Последний выпуск
№ 46 от 14 ноября 2024 г.
Газета вышла 9 дней назад

Архив №7 от 14 февраля 2019 г. Удивительная Япония

Удивительная Япония

Удивительная Япония

Страна восходящего солнца уникальна, это одно из самых развитых государств мира. Небольшое по размерам островное государство удивляет своей культурой и контрастами… С головой окунулся в эту атмосферу директор технопарка Заречного Алексей Нисковских, который в течение 10 дней знакомился с работой японских предпринимателей. Вместе с ним сегодня мы продолжаем рубрику «Мир большой».

Юлия ВИШНЯКОВА

- У моей поездки в Японию большая предыстория: на почту нашей организации пришло письмо из правительства области о том, что открывается конкурс на обучение по президентской программе. А мы с Виктором Михайловичем Мучником в тот период дорабатывали концепцию развития бизнес-инкубатора, поэтому и решили сходить на отбор и, пользуясь случаем, показать наш проект. В итоге я прошёл отбор, довёл проект до завершения и защитил его. После получения диплома нам предложили выбрать страну для дальнейшего обучения.

Я выбрал Японию и подал заявку. Директор японского центра (в Нижнем Новгороде) Кунугида Ютака не только спрашивал меня о работе и моих интересах, но и посетил наш технопарк. Увиденное его настолько впечатлило, что я стал единственным представителем Свердловской области, который прошёл отбор на стажировку в Японию по программе OJT по теме «Управление малыми и средними предприятиями». Ещё два человека из Екатеринбурга смогли поехать в Японию, но за свой счёт. Всего же со всей России нас отобрали 28 человек.

Чудеса Японии Вы увидели быстро?

- В Токио мы прилетели из Москвы, прямым рейсом, за 9 часов. Это удивительно: взлетали, когда было светло, и прилетели в Японию, по сути, тоже утром. Нас поселили в хороший отель, у каждого был свой номер - не больше 9 квадратных метров, но в нём было всё необходимое. Кстати, именно в отеле я увидел и первого японского робота: он занимался доставкой еды. Сначала не понимал, почему у входа в номер два звонка, думал, что тот, что пониже, - для ребёнка. А оказалось, для робота. Робот полукруглый, внутри поднос с едой. Он подъезжает к лифту, поднимается на нужный этаж, доезжает до комнаты, оставляет еду в номере, а потом возвращается на первый этаж и сам встает на подзарядку.

Что можете сказать о японском бизнесе, сильно ли предприниматели отличаются от наших?

- В Японии много малого бизнеса. Но заметно, что есть проблема с помещениями. Частенько японцы поступают так: на втором этаже своего небольшого дома живут, а на первом этаже у них свой бизнес. Арендовать помещения там невыгодно. Бизнес-инкубаторы в стране тоже есть, по большей части производственные. По моей просьбе нас свозили в один из таких инкубаторов. Выяснилось, что для начинающего бизнеса государство даёт небольшие льготы: чтобы запустить производство, можно cначала не платить аренду. Ещё предприятие может взять кредит в банке всего под 3% годовых и с минимальным пакетом бумаг.

Менталитет бизнеса там другой. У нас всё происходит быстрее: появилась идея, пожали друг другу руки и стали думать, что с этим делать. А японцы могут годами тянуть с решением. Любой товар из другой страны они будут долго доводить до своего качества. Сейчас в этом направлении они работают в основном с Китаем. Россия им интересна, но пока они мало знают о нас и поэтому опасаются. Сейчас я веду переговоры с тремя японскими фирмами. Дело движется, но очень медленно.

Вы побывали на многих японских предприятиях, что особенно удивило?

- Удивляло всё. Например, были на инновационном предприятии (в Японии их очень много). Они занимаются производством так называемых смарт-бейджев, такие «умные» бейджи приходят на смену бумажным. Есть специальная программа, её можно скачать из всем известного приложения Googleplay, потом в телефоне вы пишете свои имя, отчество, прикладываете телефон к бейджу, и на нём всё высвечивается, можно себя сфотографировать и тоже перенести на бейдж.

Побывали на небольшом предприятии, которое оборудовано станками с ЧПУ, оно изготавливает разные детали на заказ. Это настоящее бережливое производство под названием «Кайдзен». Там всё чисто. Все детали рассортированы по размерам и лежат в определённом ящике на стеллаже. Заказ поступил, на компьютере высвечивается задание, отмечается определёнными цветом: белым, синим, жёлтым или красным. Если красный цвет - значит, надо делать в первую очередь. Потом эти запчасти идут на завод, например, «Тойота», и если в будущем в автомобиле сломается какая-то запчасть, они легко могут узнать, какой подрядчик её делал и кто именно из работников стоял тогда у станка.

А как же известный в Японии трудоголизм?

- Они работают с утра до позднего вечера. Потом по корпоративной этике всем коллективом идут кушать в какое-нибудь заведение. Приезжают домой в большинстве случаев часов в 8 - 9. Некоторые ночуют в офисе. Часто они живут одни, без семьи. Мне кажется, что японцы по характеру эгоисты, поэтому и к семейной жизни не стремятся. С нами работали два гида. Одному - 54 года, он лишь недавно женился, а ребёнку всего два года. Второй гид живёт с родителями. Семью они создают, когда чего-то добиваются, и могут её обеспечить. Но на эту тему они не говорят, и многие наши вопросы остались без ответов.

Расскажите про японскую кухню, что удалось попробовать?

- В основном я ел суши, а на обед мисо-суп. Очень вкусно. Суши с нашими вообще не сравнить. В первый день зашли в рыбный ресторан и попробовали всё. Живая рыба лежит в корзине со льдом, ты выбираешь понравившуюся, при тебе её готовят. Кстати, ездили и на рыбный рынок. Для этого встали в три утра, добирались на такси. Старый рынок сейчас, к сожалению, закрыт, там можно было поприсутствовать на рыбных торгах и посмотреть всю процедуру продажи рыбы с «колес». А сейчас новый рынок построен - современное двухэтажное здание, где только через стекло видно, как у них проходят торги. Они при торге руками машут, кричат, даже пританцовывают. По итогам торга весь свежий улов развозят по ресторанам, и в любом ресторане рыба свежая. На рынке мы купили тунца, нам тут же его приготовили в разном виде.

Рядом с отелем находился сетевой магазин «7-Eleven», открытый 24 часа. В нём можно было купить продукты и сразу поесть: на входе стоят микроволновые печи, кофе-машины, столики. Но японцы в большинстве случаев едят на ходу. А ещё у них есть привычка кушать в определённых местах. Если в привычном заведении занято, они выстраиваются в очередь на улице, и в такой цепочке может стоять больше 20 человек.

Насколько легко было передвигаться по городу?

- Система поездов у них трёхуровневая: внизу - метро, сверху - электричка, третий уровень - монорельс (поезд без машиниста). Покупаешь проездной: чем дальше едешь, тем больше денег с проездного снимают. Когда заходишь в метро, то попадаешь в огромный холл, где очень много людей. Но заблудиться невозможно, потому что ты примерно знаешь, на какую станцию тебе надо, а у них каждая ветка своим цветом выделена. Но в первый раз я, конечно, растерялся: территория огромная, все бегут куда-то, не зря же японцев негласно называют муравьями. И если днём в метро относительно спокойно, но в час пик - утром и вечером - действительно тесно. При посадке в поезд они стоят строго друг за другом. Не позволяют себе толкаться или лезть без очереди. А ещё в метро нельзя громко говорить и надо отключить звук телефона, чтобы не мешать людям, которые едут домой после тяжелого трудового дня.

Где удалось побывать в свободное время?

- Свободное время начиналось вечером, часов в 6-7, ещё по пути в гостиницу мы решали, кто куда пойдёт, и ездили смотреть Японию. Возвращались домой в 12 часов вечера. В принципе, нам удалось посмотреть все достопримечательности Токио.

В целом же Токио - очень безопасный город. Простой пример: когда были на практике на производстве, у нас ребята оставили телефон в учебном классе, по приезду в гостиницу телефон уже лежал на рецепшен в отеле. Забывали и в кафе телефоны - возвращают или догоняют и отдают или привозят в отель.

Вам бы хотелось вернуться в Японию?

- Да, недавно поймал себя на мысли, что хочу снова приехать в эту страну - она необычна, удивительна, а её секреты в одну поездку не открыть. Япония - это не про роботы и технологии, она в первую очередь про людей, их культуру и самобытность, искреннюю вежливость, этичность, преемственность поколений, чёткость во всём, неспешность и спокойствие при всей стремительности Токио, закрытость и в тоже время душевность и человечность, трогательное обаяние, покоряющее и оставляющее желание вернуться сюда ещё раз. Японцы выражают свои мысли и чувства такими, каковы они есть. Здесь нет «второго дна». Японцев не надо учить сервису. Кайдзен, или культуру делать свою работу идеально, им прививают с малых лет и передают из поколения в поколение. И пока мы находимся в поиске себя, японцы пребывают в Икигае - они нашли смысл жизни. А точнее, делают то, что у них лучше всего получается.



1021472

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Интервью»

  • Особенности пассажирских перевозок Жители Заречного иногда жалуются на грубость водителей маршрутных автобусов, но у водителей тоже своя правда. Алёна АРХИПОВА В нашу редакцию периодически поступают звонки и обращения с жалобами на…

  •  
    Главное - внимание к людям
    №35 от 29 августа 2024 г.

    20 августа Белоярская фабрика асбокартонных изделий провела традиционную акцию «Помоги пойти учиться» - помогла собрать в школу 80 детей из многодетных и малообеспеченных семей Белоярского района.

  • Рак не приговор
    №42 от 17 октября 2024 г.

    История зареченки, которая столкнулась с раком и теперь помогает людям выбраться из этой болезни.

  •  
    Боевая мама
    №22 от 30 мая 2024 г.

    Сразу четверо детей Галины Мичуровой ушли на СВО, и сама она чуть не уехала воевать.

  • Начался новый учебный год, и родители вновь думают, в какой кружок отдать ребёнка.

  •  

    Как найти пропавшего человека Отряд «Прорыв» спешит на помощь. Алёна АРХИПОВА Не так давно в Заречном пропал мужчина. Попытки родственников найти его через соцсети были безуспешны, пока за дело не взялся поисковый отряд «Прорыв». «Прорыв»…