Самолёт ТропинаЗнаете ли вы, что в нашем городе есть такие удивительные люди? Александр Тропин, который последние три года руководит кружком авиамоделирования в Центре детского творчества, сам собрал настоящий самолёт и теперь с удовольствием летает. Полёты на частных самолётах сегодня дело популярное.
Юлия ВИШНЯКОВА
- Как сейчас помню, мне было 7 лет, я сделал простой самолётик из бумаги и запустил его. Поднялся ветер, и он полетел. А если бы я поднялся? - подумал я в тот момент, - вспоминает он.
Александр Тропин родился в Талице. Мечта сделать свой собственный самолёт появилась в молодости, потому что делать маленькие модели ему было неинтересно. Получил среднетехническое образование техник-строитель, но воплотить мечту помогали книги. Тогда с литературой было плохо, книги и статьи по самолётостроению, по конструкции и расчётам доставал в библиотеке имени Белинского, выписывал из Москвы. Свой первый одноместный самолёт он построил в 1987 году, как говорится, с нуля.
- Материалы брал, где придётся. Не на свалке, конечно. Тогда бы все узлы, каждый миллиметр проверять пришлось бы. Например, трубы для каркаса взял у электриков. Они эти трубы тянули, а у них миллиметровая стеночка, как раз мне по задаче подходила. В основу крыльев лёг планер БРО-11. Пересчитал его, чтобы для самолёта подходило. Скорость самолёта рассчитал, посадочку, винт… На строительство и все расчёты потратил почти 3,5 года, - рассказывает мастер.
Когда первый самолёт был готов, то управлять им Тропин ещё не умел. Поднять машину в воздух попросил своего знакомого. Самолёт от земли оторвался хорошо, взлетел по рассчитанной скорости. А потом «пилот», не набрав нужную высоту, решил проверить управляемость и повредил машину.
В начале 90-х вместе с друзьями из Свердловского аэроклуба Александр Геннадьевич отправился учиться летать в Логиново, чтобы получить пилотское удостоверение. За зиму прошли теорию, летом налетали положенные 40 часов. Так что пилот-инструктор Тропин научился не только собирать самолёты, теперь он мог самостоятельно ими управлять.
Свой второй самолёт мастер сделал в 2008 году. Начинал собирать его на участке около частного дома, когда жил в Екатеринбурге в переулке Бесшумном.
- Да, самолёт стоял у моего дома, я его собирал в ограде. Сам сделал навес, под которым стоял фюзеляж. Сделал проводку, обтянул, покрасил. Потом над навесом сделал ещё навес, чтобы крылья собрать. Крылья обшил наверху. Испытывали собранный самолёт мы в полях в стороне Полевского. Полетел он сразу и без проблем.
Кстати, чтобы начать работать над вторым самолётом, Тропину пришлось разобрать свой первый летательный аппарат - девать его оказалось некуда.
- Свой первый самолёт я не регистрировал, а второй пришлось. Хотел его как ЯК-12 зарегистрировать, так как в основу конструкции лёг именно этот самолёт. Но мне сказали, что нельзя. Тогда я назвал его Т-2 - то есть Тропин Второй.
Тему того, сколько стоит собрать самолёт, Александр Геннадьевич обходит:
- Собирать самолёт недорого, покупать дороже. Многое зависит от самого самолёта: если он старой конструкции, то детали доставать трудно. Любителей собирать самолёты у нас немного, а вот тех, кто скупает детали, достаточно. Мы все друг друга знаем, поэтому ищем и находим нужную деталь по «сарафанному радио».
Сейчас Т-2 стоит на частном аэродроме Красный Адуй в районе озера Балтым. Вместе с ним здесь «живут» ещё 23 частных самолёта, но лишь 4 из них сделаны владельцами самостоятельно.
Александр Геннадьевич говорит, что препятствий для того, чтобы отправиться в полёт, нет.
- Я взлетаю и делаю по рации уведомление о том, что борт такой-то полетел туда-то. Мой самолёт не сильно ветра боится. И пока «маленькие» сидят, я могу лететь. В самолёте четыре места, поэтому я часто беру пассажиров. Мой самолёт не для высшего пилотажа, но он может сделать вираж или ”горочку”, вниз резко спуститься. А вот перевернуться на спину не может. За все эти годы мой самолёт не ломался ни разу, потому что слежу за ним. Сейчас вот планирую сделать ему полную перетяжку. Придётся полностью разобрать и полностью собрать. Так что работы предстоит много.
К слову, полёты на частных самолётах сегодня дело популярное. По словам Александра Геннадьевича, в прошлом году многие летательные аппараты из аэропорта Красный Адуй улетели в Крым. 10 часов лёта - и ты на месте.
Планы у авиастроителя большие. Сейчас он ищет подходящее место под взлётную полосу рядом с Белояркой, куда переехал несколько лет назад.
- Если найду, перевезу самолёт сюда, чтобы под рукой был. Ещё мечтаю собрать самолет FMX-5. Я случайно нашёл его в интернете. Это удивительный самолёт, у моего Т-2 размах крыльев 12 метров и ему надо много места, а у этого - всего 6 метров. При весе в 150 кг он ещё 150 кг может поднять. Ни один другой самолёт на такое не способен. А сделан он просто из труб, не очень дорогой в изготовлении.
Интересно, что Тропин никогда не испытывал страха полёта, потому что всегда на 100% был уверен в своих самолётах. «Я всегда рассчитывал всё так, чтобы было безопасно и для себя, и для других,» - говорит он. Вот и мальчишки, которые приходят к нему в авиамодельный кружок, не просто собирают самолёты, но и внимательно изучают чертежи, без которых хороший самолёт не построить.
- Я ребят возил на аэродром, показывал свой самолёт. Конечно, они были в восторге. Но не думаю, что все они в будущем возьмутся за сборку летательных аппаратов. Хотя уверен, что в будущем ребятам полученные навыки обязательно пригодятся, - мечтает Александр Тропин.
Комментарии (5)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.