Интервью с АристовымАлёна АРХИПОВА
26 февраля 2010 года исполнится 30 лет со дня физпуска энергоблока БН-600. В том, что он до сих пор успешно функционирует, заслуга многих специалистов: учёных, проектировщиков, строителей, эксплуатационников. Но, на мой взгляд, львиная доля нашего уважения должна быть адресована монтажникам. Изготовление нестандартного атомного оборудования, монтаж реактора и турбин – их обязанностей и ответственности просто не перечесть.
Сегодня мы предлагаем вам разговор с уникальным атомным монтажником - Сергеем Игнатьевичем Аристовым. В ноябре этого года он отметит 50 лет своей профессиональной деятельности. За его плечами строительство I, II и III блоков Белоярской АЭС, многочисленные командировки, установка знаменитого барельефа И.В. Курчатова на фасаде I блока станции в 1969 году*. Но самое удивительное - вот уже 12 лет он пишет стихи…
…С нескрываемым любопытством оглядываю его комнату: уют и тишина светлой кельи поэта. Все полки заполнены книгами, среди которых Е.Евтушенко, С.Есенин и любимый автор нашего героя В.Высоцкий. Мой собеседник читает стихи собственного сочинения, эмоциональные, философские, злободневно-ироничные, лирические и все без исключения светящиеся простой житейской мудростью. С первого взгляда и не скажешь, что перед тобой простой работяга.
Сергей Игнатьевич, монтажник – жёсткая профессия настоящих мужчин, и вдруг – стихи?
- Тяга к поэзии появилась сама собой. И я считаю, что наша профессия напрямую связана с лирикой. Монтажник - не кто иной, как неисправимый романтик: живёт, куда поселят (будь то дом под снос или общежитие), ест, что придётся, и во всём ищет свои плюсы. Но главное, когда ты имеешь счастье наблюдать результат своего труда, душа поёт. Об этом у меня есть стихотворение, названиется «Белоярским монтажникам», в котором так и написано: «…И когда закрутилась турбина, вот тогда забывается всё!»
Должностей в моей жизни была целая куча. Отслужив в армии, я пришёл работать в «Белоярское монтажное управление» (бывший трест «Центро энергомонтаж») монтажником II разряда по монтажу контрольно-измерительных приборов и автоматики. В 25 лет стал бригадиром, один из первых в Заречном закончил наш вечерний энергетический техникум.
Кстати, диплом у Сергея Аристова под №1, который он защищал перед самим В.П. Невским. Позже наш герой был и мастером, и прорабом, и старшим прорабом, 15 лет проработал начальником цеха. В 1981 году «Белоярское монтажное управление» было передано в трест «Уралэнергомонтаж». Уже 12 лет, как Сергей Игнатьевич на пенсии, но до сих пор трудится в родном УЭМе инженером по охране труда, следит за безопасностью выполнения монтажных работ.
- Мы всегда были сильной организацией, в которой работали настоящие знатоки своего дела, выполняли заказы для всей России, изготавливали нестандартное оборудование для зарубежных АЭС. В 90-е многое поменялось не в лучшую сторону, естественно, в первую очередь это сказалось на кадрах, большинство хороших специалистов УЭМ потерял. Но не все так уж плохо. И сейчас у нас работают грамотные люди, девиз которых – высокое качество работ. Три года назад мы успешно заменили турбину на Невинномысской ГРЭС в Ставропольском крае. Много хороших специалистов сейчас работает на 4 блоке.
Слышала, что Вам довелось поработать не только в России, но и за рубежом?
- Объектов в моей жизни было много: Нововоронежская, Курская, Смоленская АЭС, Тобольская ТЭЦ. Три года я работал в Марокко на строительстве тепловой электростанции, где мы успешно пустили 3 блока. Теперь могу понять русских эмигрантов: в первый год на чужбине всё интересно и ново, на второй год чужие обычаи и культура начинают тяготить, а на третий - такая тоска по дому берёт... Залезешь, бывало, весной на котёл, смотришь, как цветут фисташковые деревья, а сам думаешь о берёзах и зелёной травке.
Никогда не забуду Кубу, атомную станцию «Хурагуа», где мне довелось работать шеф-инженером по монтажу оборудования. Это оборудование было изготовлено в цехе, которым я тогда руководил. Станция уже была практически готова, а потом, бац, - перестройка. Пришлось всё бросить и вернуться на Родину. Обидно. Там остался друг Роберто Гонсалес, ему я посвятил эти строки: «Мы могли бы построить на Кубе всё, что начато было тогда, только, как не звучит это грубо, получилось опять «как всегда»…Ты прости нас, Роберто Гонсалес, только нет в этом нашей вины!».
Ваша семья сложно переживала постоянные разлуки?
- В этом плане я счастливый человек. В основном командировки были недолгими, а вот в Марокко я жил вместе с женой. Она прилетела ко мне с дочерью, там же в далёкой загранице родился и сын. Моя супруга, Галина Ивановна тоже всю свою трудовую жизнь проработала на БАЭС, теперь на пенсии. В 2013 году мы отпразднуем золотую свадьбу. Радует, что пошли по нашим стопам и дети. Дочь Ирина работает в Москве, сын Максим здесь на нашей станции, оба энергетики.
Семья для Сергея Игнатьевича – главная ценность. По его словам, он стал таким, какой есть, благодаря маме, хоть и потерял её в 17 лет. О своей любви и признательности за все её жизненные уроки наш герой красноречиво рассказал в трогательном стихотворении «Неграмотная мама, как ты была мудра». А вообще стихов у С. Аристова больше сотни и каждое задевает какую-то струнку души. Вот такие они – наши белоярские монтажники.
* - см. «ЗЯ» №16 от 16.04.2009 г.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.