«СЧАСТЬЕ УМА ДОБАВЛЯЕТ»
Утверждает русская пословица, а толковый словарь трактует этот термин как «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». Ещё говорят: «счастливое детство», «счастлив, как дитя». Где же истоки этого состояния? Почему одни люди успешны и всем довольны, а с другими удача «не дружит», и душа у них не на месте? И каждый ли ребенок испытывает счастье? Об этом наш разговор с педагогом-психологом, заместителем директора ЗМОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Т.П. КОРШУНОВОЙ.
Татьяна Павловна, далеко не все наши дети счастливы. От чего это зависит?
-Ребенок – это маленький человек со своим интеллектом, способностями и возможностями. Социум (детский сад, школа) предъявляют к нему определенные требования. Имеются требования и у ребенка. Постепенно он адаптируется в новых условиях. В конечном итоге происходит взаимное удовлетворение: ребенок доволен средой, а среда – его качествами. Маленький человек успешен. Он дисциплинирован, хорошо учится. К сожалению, не все дети легко адаптируются. По каким-то параметрам (правовой, административный, общественная мораль) некоторые дети не вписываются в среду, испытывают дискомфорт. У них проблемы с учебой, поведением, и они оказываются в группе риска. Естественно, таких детей не назовешь счастливыми.
Отчего это происходит?
-Причины на поверхности. Не получая в семье достаточно любви, заботы, ласки, навыков поведения, дети приходят в школу с нарушениями психического и невралгического здоровья и оказываются в невыигрышной ситуации. К тому же с каждым годом рождается все больше больных детей. Естественный отбор давно канул в прошлое. Сегодня слабым, недоношенным новорожденным современная медицина дает шанс на жизнь. В идеале еще в роддоме медики должны провести обследование и определить, здоров ли ребенок. А в течение первого года его жизни это нужно обязательно сделать. Но …, например, у нас в Заречном в штате МСЧ нет детского невропатолога, детского психиатра. Более грамотные и заботливые родители находят возможность обследовать ребенка, везут его в Екатеринбург, так как понимают, что откладывать лечение нельзя. Иначе всем (в том числе воспитателям, учителям) будет трудно. Но большинство родителей мало обращают внимания на психологическое состояние детей. В результате относительно спокойный и послушный дома ребенок, попадая в коллектив, проявляет нервозность, не желает выполнять задания, уклоняется от поручений.
А может, он просто ленивый?
-Я не верю в детскую лень. Ребенок от природы активен и любознателен. Ему все интересно. У него огромное желание всех любить. Если он апатичен, значит, есть проблема, есть работа для психолога. И гипо-, и гиперактивность тормозят адаптацию. Любые отклонения от норм поведения, проблемы здоровья мешают ребенку соответствовать предъявляемым средой требованиям.
Есть и глобальная причина – социальная. Нравственные ценности размыты. В обществе процветают цинизм и бездуховность. Само государство способствует этому. Что мы видим на экранах телевизоров? Жестокость, насилие. Воспитанные на таких фильмах подростки дошли уже до того, что, нападая на своих жертв, снимают убийство на мобильный телефон и отправляют в Интернет. Таким образом, они самоутверждаются. А их представления о счастье просто уродливы. Приведу простой пример из жизни.
Беседую с 16-летним воришкой. Выясняю, что для счастья ему нужен миллиард. Спрашиваю: «Для чего он тебе?». Не может свои мысли сформулировать, не может ответить, где он возьмет такую сумму. Вот такая оторванность от действительности. Результат издержки семейного воспитания. Родители не сумели внушить, что нельзя брать чужое, что деньги нужно заработать. Это подтверждает и другой случай.
Второклассник (назовем его Ваней) совершил в магазине мелкую кражу. В присутствии мамы беседую с ним. Пытаясь подвести к мысли об уголовном наказании, задаю вопрос: «А представь, Ваня, что тебе 14 лет. Думаешь, мы ограничились бы беседой?». И тут мамаша услужливо подсказывает: «Если бы ему 14 было, то он украл бы что-нибудь более ценное». (!) Такое вот у нее направление мыслей! Ступив на кривую дорожку, будет ли сын счастлив?
Значит, истоки счастья все же в семье?
-Безусловно, адаптированность самих родителей в социуме трансформируется на детей. В благополучной семье, где муж и жена состоялись как профессионалы, где нормальный уровень благосостояния и царит лад, где находят время общаться с детьми, не скупятся на ласку, дети растут успешными, а значит, счастливыми.
Но только представьте, что почти 7 тысяч зареченцев работают вне города. Большинство из них отцы и матери, вынужденные отбывать на службу ранним утром, а возвращаться вечером. Сомневаюсь, что все они находят время и силы на общение и воспитание детей. Наша молодежь, получив образование, не может адаптироваться в Заречном. Я солидарна с министром экономики и труда области Г.А. Ковалевой, которая отметила пассивность администрации Заречного: до сих пор нет программы поддержки малого предпринимательства.
Счастливого человека может воспитать только счастливый человек. А если родители несчастны или просто не понимают своего ребенка.… Недавно ко мне за консультацией по поводу того, что дочка не блещет учебой, не проявляет талантов, одним словом, не оправдывает надежд, обратилась семейная пара. Культурные люди, оба с высшим образованием, но, как выяснилось в ходе беседы, не пытаются понять дочку, предъявляют к ней повышенные требования, не учитывая способностей, наклонностей, увлечений. Надеюсь, что после моей беседы, они изменили критерий требований, стали мягче относиться к дочке.
Татьяна Павловна, бытует мнение, что неполная семья не может дать полноценного воспитания. Что Вы на это скажете?
-Я бы не стала так категорически утверждать. Если не сложилась семейная жизнь, так лучше расстаться, чем мучить себя и детей. Любящая мать счастлива уже тем, что у нее есть ребенок, и одна может прекрасно его воспитать, поможет стать счастливым.
Какова роль Центра в работе с неблагополучными детьми?
-Мои коллеги оказывают психологическую, логопедическую и психотерапевтическую помощь родителям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, проводят диагностические обследования, индивидуальные консультации, коррекционные и тренинговые занятия. Второй год мы боремся за создание в школах психолого-педагогического консилиума, который бы устанавливал причины неблагополучия ребенка и находил меры по их устранению. С этой же целью нынче на базе Центра проведен семинар с классными руководителями. Именно они работают в более тесном контакте с детьми и должны быть заинтересованы в благополучии каждого, в том, чтобы ребенок своевременно получил квалифицированную помощь.
Пользуясь случаем, напоминаю родителям, что Центр находится по адресу: ул. Островского,4, тел.: 7-25-48. Обращайтесь, здесь вам всегда помогут.
Благодарю за беседу и желаю успехов в Вашем благородном деле.
Вопросы задавала В. Токарева.
На снимке: педагог-психолог Т.П. КОРШУНОВА.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.