время, чтобы покушать, между кроватей ставили чемодан, на нём и ели.»

Уже на следующее утро ленинградских девчонок распределили кого куда. Кого строить баню, гаражи, кого копать траншеи, кого в столярный цех. Сразу записались на курсы станочников, каменщиков, бетонщиков, плотников.

«Днём мы работали в столярном цехе, а вечером учились, - делится воспоминаниями Маргарита Заикина. - После окончания курсов стали работать на деревообделочных станках. У меня был четырёхсторонний станок, который стоял на улице под навесом. Сушилки не было, мёрзлые доски не хотели идти под ножи. Скользили. Но мы и тут не унывали: с шутками и песнями били чем-нибудь тяжёлым в конец доски, чтобы она скорее прошла через станок.»

«Я копала на временном посёлке траншеи, - продолжает Дина Ильинична. - Стояла поздняя осень, мёрзлая земля не поддавалась, приходилась разогревать. Нормы, мы, конечно, не выполняли никто ж ничего толком делать не умел. Учились на ходу. Работали и грузчиками грузили цемент, известь.

Не всем такая «романтика» пришлась по душе. Ни бани, ни магазинов, только грязь, тяжёлый труд и холод. Многие через какое-то время собрались обратно, уехали. А мне ехать было некуда, да и стыдно ни с чем возвращаться. Я родом из деревни, к бытовым трудностям привычная.»

Мы были молодыми

В посёлке Лесной остались самые стойкие, смелые и отчаянные. Молодость, природный энтузиазм брали своё жили ленинградцы с другими строителями дружно и весело, не унывали. Вот что рассказывает о тех днях участница ленинградского «десанта» Тамара Георгиевна Плотникова:

«Наша бригада начала строить баню с нуля. Была зима и надо было обогревать землю в траншеях под бетон. Ночью жгли костры, а днём копали. Вместе с С.Н. Васильевой разожгли по всей траншее костры и задремали, а когда очнулись, были все в саже, и сгорело по рукаву у телогрейки, начали смеяться друг над другом. Днём делали бетонную кладку стен. Был случай, что у меня забетонировались сапоги (они были очень большие). Пришлось их оставить в бетоне. А меня из сапог вытащили и дали другие, поменьше.»

«Бывало, умаешься на работе, идёшь домой, думаешь, только б до кровати добраться, - вспоминает Дина Смирнова. - Но дома умоешься, переоденешься и на танцы, весело было! Вечерами и на субботниках строили танцплощадку, стадион (где сейчас газовая служба). А клуб был в бараке. Однажды привезли к нам фильм «Весна на Заречной улице». Он только вышел на экраны, Рыбников в главной роли так хотелось его посмотреть, что мы всей бригадой сбежали с работы в клуб. Попало потом, конечно.»

«Потом к клуб приехала директором Валентина Львовна Гольдберг, - продолжает Тамара Плотникова. - Появилась самодеятельность, проводились тематические вечера, приезжали к нам артисты. Однажды был Кабзон, молодой, небольшого роста. Когда шёл концерт, на улице началась потасовка между нашими ребятами и солдатами с Муранитной. Все выскочили на улицу, а Кабзон стоит у входа и говорит: «А мне куда?» я к нему подошла и говорю: «Иди к директору в кабинет, машина подойдёт, тебе скажут, и ты уедешь.»

Всякое было в те времена. Милиции было немного, поэтому контролировал ситуацию комсомольский патруль.

«В 1960 году я вышла замуж за Ивана Павловича Смирнова. Поначалу жили в общежитии, спали на одной койке. Бывало, идёт комсомольский патруль, проверяет, чтобы всё было в порядке. Приходилось свидетельство о браке показывать…» - вспоминает Дина Смирнова.

… Теперь глядят с музейных фотографий 17 девчат и ребят из ленинградского «десанта». Запомните, друзья, эти сильные и красивые лица. Они построили наш город, город, в котором мы с вами живём, трудимся, растим новые поколения. Они построили его для нас. Мы гордимся вами, дорогие ленинградцы. Спасибо вам за Заречный!

В статье использованы материалы архивов Городского краеведческого музея, журнала «Уральский следопыт» за 1960 г., книги «Помнит гвардия седая» и личные воспоминания Д.И. Смирновой.



1017017

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «История Заречного»

  • Конец золотой лихорадки
    №46 от 14 ноября 2024 г.

    Золото в Гагарке уже не добывают, предприятие ликвидируется, но экологические вопросы к нему остаются.

  •  
    Рецидивист
    №32 от 08 августа 2024 г.

    Рецидивист «Одни преступления открывают путь другим». Сенека Подготовила Алёна АРХИПОВА* Есть старый анекдот, когда судья спрашивает у подсудимого, для чего тот живет и что делает полезного в жизни. В ответ удивлённый «глупостью» судьи преступник отвечает:…

  • Как я была на Поле чудес
    №38 от 19 сентября 2024 г.

    Нынешней осенью исполняется 34 года телевизионной игре «Поле чудес». А знаете ли вы, что 22 года назад на ней побывала жительница Заречного Людмила Воронова.

  •  
    Рецидивист
    №32 от 08 августа 2024 г.

    Рецидивист «Одни преступления открывают путь другим». Сенека Подготовила Алёна АРХИПОВА* Есть старый анекдот, когда судья спрашивает у подсудимого, для чего тот живет и что делает полезного в жизни. В ответ удивлённый «глупостью» судьи преступник отвечает:…

  • Здесь будет город и сад
    №37 от 12 сентября 2024 г.

    Здесь будет город и сад С момента создания первого коллективного сада в Заречном прошло 60 лет. Юлия ВИШНЯКОВА Во все времена - в царские, советские и постсоветские поместья и дачи использовались не только для отдыха, но и для выращивания овощей, ягод…

  •  
    Нам есть чем гордиться
    №32 от 08 августа 2024 г.

    9 и 10 августа Заречный будет отмечать знаменательную дату - 60-летие Белоярской АЭС, уникальной атомной станции на быстрых нейтронах.