Последний выпуск
№ 16 от 18 апреля 2024 г.
Газета вышла 6 дней назад

Архив №6 от 10 февраля 2022 г. Счётная палата Заречного на пороге перемен

Счётная палата Заречного на пороге перемен

Счётная палата Заречного на пороге перемен

В этом году Контрольно-счётной палате Заречного исполняется 10 лет. Она была создана 5 июля 2012 года. Это специальный орган местного самоуправления, который в основном проверяет расходование бюджетных средств, занимается экспертизой и анализом нормативно-правовых актов, проведением проверок по настораживающим фактам манипуляции законодательством и не совсем прозрачного расходования бюджетных средств. Символично, что как раз сейчас, спустя десятилетие, существенно изменилось федеральное законодательство и КСП получила новый статус и новые права.

Юлия ВИШНЯКОВА

По-настоящему работа КСП началась 5 лет назад, когда 29 апреля 2013 года её председателем стала Варвара Ольшевская. С ней мы и поговорили о предстоящих переменах, громких проверках и планах на будущее.

Что значат предстоящие изменения?

- Изменения в законодательстве были необходимы, чтобы повысить статус контрольно-счетного органа, его руководителя. В соответствии с внесенными поправками должности председателя, зампредседателя и аудиторов контрольно-счётных органов теперь относятся к муниципальным должностям, таким же, как глава города или председатель Думы.

Изменение федерального закона несет важные уточнения. Дело в том, что с момента своего принятия в 2011 году 6-ФЗ концептуально не обновлялся. В него вносились «точечные» изменения, но они существенно не влияли на эффективность работы контрольно-счётных органов. Вместе с тем за последние 10 лет значительно изменились подходы к муниципальному управлению, социально-стратегическому планированию.

Речь идёт и о расширении полномочий?

- Мы занимаемся организацией и осуществлением контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета и иных средств. Наши полномочия расширили и конкретизировали. Раньше некоторые формулировки были обтекаемыми, и не всё было конкретно прописано. Например, теперь законом установили, что КСП проводит проверки проектов муниципальных программ. Конкретику внесли и по 44 ФЗ: КСП будет проводить аудит в сфере закупок и товаров.

Из нового - добавили в обязанности проводить оценку эффективности формирования муниципальной собственности. Правда, пока не знаем, как это делать. Поэтому будем разрабатывать свой стандарт на основании стандарта Счётной палаты РФ. Также закреплено право контролировать состояние внутреннего и внешнего долга. И самое главное, теперь мы сможем давать оценку реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития. Также будет разработан стандарт.

Важно, что в законе закреплено право на постоянный доступ к муниципальным информационным системам. Сроки, в которые мы этот доступ должны получить, не указаны. Но это значительно упростило бы нашу работу. Мы бы смогли делать в рамках проводимых мероприятий аналитические выборки, не обращаясь никуда с запросами.

Из-за смены законодательства до сих пор непонятно, как будет происходить переход председателя КСП на муниципальную службу: нужен ли будет для этого конкурс или как-то по-другому?

- У председателя КСП - бессрочной договор, и по идее, меня должны просто перевести на эту должность, потому что оснований для расторжения договора нет. Но в данном случае, как решит Дума, так и будет.

В соответствии с ФЗ 6-ФЗ конкурс не проводится. Подпуктом 7 статьи 6 Федерального закона №6 -ФЗ установлено, что предложения о кандидатурах председателя КСП вносятся в Думу главой ГО, председателем Думы, и депутатами (не менее 1/3 депутатов от установленного числа). Так что максимум на эту должность смогут претендовать четыре человека, а может и больше, если от каждой категории будет несколько кандидатур. Но все эти категории могут и одного кандидата представить. Главное, что претендент должен соответствовать определённым требованиям и предоставить необходимый пакет документов. Если критерии соблюдены и с документами всё в порядке, то кандидатуры рассматриваются на Думе, которая и принимает решение.

То есть претендент не может возникнуть из ниоткуда?

- Вряд ли. Помимо высшего образования, нужен опыт работы в области государственного и муниципального управления, муниципального контроля, экономики, финансов, юриспруденции не менее 5 лет. Необходимы знания Конституции и общих требований к стандартам внешнего и муниципального аудитов. В Нижнем Тагиле уже произошло переназначение председателя КСП, остался тот же председатель, что и до законодательных новшеств. Там решили следовать указаниям Счётной палаты РФ и Счётной палаты Свердловской области, которые считают важным сохранять преемственность.

В интервью нашей газете в 2018 году, вы отмечали, что когда сообщаете о выявленных нарушениях, то прокуратура не всегда реагирует на них, а администрация не всегда принимает дисциплинарные решения в отношении руководителей. Что-то изменилось?

- Изменилось многое. Мы нашли общий язык с прокуратурой и сейчас на все проверки, в которых выявлены значительные нарушения, довольно быстро получаем ответ. И в целом работаем в тандеме: если надо проконсультироваться, можем им позвонить, также и они нам звонят, если нужны дополнительные документы. Сотрудничаем плотно и это хорошо.

Что касается администрации, то в соответствии с Трудовым кодексом, руководитель сам вправе решать привлекать руководителей к дисциплинарной ответственности или нет.

В этом году КСП исполнится 10 лет, но именно последние пять лет обнаруживаются вопиющие нарушения. Почему так?

- До 2018 года у нас в штате был один инспектор. С 2018 их стало двое, и мы смогли проводить в два раза больше проверок. Сотрудники КСП регулярно проходят повышение квалификации. Кроме того, мы участвуем в совместных проверках со Счетной палатой Свердловской области, в результате проведения которых получаем новый опыт и знания.

Узнавая о нарушениях, невольно думаешь: «Ну ведь понятно же, что рано или поздно всё обнаружится, зачем же так»? Все эти выявленные нарушения на поверхности обычно лежат, или приходится основательно «покапать»?

- В том-то и дело, что всё обычно на поверхности. Думаю, нарушения происходят от незнания правовых актов. Например, для МУПов, как отче наш должен быть Федеральный закон №161 - ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Там всё прописано, и если чётко ему следовать, то всё будет в порядке. Но видимо некоторые руководители его не очень-то и читают.

Какие проверки, на Ваш взгляд, были наиболее результативными?

- Из последних - проверка МУП «Книги» в 2021 году, вскрывшая сделки с признаками заинтересованности, использование руководителем займов от физлиц в нарушение федерального закона и многое другое. Громкой была проверка ЗМУП «ЖКХ» в 2018 году, где помимо искажений финансовой отчётности было выявлено, что руководитель предприятия сам с собой заключил договор на аренду автомобиля, сам себе увеличил оклад без уведомления учредителя, расходовал денежные средства предприятия на личные нужды. В 2016 году показательной стала проверка МУП «Доверие», которое занималось ритуальными услугами. Тогда было установлено наличие двойной бухгалтерии, не перечисление прибыли в бюджет, получение «кредитных займов» от физического лица, а также выдача денежных средств, находящихся в кассе предприятия и.о. директора для погашения «кредитного займа».

Какие проверки запланированы на этот год?

- Первые 4 месяца года идёт внешняя проверка бюджета. После этого нам предстоит проверить МУПы «Теплоцентраль» и «Единый город», а также исполнение муниципальных контрактов МКУ «ДЕЗ» в 2020-2021 годах. Эти проверки включены в план по поручению Думы. Кроме того, мы можем рассмотреть материалы и от жителей, если они касаются, муниципальных учреждений. И если посчитаем приведённые доводы обоснованными, то также сможем запланировать проверку на будущий период.



1896095

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Власть и общество»

  • Выбор за нами
    №16 от 18 апреля 2024 г.

    Свердловская область при поддержке губернатора Евгения Куйвашева стала одним из регионов-лидеров по созданию в каждом городе благоустроенных общественных территорий.

  •  

    Волонтёры помогли более чем 400 тысячам уральцев проголосовать за объекты благоустройства.

  • Проекты депутатов, которые намерены направить свои депутатские средства (по 300 тысяч рублей) на проекты по благоустройству, обсудили на Комиссии по формированию комфортной городской среды 12 апреля.

  •  
    Серебряные волонтёры
    №14 от 04 апреля 2024 г.

    Среди более чем 4,6 тысячи волонтёров Всероссийского голосования за объекты благоустройства свыше семи сотен представителей «серебряного» возраста.

  • На заседании Думы 28 марта депутаты внесли изменения в Правила благоустройства Заречного.

  •  

    Тарифы на содержание жилья выросли но меньше, чем хотели чиновники. Юлия ВИШНЯКОВА Если тарифы на коммунальные услуги утверждает РЭК, и повлиять на них народные избранники не могут, то вот плата за «содержание жилья» в Заречном зависит…