К ДНЮ РОССИЙСКОЙ НАУКИК ДНЮ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
НАШ ЧЕЛОВЕК В КОРЕЕ
Науку в Заречном представляют несколько научно-исследовательских институтов. О некоторых научных сотрудниках наша газета уже рассказывала. Сегодня наш гость – кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ИФМ (Институт физики металлов Уральского Отделения Российской Академии Наук), автор более ста научных трудов, проводивший исследования в России и за рубежом – в Швейцарии, Германии - Александр Николаевич ПИРОГОВ.
Родом он из Богдановича. Родители, по профессии железнодорожники, перевелись на станцию Баженово. Среднюю школу №96 Александр окончил с «золотой» медалью в 1965 году и тогда же поступил на физико-технический факультет УПИ. По окончании работал на кафедре молекулярной физики. Женился Александр на 5-ом курсе на студентке филологического факультета СГПИ (пединститут). Квартира молодой семье пока «не светила», поэтому молодожёны решили поселиться в небольшом красивом, утопающем в зелени Заречном. Устроились в общежитии, что на ул.Мира. Выпускник физтеха Пирогов начал работать старшим лаборантом лаборатории магнитной нейтронографии ИФМ. В 1972 году родилась дочка Лена, которая после окончания химического факультета УрГУ защитила кандидатскую диссертацию. Сегодня Елена Александровна – доцент родного факультета.
В 1983 году семья пополнилась сыном Денисом, ныне – студент 4-го курса философского факультета. Жена Лидия Ивановна преподавала зареченским школьникам русский язык и литературу, более 10 лет была директором вечерней школы. Сейчас, как говорится, на заслуженном отдыхе – поддерживает тепло домашнего очага. Внук Максим пойдет осенью в первый класс.
Алексадр Николаевич, если не секрет, чем же Вы занимаетесь?
- Начну с того, что в этом году исполняется 40 лет отделу работ на атомном реакторе. Моя работа связана с определением магнитных структур и свойств интерметаллических редкоземельных соединений с помощью дифракции нейтронов. Моим учителем был Владимир Владимирович КЕЛАРЕВ. Объектом наших исследований являются также магнетики, которые находят применение как постоянные магниты, магнитострикционные материалы и как материалы, перспективные для водородной энергетики. Например, в современных автомобилях используется около 4,5 килограмма постоянных магнитов.
Мои исследования, достигнутые результаты, поездки в Корею были бы невозможны без участия и помощи коллектива. Моя особая благодарность С.Г. БОГДАНОВУ, Ю.А. ДОРОФЕЕВУ, В.Д. ПАРХОМЕНКО и А.Е. ТЕПЛЫХ.
С чего начались Ваши командировки в Южную Корею?
- В 1999 году к заведующему нашей лабораторией (ныне покойному Анатолию Затеевичу Меньшикову) обратились с просьбой рекомендовать сотрудника лаборатории для прочтения лекций по магнитной нейтронографии в Корейском исследовательском институте атомной энергии (КАЕРИ). Анатолий Затеевич рекомендовал меня.
И Вы согласились? Мешал ли сотрудничеству языковой барьер?
- В 2000 году, практически не зная ни английского, ни корейского языков, но неплохо владея немецким, я отправился в КАЕРИ (г.Тайжон). Общался с сотрудниками нейтронного отдела на «смешанном» языке, иногда «на пальцах». Спасало то, что научные термины на всех языках звучат примерно одинаково. Тогда я прочёл сотрудникам нейтронного отдела 8 двухчасовых лекций «на английском языке». К каждой готовился по 2-3 дня. Полный текст лекции, иллюстрации проецировал на экран, чтобы мои слушатели могли прочитать сказанное мною, так как понять меня «на слух» было почти невозможно. Из-за незнания языка, конечно, было трудно и отвечать на вопросы слушателей. И полученное на следующий год приглашение от ИНХА университета (г.Инчон) сотрудничать в области нейтронографии магнетиков с профессором Паком стало для меня сюрпризом. Занимался английским языком, посещал курсы в школе №2. Постепенно овладел необходимым минимумом знания английского и в 2005 г. в качестве приглашённого профессора читал лекции студентам Сан Кьюн Кван университета.
А российские студенты учатся в Корее?
- Да, в рамках программы обмена студентами. Я встречал студентов из России в Сеульском национальном университете, в СанМун университете, знаю, что наши студенты учатся и в ряде других корейских университетов.
Русская пословица гласит: «Какой солдат не мечтает быть генералом!». Есть ли у Вас намерения, возможности стать доктором наук?
- Желание такое есть, но вначале я хотел бы закончить написание книги по нейтронографии.
У Вас есть ученики? В смысле Вы кого-то вырастили до кандидата наук?
- Да. В прошлом году сотрудница нашей лаборатории Елена ШЕРСТОБИТОВА защитила кандидатскую диссертацию, я был ее научным руководителем.
Где Вы жили в Корее? И как восприняли корейскую кухню?
- Мне создали отличные условия, предоставив благоустроенную однокомнатную квартиру. У меня была возможность готовить самому. Корейских гостей я приглашал на русские пельмени. В целом корейская кухня (в основном это продукты моря – устрицы, моллюски) отличается остротой. Кладут много перца, других специй. К счастью, в институтской столовой были блюда и европейской кухни, то есть выбор был.
Как Вы оцениваете экономический кризис? Например, скажется он на развитии науки?
- Пока кризис не проявился на финансировании наших исследований. Но боюсь, что уже в мае-июне мы почувствуем его влияние.
Александр Николаевич, есть у Вас увлечения? Что для души?
- Не знаю, можно ли назвать увлечением бег трусцой по утрам? Это, скорее, для здоровья. В 2000 году, будучи в Корее, за неимением времени я прекратил утренние пробежки и почувствовал себя плохо: боли в области сердца. В местном госпитале за полтора часа я сдал несколько анализов. Отклонений не нашли. Когда я сказал доктору, что прекратил утренние пробежки, то он рекомендовал возобновить их. Вначале 20 минут бега, затем 30, и я восстановился. Организм привык работать, поэтому стараюсь каждое утро пробегать по 3-4 километра. И не потому, что хочу продлить свою жизнь, а чтобы быть в тонусе.
Люблю живопись. Особенное удовольствие доставляют картины французских импрессионистов, Ренуара и Моне. Бывая в разных городах, стремлюсь непременно побывать на передвижных выставках импрессионистов. На их картины можно смотреть часами: вода, растения, туман, и, особенно, воздух переданы столь талантливо, что осязаешь их, как настоящие. Кажется, стоит протянуть руку, и она коснётся живой фиалки.
Из музыки предпочитаю классику. Из исполнителей особенно нравится пианист Б.Березовский, его, в прямом смысле, сильная манера игры завораживает. Любимая книга - роман «Вся королевская рать» Р.П. Уоррена.
Из поэтов мне близка философская и любовная лирика Ф. Тютчева:
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Александр Николаевич, насколько мне известно, у вас, физтехов-выпускников 1971 г. (И.НЕЙН, А.ГАЛКИН, В.АЛПАТОВ, В.ЧЕБОТКОВ, В.ТОКАРЕВ), работающих на предприятиях Заречного, есть традиция: каждый год 11 июня вы отправляетесь на дачу Нейна. Как давно это началось? О чём вы всю ночь говорите?
- Да, это наша традиция. Первый раз мы собрались в 1990 году, чтобы отметить 20- летие со дня нашего последнего звонка на физтехе. С тех пор ежегодно проводим вместе ночь на даче у Вани. В этом году соберёмся уже в 20-й раз. О чём говорим? Да обо всём. О работе, детях, внуках, ситуации в стране. Вспоминаем забавные случаи из студенческой жизни, своих сокурсников, преподавателей.
Ну, что ж, спасибо за беседу. Желаю Вам оставаться оптимистом, здоровья ещё на много лет, чтобы докторскую защитить, ещё учеников вырастить. И в семье благополучия и достатка, взаимопонимания с близкими и не забывать однокурсников, тем более, что в мае этого года все физтехи соберутся на празднование 65-летия своего любимого факультета. Удачной встречи!
Вопросы задавала Валентина ТОКАРЕВА
На фото: А.Пирогов рядом с китайским профессором Yongjan Hu
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.