1989 год - про хозрасчёт и заросшие клумбыК полувековому юбилею мы продолжаем рассказывать об истории Белоярской АЭС и Заречного.
Татьяна ГОРОХОВА
Говоря о задачах на 1989 год, директор БАЭС О.М. Сараев прежде всего отмечал необходимость структурных изменений: «Это связано прежде всего с предстоящим вводом объектов 4 блока, в частности, с подготовкой к эксплуатации пуско-резервной котельной. Поэтому целесообразно все котельные объединить в один цех.» Вместе с тем, о строительстве 4 блока стали говорить с меньшим энтузиазмом - после аварии на Чернобыльской АЭС отношение к атомной энергетике сильно изменилось. В 1989 году строительство блока было заморожено, однако в газете «Мирный атом» писали: «В 1989 году существенного ускорения темпов строительства 4 блока не ожидается. Причина - задержка в утверждении техпроекта установки.» Параллельно решался вопрос о трудоустройстве около сотни работников блока №2, вывод из эксплуатации которого планировался на конец года. Так что времена наступали нелёгкие…
В 1989 году по инициативе Г.В. Щербаковой был создан Совет женщин Белоярской АЭС. Благодаря ему всем работницам станции был сокращён рабочий день с сохранением зарплаты, а работающим в особо вредных условиях были улучшены условия труда и быта. Эти события долго обсуждались в Заречном.
Ещё одна важная тема, горячо обсуждаемая в газетах и на улицах, - переход на хозрасчёт. «Учимся хозрасчёту», «Переход на хозрасчёт - хорошо или плохо?», «Работа в условиях хозрасчёта» - газетные страницы пестрели такого рода заголовками. Разворачивались целые дискуссии о новом экономическом явлении, доселе незнакомом зареченцам. Тогда мы ещё не понимали, что наша страна приближается к серьёзному перелому всей экономики…
Многое в жизни всё ещё шло по плану, хотя некоторые отклонения стали появляться. Так, подсобное хозяйство не выполнило план по росту поголовья свиней - вместо запланированных 1000 голов вырастили всего 779; рыбы было продано 100 тонн вместо 160. В некоторых коллективах начали отказываться от соцобязательств. В то время было принято отрабатывать определённое время на благоустройстве посёлка, сдавать нормы ГТО, участвовать в работе ДНД, выезжать на прополку в Мезенский совхоз. Тех, кто отказывался добровольно делать всё это (в основном из-за введения хозрасчёта), предлагали лишать звания коллектива коммунистического труда. В официальных отчётах звучали замечательные цифры: на благоустройстве посёлка отработаны 80 тысяч человеко-дней, построены 3 детские площадки, высажено около 1000 деревьев, 600 кустарников, оборудованы газоны. Но старожилы начали жаловаться в газеты: Заречный стал хуже… Жильё и дороги не ремонтируются, лес хищнически вырубается, продавцы грубят… Заметьте, и это говорили 25 лет назад!
В магазинах ещё всё было, но уже начались перебои с поставкой продуктов. Наиболее дальновидные зареченцы начали потихоньку скупать крупу, сахар и складывать их в закрома. Сливочное масло уже не так свободно лежало на прилавках. Несколько раз за год пропадал хлеб - сказывались срывы в работе хлебозаводов Свердловска.
Тем не менее, в 1989 году непромытые улицы посёлка казались катастрофой, непрополотые клумбы были просто скандалом, а бдительные домоуправы активно предупреждали жителей центральных улиц Заречного о том, что нельзя вывешивать на балконах выстиранное бельё выше уровня перил, чтобы его не было видно прохожим. Хорошее было время…
В статье использованы материалы книги «Заречный. История моего города» и архивные материалы Городского краеведческого музея.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.