ИЗ ЗАЛА СУДАЧЕРНОБЫЛЬЦЫ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВА
На территории Заречного проживают 618 граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 549 – участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 году, 63 – проживавшие ранее в населённых пунктах, подвергшихся загрязнению после аварии в 1957 году на ПО «Маяк», 5 человек – из подразделений особого риска и 1 – участник испытаний на ядерном полигоне в Семипалатинске. Все они состоят на учёте в Управлении социальной защиты г.Заречный.
Прошлый, 2007 год был ознаменован массовым обращением этих граждан в Заречный районный суд с исками к УСЗН, связанными с недополученными денежными компенсациями. 334 человека взяли в Управлении соцзащиты справки о выплатах, предоставляемых им с 2000 года. Суд был завален исковыми заявлениями. Все они завершились в пользу истцов. В связи с этим массовым явлением хотелось бы ознакомить читателя с точкой зрения на возникшую проблему участников судебного процесса – на примере хотя бы одного гражданского дела.
НЕДОПОЛУЧЕННАЯ КОМПЕНСАЦИЯ
Бывший чернобылец обратился в суд с иском к УСЗН о взыскании недополученной ежемесячной компенсации на питание и ежегодной денежной – на оздоровление, а также на получение в дальнейшем этих компенсаций с учётом индексации в соответствии с законодательством.
Ответчик пояснил, что эти суммы он получал, но почему-то с июля 2000 года они не индексировались. Он просит сделать это в 2000 и 2001 годах по индексу роста МРОТ, с 2002 по 2004 год – по уровню прожиточного минимума для пенсионеров в Свердловской области, а с 2004 года – на основании индексов, установленных постановлениями Правительства РФ и ФЗ «О бюджете в РФ». Он просит недополученную сумму индексации за указанный период взыскать и обязать ответчика с 1 декабря 2007 года выплачивать все суммы с учётом индексации и впоследствии индексировать эти суммы в установленном законом порядке.
СОЦЗАЩИТА: ВСЁ ПО ЗАКОНУ
Представитель УСЗН г.Заречный исковые требования не признал, мотивируя это следующим. Истец просит произвести индексацию с 2000 года в связи с тем, что полагает, что выплачиваемые денежные компенсации относятся к возмещению вреда здоровью. Однако ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» чётко разграничивает данные виды компенсации (на питание и оздоровление), и возмещение вреда здоровью выплачивается только гражданам, имеющим инвалидность, причиной которой явилось заболевание от воздействия радиации. Поэтому денежные компенсации, получаемые истцом, не являются возмещением вреда и не могут быть проиндексированы с 2000 года.
Ранее эти суммы увеличивались путём внесения изменения в названный закон. 26 апреля 2004 года были внесены очередные изменения и предусмотрена индексация данных сумм. С 2004 года соцзащита производит индексацию ежемесячной компенсации на питание и ежегодной - на оздоровление по индексам, установленным постановлениями Правительства РФ. До этого момента индексации эти суммы не подлежали. Кроме того, представитель ответчика заявил ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, который равняется 3 годам, и просит применить срок исковой давности к требованиям истца более, чем за 3 года. В иске просит отказать.
ВЫВОДЫ СУДА
Пояснениями сторон подтверждается, что ответчик предоставлял истцу указанные компенсации в спорный период. Вместе с тем, они с 2000 года не компенсировались. Из информации ответчика о произведённых выплатах видно, что суммы компенсаций проиндексированы в 2004 – 2007 годах. Суд не может согласиться с мнением представителя ответчика о том, что в период с 2000 по 2003 год включительно суммы компенсаций не подлежат индексации в виду того, что компенсации не относятся к возмещению вреда, а также их увеличение предусмотрено в особом порядке путём внесения изменений в базовый закон о чернобыльцах. Мнение ответчика ошибочно по следующим основаниям.
Размер денежных компенсаций как на питание, так и на оздоровление изменялся в особом порядке, путём внесения изменений в федеральный закон только до 2000 года. С 2000 года размер компенсаций путём внесения изменений в ФЗ не увеличивался. 19 июня 2000 года принят ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», который вступил в действие с 1 июля того же года и нормой ст. 3 предусмотрел возможность увеличения выплат в возмещение вреда здоровью в связи с ростом минимального размера оплаты труда. Вместе с этим, по смыслу нормы ст. 3 ФЗ основного закона о чернобыльцах, пострадавшим от воздействия радиации гарантируются денежные и другие компенсации и льготы именно в связи с ущербом, причинённым их здоровью, а также за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному заражению. Поэтому принять во внимание доводы представителя соцзащиты о том, что компенсации не относятся к возмещению вреда здоровью, суд не вправе.
В конечном итоге компенсационные выплаты на оздоровление и на приобретение продуктов питания связаны с необходимостью поддерживать здоровье участников ликвидации катастрофы на ЧАЭС в 1986 году, пострадавших от воздействия радиации. Кроме того, норма, предусматривающая материальную помощь на оздоровление, содержится в разделе 5 основного закона о чернобыльцах. Она так и называется: «Компенсация за вред, нанесённый здоровью в результате катастрофы на ЧАЭС».
После принятия ФЗ № 82 размер компенсаций путём внесения изменений в закон о чернобыльцах не увеличивался. По мнению суда, законодатель потому и не изменял размер компенсаций путём внесения изменений в закон, что с 1 июля 2000 года вступил в действие ФЗ № 82 от 19 июня 2000 года, устанавливающий повышение денежных выплат в возмещение вреда здоровью на основании роста МРОТ. Оставить же без увеличения в течение длительного времени размера компенсации на питание и на оздоровление законодатель не мог, поскольку это противоречило бы конституционным принципам равенства, соразмерности, справедливости, а также нарушало бы права граждан на получение возмещения вреда, связанного с воздействием радиации, на соответствующем уровне, поскольку установленные в 2000 году суммы компенсаций подвергались инфляционным процессам, протекающим в стране.
Суд пришёл к выводу, что требование истца об индексации сумм ежегодной и ежемесячной компенсаций с 1 июля 2000 года и в 2001 году подлежат удовлетворению. При этом индексация производится исходя из индекса роста минимального размера оплаты труда. Далее, в соответствии с ч. 3 ст. 2 закона от 12 февраля 20001 года о внесении изменений в основной закон о чернобыльцах, указано, что размеры выплат ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Конституционный Суд РФ в своём постановлении № 11-П от 19 июня 2002 года указал, что «впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учётом их ежегодной индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.» В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 14 декабря 2000 года было дано разъяснение порядка расчёта индекса прожиточного минимума. Заречный районный суд, изучив многие документы, касающиеся порядка расчёта выплат чернобыльцам, установил их размеры по годам, исходя из прожиточного минимума, из уровня инфляции.
ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
Конкретно по данному делу суд решил взыскать с территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной защиты населения г. Заречный в пользу истца задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 июля 2000 года по 1 декабря 20007 года в сумме 58.722 руб. 02 коп. за счёт средств федерального бюджета; задолженность по ежегодной компенсации материальной помощи на оздоровление за период с 2000 по 20007 год включительно - в сумме 7.541 руб. 43 коп. за счёт средств федерального бюджета, а всего взыскать 66.263 руб. 45 коп. Суд обязал УСЗН назначить и выплачивать истцу за счёт средств федерального бюджета с 1 декабря 2007 года ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 1.319 руб. 65 коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Суд обязал также УСЗН назначить и выплачивать за счёт средств федерального бюджета истцу с 2008 года ежегодную компенсацию материальной помощи на оздоровление в размере 1.979 руб. 36 коп. с учётом индексации в 2008 году, а также с последующей индексацией этой суммы в установленном законом порядке. С УСЗН взыскана в доход государства госпошлина в размере 1.884 руб. 53 коп.
БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Без решений суда восстановить справедливость чернобыльцам не удастся. Поэтому те, кто махнул на государство рукой, - проиграл и морально, и материально. Даже из тех 334 чернобыльцев, маяковцев, что взяли справки в Управлении соцзащиты о выплатах компенсаций, не у всех хватило желания, сил и нервов пройти судебную процедуру до конца, чтобы получить положенное от государства. Складывается впечатление, что в каком-то звене «вертикали» власти произошёл сбой. Чернобыльцы всей нашей страны обращаются в суды для получения компенсаций и – пожалуйста! – федеральный бюджет раскошеливается, платит за долги.
Знать законы и уметь себя защитить – этому правилу, знакомому жителям многих европейских стран, знающим, как действовать в борьбе за выживание, мы не приучены. И государство этим пользуется…
На этом хотелось бы поставить точку, но… не получается. Мешает заноза, засевшая в сердце. А дело вот в чём. Старшее поколение, к которому я давно уже отношусь, привыкло к большевистскому лозунгу: «Государство – это мы!». Не-а… Государство – это Бюрократическая Система, где правят чиновники….
… Звоню вдове ушедшего в январе из жизни А.П. КОЛПАЩИКОВА, долгое время возглавлявшего в Заречном общественную организацию «Чернобыль-помощь». Выражаю соболезнование. Знаете, чем она вынуждена заниматься сейчас? Собирает справки: что она вдова, что действительно она хоронила мужа, что при этом ей пришлось покупать гроб, платить за рытьё могилы, за венки и прочее. Хочешь от государства деньги получить – на бумаге докажи, что имеешь на это право.
Александр Павлович – светлая ему память! – находился в безысходном состоянии, когда его супруга, переступая через себя, отправилась в УСЗН, спеша поскорее сдать решение Заречного районного суда, чтобы успеть получить от государства его долги. Представьте при этом её состояние…. А в соцзащите отвечают: «Не приёмный день!» И она, в бессилии, звонит друзьям - чернобыльцам: «Что делать? Сил ведь нет снова сюда идти…» Те перезванивают, просят. Юрист принимает судебное решение. Успела… И вновь – лоб ко лбу – с Системой, на этот раз – сбор бумажек, о которых рассказала чуть выше. Мало чёрного платка на голове, убитых горем глаз? Или в деле нет данных о составе семьи 15 лет стоящего на учёте в государственном учреждении инвалида-чернобыльца?
Полмесяца ушло на сбор справок. Для неё это была дорога в ад. А что делать? Не настолько богаты мы, чтобы поступаться положенным нам по закону. Только хватило бы сил сражаться с бесконечными крыльями ветряной мельницы, коим видится мне сегодняшняя Бюрократическая Система.
Эмма ГОЛОВЫРСКИХ
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.