Последний выпуск
№ 13 от 28 марта 2024 г.
Газета вышла вчера

Архив №38 от 17 сентября 2015 г. Вот моя деревня - вот мой край родной

Вот моя деревня - вот мой край родной

Вот моя деревня – вот мой край родной

Уважаемые зареченцы, в «Зареченской Ярмарке» №36 мы провели вас по достопримечательностям Заречного, напомнили историю его возникновения и развития. Но ведь Заречный исторически связан с Мезенкой, Курманкой, Бояркой и Гагаркой. Сегодня мы решили рассказать вам историю окрестных деревень. Итак, отправляемся на виртуальную экскурсию…

Татьяна ГОРОХОВА по материалам краеведческого музея,

Сибирский тракт

Выезжаем из Заречного по дороге к селу Мезенскому и останавливаемся на Сибирском тракте. Он был открыт в 1763 году. Это самая длинная в мире сухопутная дорога, протянувшаяся от Москвы до Пекина, изъезженная в стародавние времена ямщиками, почтовыми повозками, чайными караванами, истоптанная толпами кандальников, позванивающих тяжкими цепями. Среди первых его путников были участники пугачёвского восстания и декабристы. В 1790 году по нему провезли закованного в кандалы писателя-вольнодумца Александра Радищева. Начиная с 1826 года в течение нескольких лет по Великому сибирскому пути совершили вынужденные путешествия на восток более ста ссыльных декабристов. И все они ехали через Мезенку: Е.П. Оболенский, И.Д. Якушкин, В.Л. Давыдов, И.П. Пущин, А.И. Якубович, А.И. Анненков, Л.З. Муравьев, С.Г. Волконский… Этот же путь проделали и преданные жёны мятежных вольнодумцев.

Крестьяне не любили эту дорогу: бывало, что каторжанам удавалось сбежать, и тогда вместо них охранники ловили местных, чтобы доставить к месту нужное число заключённых. Тракт этот прошёл по селу Мезенскому, самому старому в нашем районе.

Село Мезенское

Давным-давно господствовала в этих краях дикая таёжная природа. Вплоть до начала XVII века, когда беглый народ из архангельских краёв, с реки Мезени, осел здесь, организовав поселение, которое мы теперь называем село Мезенское. Первоначально Мезенка входила в состав Невьянской слободы, потом её приписали к Верх-Исетскому заводу и поставили на оброк - цедить смолу для Екатеринбурга.

По разным данным, поселение возникло либо в 1612, либо в 1613 годах. Но известно, что к 1624 году, согласно «Дозорной книге» Михаила Тюхина, в Мезенке насчитывалось 8 дворов. Постепенно деревня росла, жители занимались земледелием, добывали смолу, работали на асбестовых копях, плотничали, катали валенки, мыли золото и добывали изумруды. Хороший приработок, пока не появилась железная дорога, давал извоз по Сибирскому тракту, а также все ремёсла, которые так или иначе с извозом были связаны.

Мезенка называлась деревней до тех пор, пока не построили в ней большую церковь с того времени это место стали называть село Мезенское.

Мезенский храм

В середине XIX века, в 1851 году, в Мезенку из Белоярки перевезли деревянный сруб, установили на каменный фундамент, оштукатурили, покрыли железом. По одной из легенд, возле него была могила известного русского художника Ивана Никитина, автора портретов Петра Первого и его жены Екатерины. Будто бы художник умер как раз в этих местах, когда возвращался из Тобольской ссылки… А ещё через Мезенку в 1725 году проезжал капитан Беринг и утопил в бездорожье якорь, кованный на Каменском заводе. Якорь вроде бы нашёлся в 1952 году во время ремонта каменного моста, но, к сожалению, по незнанию находку отдали в переплавку. В 1904 году в Мезенке на народные пожертвования начали строить новый храм, теперь уже каменный. Его не тронули даже во времена «безбожной войны» в 20-е годы ХХ столетия, хотя вывезли из него целый воз икон. Потом в церкви открыли школу, затем здесь была библиотека и даже клуб. Это самое древнее здание во всём Белоярском районе.

Неподалёку от Мезенки расположилась деревня Курманка, у которой очень интересная история. Поворачиваем с Сибирского тракта и едем мимо соснового леса, вдоль Курманского карьера…

Деревня Курманка

Этот населённый пункт основан беглыми староверами-раскольниками в 1648 году. Возможно, название деревни пошло от фамилии или прозвища одного из первых поселенцев здешних мест Курманова (или Курмана), выходца с новгородских земель. Именно он срубил на поселении первую избу, стоял этот дом около ручья, там, где сейчас магазин на повороте на Гагарку. Здесь установлен памятный камень. Поначалу пришлые люди селились в землянках, потом постепенно обустраивались, ставили избы, потаённые молельни и скиты. Долгое время основное население Курманки составляли староверы. Местные власти их не притесняли, поскольку рабочих рук не хватало, а раскольники были хорошими работниками. Однако есть версия, что название Курманка происходит от слова «курмыш», что значит «группа домов», т.к. наиболее распространённым типом русских поселений на Урале были небольшие деревни в 2-5 домов. Курманка прославилась на всю округу как родина разбойников Хамкиных.

Братья-разбойники

Говорят, что знаменитые братья-разбойники Викул и Платон Хамкины были выходцами из Курманки. В 19 веке много купцов «потрясли» на Сибирском тракте эти лихие налётчики. Даже писатель Мамин-Сибиряк в своих записках упомянул о них: «На Урале знаменитых разбойников не занимать. Так, недавно ещё ловили и не могли поймать присуждённых к бессрочной каторге разбойников Хамкиных, которые бежали с дороги на каторгу и успели утопить в проруби уставного урядчика.» Между тем бедняков курманские головорезы не трогали, поэтому народ сохранил о них больше добрую славу.

Есть в деревне на улице Толмачёва очень интересный дом красного кирпича, на 3 окна, с фигурным чердаком и большим двором. По легенде, именно здесь жили братья Хамкины. Говорят, они заезжали во двор на тройках лошадей с награбленным добром и … пропадали. Будто бы под этим домом были вырыты огромные подземелья, тянущиеся до самой реки. Там и прятались знаменитые разбойники. Но жили в деревне не только лихие люди, славилась она и своими мастеровыми.

Курманский карьер

В XIX веке местный рудознатец Степан Мошкин нашёл неподалёку от Пышмы железную руду. Купцы Ошурковы тут же организовали её добычу. Но шахты всё время топило водой. А ещё курманцы занимались заготовкой кирпича-плитняка на горе за рекой Курманкой. Плитняк разбивали лопатами, укладывали в штабеля и продавали. У многих домов в округе фундаменты сложены из гранитного плитняка курманского месторождения, из него сделан арочный мост в селе Мезенском, фундаменты церквей в Мезенке и Белоярке. В 30-х годах прошлого века это ремесло было расширено и постепенно дало начало Курманскому каменно-щебёночному карьеру, который успешно работает до сих пор. В 1961 году здесь стали строить корпуса нового дробильно-сортировочного завода. А когда взрывали мерзлоту под административно-бытовой корпус, экскаваторы рыли траншеи, ковши выворачивали наверх гробы из цельного дерева - на этом месте было кладбище староверов. На углу напротив нынешнего магазина стоял староверческий молельный дом. От него дорога ведёт в д. Гагарка.

Деревня Гагарка

По одной версии, основателями Гагарки стали выходцы из Архангелогородской губернии. Предположительно появилась она в промежутке между 1620 и 1680 годами. Есть и такая легенда, что основателем деревни стал беглый каторжанин по фамилии Гагарин. Он перезимовал в лесу, а весной срубил избушку на холме, недалеко от поворота на Курманку. Рождались у него только дочери, так что фамилия Гагарин осталась только в названии деревни. По другой легенде, архангелогородцы дали название деревне по имени любимой птицы гагары.

Интересна связь Гагарки с Пугачёвым. Якобы прослышав про восстание, гагарцы бросили работу на Берёзовском золотом прииске и подались домой. Вслед им была выслана карательная экспедиция, но гагарцы разбили их на берегу речки, которая была названа Пушкарихой.

Гагарцы копали золото на своих огородах, искали руду. Золото ещё и сейчас добывают неподалёку от Гагарки. Известна эта деревня и тем, что именно здесь 115 лет назад открылась первая церковно-приходская школа.

Первая школа

Учить детей в Гагарке стали ещё во второй половине 19 века. Учили детей полуграмотные монашки и псаломщик из церкви села Мезенского. Определённого здания для занятий не было. Крестьянских детей учили в частном доме, который арендовали у хозяев. На верхнем этаже помещался класс, а сами хозяева жили в подвальном помещении. В конце 19 века по решению земства было решено построить здание церковно-приходской школы, которое приняло детей в 1898 году. К 1917 году в ней насчитывалось уже более 50 учеников. Затем здание церковно-приходской школы стало очень тесным, поэтому было принято решение о строительстве деревянного одноэтажного здания в сосновом бору на горке. Строительство школы началось в 1932 году, а 1 сентября 1934 года ученики встретили в новом здании. В годы Великой Отечественной войны в этом здании учились не только сельские ребятишки, но и дети из эвакуированных семей.

Дорога из Гагарки ведёт нас в следующую деревню - Боярку.

Деревня Боярка

Появилась она приблизительно в то же время, что и Курманка. Говорят, что основателями Боярки стали переселенцы из Центральной России, кержаки с реки Керженца. Скорее всего, название пришлые принесли с собой, от былых хозяев: боярские, значит, принадлежали какому-то боярину. Хотя и не исключены и топонимические корни: «байраком» называли небольшой участок леса, который остался когда-то от солидного лесного массива. Кроме того, в исторических бумагах упоминается версия, что название могло появиться уже позже, когда деревню облюбовал для своих забав и рыбалок какой-то знатный боярин. Жили в Боярке за счёт собственного натурального хозяйства, у кого была лошадь, нанимались возить дрова из Берёзовского в Екатеринбург. Так что деревня ещё с 19 века обрела статус огородно-дачной местности. Впрочем, она до сих пор остаётся дачным местом для зареченцев. Однако, есть в Боярке и своя загадка…

Древняя обсерватория

В 1992 году, когда велись предварительные работы по строительству новой трассы Екатеринбург - Тюмень, в районе деревни были обнаружены следы пребывания древнего человека. На левом берегу Пышмы, напротив Боярки, было найдено около трёх десятков неглубоких ям. Они были укреплены, а внутри были найдены части орудий из камня, наконечники стрел и копий, осколки керамических изделий с орнаментом. Все эти предметы относились примерно к 6 - 4 тысячелетию до нашей эры. Через год в сосновом лесу работали экспедиции археологов. Но что здесь было, они так и не смогли узнать. Человеческих останков обнаружено не было - значит, это не захоронения; какой-то кухонной утвари тоже не нашли - значит, не жилище, да и слишком маленькие были ямы. Некоторые учёные предположили, что здесь могла быть древняя обсерватория. Но каких-либо серьёзных доказательств и подтверждений той или иной версии до сих пор нет. Есть в окрестных местах ещё одна достопримечательность, к которой мы и направляемся.

Рябовская мельница

Было в окрестностях Боярки две мельницы - Плеткинская и Рябовская. Самая известная, конечно, последняя. По воспоминаниям, находилась она по правую руку от нынешней дороги, ведущей из Заречного к плотине. Александр Иванович Рябов был смотрителем железных рудников Ревдинских заводов. Перед выходом на пенсию он купил мельницу на реке Пышме в деревне Боярка. Рядом с мельницей был дом, дача и сушилка. Мельница эта работала до 1926 года, затем была закрыта. Впоследствии на этом месте жители деревни проводили так называемые массовки - массовые гуляния. Собирались семьями, с детьми, пели песни, танцевали. Здесь боярцы узнали о том, что началась война: к 22 июня 1941 года отсеялись и решили отметить этот праздник… Здание самой мельницы было снесено, а вот жилой двухэтажный дом стал первым общежитием для строителей Белоярской станции. Весной 1959 года началось заполнение водохранилища, постройки должны были уйти под воду. Летом того же года жителей переселили, деревянные дома раскатали и увезли.

На этом наша экскурсия заканчивается, спасибо за внимание.



1014709

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «История Заречного»

  • Привет из прошлого
    №10 от 07 марта 2024 г.

    Продолжаем увлекательный процесс погружения в прошлое: разбираем архивы «Зареченской Ярмарки» и вспоминаем, какими событиями жил Заречный во второй половине февраля разных лет.

  •  
    Привет из прошлого
    №05 от 01 февраля 2024 г.

    Продолжаем изучать подписку «Зареченской Ярмарки» , вспоминаем, чем жил, дышал, о чём волновался наш город в конце января разных лет.

  • Цыганка гадала
    №09 от 29 февраля 2024 г.

    Цыганская культура значительно богаче и интересней, чем о ней принято думать. Среди представителей этой нации есть значимые для мировой культуры, спорта и науки личности: Николай Сличенко, Чарли Чаплин, Златан Ибрагимович, Эрик Кантона.

  •  
    От любви до ненависти
    №04 от 25 января 2024 г.

    От любви до ненависти «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся», - поётся в известной песне. У одних потом всё хорошо, а другим «не везет в этом так, что просто беда». Обижая друг друга, горе-влюблённые начинают обвинять во всех грехах, кого угодно,…

  • Привет из прошлого
    №06 от 08 февраля 2024 г.

    Продолжаем увлекательный процесс перечитывания подписки «Зареченской Ярмрки». Сегодня узнаем, какие знаковые события произошли в Заречном в первой половине февраля разных лет.

  •  
    Привет из прошлого
    №04 от 25 января 2024 г.

    2024 год начался в Заречном с коммунального коллапса. А чем жили, о чём переживали, что обсуждали зареченцы в середине января разных лет? Вспомним, продолжив изучать подписку «Зареченской Ярмарки».