РАЗГОВОР НА ПАПЕРТИ
Алёна АРХИПОВА Многие зареченцы сразу возразят: «Какие в городе атомщиков могут быть нищие? Да по сравнению с другими городками области мы тут живём, как у Христа за пазухой!» С одной стороны, такие люди правы: квартирами нас до середины 90-х обеспечивали, работу при желании всегда найти можно. Нет у нас ни огромных свалок, ни вокзалов, где обычно собираются бомжи, - неоткуда нищим взяться. Но, как оказалось, «сирые и убогие» есть и в Заречном, стоит только приглядеться повнимательней … В воскресенье около 12-ти часов дня иду по аллее к храму Святителя Николая Чудотворца, что около кладбища. Опоздавшие прихожане, обгоняя меня, торопятся на службу, кто-то, наоборот, уже возвращается домой. Почти у самых ворот церкви перед глазами предстаёт унылая картина: на табурете, прислонившись к берёзке, сидит неопрятный, опухший мужчина с костылём. Перед ним лежит шапка, в которую прохожие бросают монеты, обладатель «добычи» благодарно кивает головой и заходится в тяжёлом, «нехорошем» кашле. Чуть поодаль, сгорбившись, стоит ещё один проситель подаяния. В отличие от первого он трезв, чист, опрятен, хоть и одет беднее, но от него ничем «таким» не пахнет. Провожая смущённым взглядом проходящих мимо людей, он с надеждой ждёт, что кто-нибудь бросит пятачок-другой. Видеть зимой его прохудившиеся осенние ботинки без жалости невозможно. Решаюсь подойти и заговорить. Для начала протягиваю ему денежку и пирожок. Он улыбается, прячет моё подаяние за пазуху и произносит: «Дай Бог Вам здоровья! С праздником Вас!» ( у верующих каждое воскресенье - праздник . - Прим. авт. ). Спрашиваю: неужели Вы каждый день так стоите? Холодно, наверное? - Стою ( вздыхает) , что ж делать, жить как-то надо. Но я стараюсь не унывать, и Господь меня не оставляет. Обувь, конечно, плоховата, но я недавно в неё стельки тёплые хорошие нашёл. Вот дожди шли - ноги постоянно промокали, а теперь, когда снег лёг, полегче стало. Да мы не всегда на улице стоим: если у магазина - в нём греемся, если у церкви - в трапезную зайти можно, нас оттуда не гонят. Одно вот только плохо - ноги болят, правая совсем не сгибается, левая ныть начала. Мазь купил - не помогает, а в больнице меня не примут, я документ ( полис. - Прим.авт. ) потерял. А как так в жизни получилось, что на старости лет приходится просить милостыню? - В 1973 году меня комиссовали из армии - побили там сильно, вот здоровье и подвело. В результате дали инвалидность. А с группой на нормальную работу разве примут? Пока мог, перебивался на случайных заработках, начал пить, с женой развёлся - так и покатилось… Старость подошла незаметно, а на минимальную пенсию, которая мне положена, не прожить. Благо, что крыша над головой есть, бывшая жена не выгоняет, а я ей исправно за квартиру плачу. Но ведь на копейки, которые лежат в Вашей баночке, даже булку хлеба не купишь... - Так и живу, слава Богу, есть, где. В церковь люди приносят старую одежду - неплохие вещи себе подобрать можно, в трапезной покормят. Но вы не думайте, мы не нахлебники, по хозяйству здесь помогаем: снег чистим, подметаем, таскаем что-нибудь. Люди добрые милостыню подают. Если терпеливее быть, и подольше постоять, 200, а то и 300 рублей «заработать» можно. А в православные или городские праздники вообще везёт. У меня, к примеру, в последний Карнавал 2 тысячи всего за 3 часа накопилось! Я спиртное не пью, поэтому на жизнь и пропитание вполне хватает. Выходит, у нас в городе много милосердных людей? - Грех жаловаться - у нас много добрых людей, которые не обижают и жалеют. Но бывает и наоборот. Вот и сегодня я по делам уходил, баночку свою с мелочью тут оставил. Мы всегда так делаем - крупные железки и бумажные деньги сразу забираем, а копейки и пятачки оставляем, вдруг кто-нибудь сколько-нибудь бросит. А когда вернулся: баночка перевёрнута, мелочи нет, стул в трёх метрах от моего места валяется. Ну, кому он помешал? Мальчишки, шпана местная, наверное, хулиганят… Как Вы думаете, много в Заречном людей, которые на подаяние живут? - Людей «Без Определённого Места Жительства», таких, как в больших городах, у нас вроде бы нет. Они больше в окрестных деревнях обитают - там пропитание и «жильё» себе найти можно. Хотя, похоже, появился один. Просто женщина на меня тут с руганью налетела: мол, ходите тут, воздух портите, со своим дружком весь подъезд нам изгадили. А вот «сирых и убогих» в Заречном много, во всяком случае, пожертвованная одежда у церкви никогда не залёживается. Кто-то на паперти или у магазина, как я, стоит. Есть у нас целые семьи, родители пьют, а ребятишки, голодные, целыми днями по кладбищу еду да конфетки собирают, которую усопшим оставляют. Ещё бабушку одну юродивую знаю, она прямо по улицам Заречного ходит и милостыню просит. Судьбы у нашего брата все тяжёлые. Эх, что уж тут говорить… Хотела, было, я ещё что-то у нищего спросить, но старичок (хотя, если подсчитать, этот мужчина примерно 54-го года рождения ещё моложе моей мамы. - Прим. авт.) почувствовал, что неспроста выспрашиваю и под предлогом, что ему нужно отдать сигареты, ушёл к своему соседу. Постояли два горемыки, пошептались, покурили, подождали, когда люди пройдут. А после мой непьющий собеседник, не замечая меня, достал откуда-то из-под полы бутылочку: выпил, покряхтел, товарища по несчастью угостил и моим пирожком закусил. Навели его, видно, мои расспросы о жизни на грустные мысли, вот он и забыл, что «не пьёт». Что тут сказать? Должна же быть у слаБого, больного, не видящего счастья в жизни человека хоть какая-то радость…
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.