ЮБИЛЕИДЕНЬ РОЖДЕНИЕ 8 МАРТА
8 марта в одном из домов на улице Южной в Заречном ожидается семейный праздник. В центре внимания будет она – Юлия Васильевна МАТВИЕНКО, старший лейтенант медицинской службы в отставке, замечательная мама, бабушка и прапрабабушка, которой в этот день исполнится 90 лет.
Мы беседовали в гостиной просторного уютного дома более двух часов. Её рассказ прервался лишь раз, когда она пригубила немного воды, чтобы передохнуть. Сидела на диване, рядом – тросточка (недавно очень сильно упала). На лице её отражалась гамма чувств: всё зависело от того, какие события – горестные или радостные – вспоминала она. Долгая жизнь Юлии Васильевны была полна ими. Из калейдоскопа воспоминаний я взяла лишь часть, которая, надеюсь, будет интересной читателю. Итак, рассказывает наша героиня – юбиляр Ю.В. Матвиенко:
ГОНЕНИЕ
- Если говорить по-нынешнему, то отец мой был предпринимателем: имел свою мельницу. Потом с таким же крепким хозяином построил маслобойню. То и другое давало доход. Жили мы в большом селе Шейковка Боровского района Харьковской области. И родители, и мы, четверо детей, работали без устали, но и голода не знали до поры – до времени.
Началась коллективизация. В один из вечеров кто-то успел предупредить отца: «Завтра к вам придут всё отбирать!» Что это значило, мы уже представляли и поняли: надо бежать. В чём были, в том и отправились в соседнюю область (сейчас она Донецкая, а тогда Сталинской называлась). Отец устроился работать на железной дороге, жили мы на квартире у одной бабушки, которая смилостивилась и пустила такую большую ораву к себе.
НАЧАЛО ТРУДОВОГО ПУТИ
- Отец точно предсказал профессии всем нам, детям, и угадал. Про меня говорил маме: «Имей в виду, это будущий медик». Дело в том, что однажды отец был ранен в ногу, он входил в какой-то отряд по борьбе с бандитами и серьезно пострадал в одной из операций. Я так любила менять и стирать его бинты! Видела себя медсестрой с детства и шла к этой цели. После школы-семилетки поступила в фельдшерско-акушерскую школу в г.Артёмовске, в 25 километрах от дома.
… После окончания этой школы направили меня в районную больницу села Звановка Артёмовского района, в родильное отделение. Акушерка была в декретном отпуске, я её и заменила. Отделение было в запущенном состоянии, санитарки даже не стерилизовали материал. Пришлось полгода одной работать. Самые трудные месяцы самостоятельной работы! В отделение привозили рожениц из соседних деревень. На вызовы ездила на лошадях, когда и на быках – другого транспорта не было. До ближайшей деревни – 5 километров…
… С первых дней привлекли к общественным делам. Вот приехала я в 1937 году в июле в Звановку – уже осенью на комсомольском собрании избрали секретарём комсомольской организации, через год на профсоюзном собрании – председателем месткома. Начались первые выборы в стране – стала членом избирательной комиссии. Потом депутатом райсовета избрали. Именно там познакомилась со своим будущим мужем, Михаилом Дмитриевичем. Он приходил в клуб со своим патефоном, который в то время был редкостью. Отношения были дружескими, но нравились друг другу. На время дороги наши разошлись: он ушёл в свою любимую авиацию. Выучился на лётчика, испытывал самолёты. Я продолжала работать в Звановке.
ВОЙНА
- Рядом с селом находился город Яма. В январе 1942 года туда пришли немцы. Меня ещё осенью 1941-го как комсомолку определили связной в партизанский отряд – лесов там полно. Но, признаюсь, я этого боялась – уж лучше уйти на фронт. А тут немец и наше село занял. Был недолго, а свирепствовал люто. Видела замученную девушку-партизанку. Меня и саму вызывали на допрос. Фашист через переводчика спрашивал, куда девалось больничное имущество. А мы раздали матрасы, подушки, одеяла селянам, чтобы немцу ничего не досталось. От неминуемой расправы спаслась чудом – сельский староста выгородил, наговорил им чего-то…
Отец отправился к сестре в соседний город крадучись. Но по дороге его настигла колонна наших пленных солдат. Немцы швырнули его к ним. Пригнали в село Константиновка, поместили всех в подвал стекольного завода. Тех, кто болел или был ранен, отправили в «лазарет» - закопали живьём в отвалах, засыпали шлаком…
... Сельчане уважали секретаря своего сельского Совета. Ходил он на костылях, потому что был без одной ноги. В один из дней всё село согнали в центр и учинили расправу над ним: за единственную ногу привязали верёвкой к лошади и пустили её вскачь. Не остановились, пока тот не издал последний вздох. Там же прилюдно расстреляли председателя сельсовета…
… Наши «Катюши» заставили немца бежать. Я стала проситься на фронт. И вот уже вместе с другими девушками мы на бортовой машине отправились в воинскую часть. Уже на следующую ночь вместе с солдатами пешим ходом двинулись в сторону Нальчика. Так я стала фельдшером батальона Северо-Кавказского фронта – с июля 1942-го по август 1943-го. А уже потом, по декабрь 1945-го года, будучи младшим лейтенантом медицинской службы, была старшей медсестрой эвакогоспиталя.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
- Домой вернулась в декабре 1945 года. Узнала, что Михаил жив-здоров. Встреча была радостной для обоих. В марте 46-го поженились. Жили в одной из лётных частей. Я родила сына, назвали его Виталием. Это было большое счастье. Миша летал. А 23 мая 1949 года при испытании реактивного самолёта он погиб. От тела остались лишь фрагменты. Мне на опознание дали только палец. Знаете, как говорят, когда у основания ногтя есть белая часть – палец «цветёт». У Миши пальцы были именно такими.
Похоронили то, что нашли, но я продолжала ждать его возвращения, не верила, что погиб. Выжить мне тогда помогли его родители. Пенсию, что назначили за него, я поделила на три части – свёкру, свекрови и моему сыну.
НОВАЯ ВСТРЕЧА
- На ухаживания мужчин внимания не обращала. Работала фельдшером больницы, потом перешла в роддом. Забот хватало. Взялась за строительство собственного дома – деревянного, обложенного кирпичом. Свою помощь предложил немногословный, очень скромный и работящий мужчина. Это был Иван Иванович Матвиенко. Как потом оказалось, он – двоюродный брат моего первого мужа! Это было подарком судьбы. Он тоже фронтовик, был ранен. Относился ко мне очень бережно. И я решила связать свою дальнейшую жизнь с ним. Сошлись и в 1960 году Украину сменили на Урал.
В ЗАРЕЧНОМ
- В Заречный мы приехали 13 июня, а уже 15-го я стала работать акушеркой в родильном доме (там, где потом птичник был). Иван Иванович устроился водителем – сначала в автохозяйстве БАЭС, потом в АТК-3. Месяц жили в вагончике, дали потом большую комнату в бараке. В 1963 году я родила дочку Женечку. Мне было уже 45 лет, но мужу так хотелось, чтобы я подарила ему ребёнка! Уж как он мне помогал, я только пеленала её, остальное он взял на себя: возил в ясельки, потом в садик, отводил в школу. Дал мне возможность целиком погрузиться в работу, которую так любила.
Работала я с удовольствием. Тем более, что рядом были такие прекрасные врачи-гинекологи, как В.С. ИВАНОВА, Р.Я. ФЕДОТКИНА, К.П. ВОРОБЬЁВА, О.И. ЛАГУНОВА. Ещё бы трудилась, но всё же с 1 мая 1974 года ушла на заслуженный отдых. Сын, Виталий, упросил: «Бросай работу, лучше я тебе доплачивать буду к пенсии. Побереги себя!»
… Мы давно бы имели, как два фронтовика, казённую квартиру, но муж хотел свой дом с огородом. Мы приобрели вот этот шлакоблочный дом с 4 комнатами, с земельным участком в 15 соток, где хозяйствовал в основном муж.
ЖИВИТЕ ДО 100 ЛЕТ!
В 2005 году Ивана Ивановича не стало. Справиться с горем помогли дети и друзья, которых у неё немало. «Бывало, сядем с Иваном Ивановичем на скамеечке у дома, - рассказывает она, - кто проходит мимо, обязательно поздоровается, остановится, поговорит с нами. И его, и меня в Заречном знают многие.»
Сейчас за ворота выходит нечасто. Тем более, что чувствовать себя стала хуже. Она гордится своим сыном, сноху, Веру Ивановну, обожает (она на пенсии и вот уже месяц гостит у свекрови, ухаживает за ней). Дочь, Евгения Ивановна, фармацевт по образованию, работает, но для мамы первая помощница и опора. И внуки, и правнуки для неё – большая радость. Вот с этой-то дружной семьёй и хочется встретить свой юбилей. Но это – семейный вечер. Знаю, что поздравить юбиляра желают её бывшие коллеги, горсовет ветеранов, первичная ветеранская организация МСЧ-32, «Центр семьи»… Вот сколько друзей у нашей героини! Им она тоже рада.
… Расставаясь, я поинтересовалась, как ей удалось до столь почтенных лет сохранить ясность и живость ума, пережить столько жизненных потрясений. В ответ она показала потемневший от времени небольшой крестик, что на шее. «С ним прошла всю войну. Его вшивала в нижнее бельё, когда не позволялось его носить. Меня спас ОН!» - сказала Юлия Васильевна. И пожелала самой себе дожить до 100 лет. Пожелаем того же мужественной женщине и мы с вами, уважаемые читатели!
Эмма ГОЛОВЫРСКИХ
На фото: Ю.В. Матвиенко
Комментарии (7)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.