Взрослые игры с детским образованиемБедное российское образование… Уж сколько раз его пытались реформировать?! Теперь вот с помощью «дорожных карт»…
Татьяна ГОРОХОВА
Давайте вспомним, что пришлось пережить за 20 лет школьному и дошкольному образованию в Заречном, да и в России в целом. В конце 90-х было решено вместо 10-летнего ввести 11-летнее школьное образование, поэтому из 3 класса ребята стали переходить сразу в 5 класс, минуя 4-й. Правда, постепенно всё выровнялось, 4 класс вернулся на прежнее место, школьники стали учиться 11 лет. Затем, вначале 2000-х, вместо привычных экзаменов был введён ЕГЭ - единый государственный экзамен в форме тестов. Результаты ЕГЭ объявили проходными для поступления в вузы.
Чтобы сдать пресловутый ЕГЭ, старшеклассники срочно стали тренироваться, как правильно выполнить тесты и совсем забросили сочинения. Следующие изменения коснулись педагогов - их зарплату напрямую «привязали» к количеству учеников в классе: чем больше, тем выше. Новый принцип назвали «подушевая оплата». Тем учителям, кто хотел заработать больше, чем учеников в классе, предложили и работать больше - ввели стимулирующую надбавку за дополнительную работу. Такую же надбавку ввели и для дошкольных педагогов.
В 2011 году была проведена очередная оптимизация сферы образования Заречного. Так, в детских садах сократили рабочий день на 1 час: вместо 12-часового рабочего дня воспитатели перешли на 11-часовой, что привело к сокращению работы детских садов. Также были сокращены и ставки воспитателей: вместо 2 воспитателей на группе оставили работать 1,5 человека. Вместе с тем детсадовские группы уплотнили до необходимой нормы в 25 человек.
Следующий этап оптимизации образования потребовал сокращения неэффективных расходов. Так, в 2012 году в зареченских школах решили сокращать персонал за счёт слияния школ. Процесс затронул четыре зареченские школы: №5 и №6, №7 и №3. Внедрение этой реформы привело к серьёзному сопротивлению учителей, а в противостояние взрослых были втянуты дети.
И вот начинаются новые изменения. С 2014 года все образовательные учреждения - детские сады и школы - обязаны жить по так называемым «дорожным картам». Как поясняют в правительстве РФ, «дорожная карта позволит осуществить необходимые изменения в системе образования, увязанные с этапами перехода к эффективному контракту, в том числе за счёт установления чёткой последовательности действий, сроков, ответственных исполнителей». Говоря проще, для повышения эффективности образования все образовательные учреждения, в том числе детские сады и школы, обязаны выполнить целевые показатели, которые требуют от них вышестоящие органы.
Как пояснила на июльском заседании Думы начальник Управления образования Е.В. Харкина, в целях повышения эффективности и достижения целевых показателей в Заречном необходимо объединить все детские сады в одно юридическое лицо. Таким образом заведующие, которые сейчас вынуждены выполнять административную работу в ущерб основной, займутся воспитательным процессом. Кроме того, по целевым показателям положено 12 воспитанников на 1 воспитателя, в наших детсадах на одного воспитателя приходится 7 детишек. Предполагается, что при объединении все эти показатели будут достигнуты.
Реорганизация коснётся и школ. Так, планируется объединить школы №5 и №6 (это мы уже проходили), школу №4 с вечерней и Центром психолого-педагогической коррекции и реабилитации; школы №№1, 2 и 3 должны стать автономными. Интересно, что зарплата педагогов, по словам Е.В. Харкиной, снова должна измениться: «Мы ушли от ученикочасов, с нового учебного года снова будет окладная система.»
Кроме того, по целевым показателям, которые должны быть достигнуты к концу года, средняя зарплата в школах Заречного должна быть 30 тысяч 608 рублей, в детских садах - 26 тысяч 173 рубля, в дополнительном образовании - 26 тысяч 200 рублей.
Средняя заработная плата за 6 прошедших месяцев, по словам Е.В. Харкиной, составила у школьных педагогов 30.098 руб., у других работников - 27.303 руб.; у педагогов детсадов - 27.199 руб., у других работников - 20.387 руб.; у педагогов дополнительного образования Заречного - 23.823 руб., у других работников - 22.426 руб.
Что касается средней зарплаты директоров, то и здесь мы не укладываемся в требуемые нормы: по области она составляет от 35 до 45 тысяч рублей, в Заречном от 37 до 60 тысяч. Слишком много получается.
Надо сказать, что очередные нововведения в системе образования вызвали бурю негодования у наших депутатов. Главный мотив недовольства - непонятны цели предлагаемых реформ. Ведь на сегодня никаких расчётов, насколько эффективны будут предлагаемые меры и какая будет экономия, нет. «Про ребёнка здесь нет ни слова!» - верно заметил Глава В.Н. Ланских. Депутат К.С. Дубровский заявил, что идёт «развал всей системы образования», а депутат М.Л. Ковалёв предложил обсудить предстоящие реформы с общественностью. Собственно, всё это мы уже проходили, когда сокращали воспитателей в ДДУ. Депутаты тогда пошумели-пошумели, да и молча подняли «за» свои руки.
Сейчас парламентарии снова решили создать экспертную группу, которая взвесит все плюсы и минусы, а потом доложит на заседании Думы. Кто победит: «дорожная карта» или здравый смысл - покажет время.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.