По законам военного времениР.С. ИВАНОВА, народный корреспондент
С 1959 года живёт в нашем городе замечательная женщина - Зоя Кирилловна Черемных. Впервые я с ней познакомилась в группе «Здоровье» 6 лет назад. Когда узнала, сколько ей лет, просто не поверила, потому что она всегда все упражнения выполняет чётко, красиво, всегда подтянута. У неё очень сложная судьба. Ей обидно, буквально до слёз, за голодное, нерадостное детство, за двойное насильственное переселение с родных мест, за недополученное внимание и ласку родителей, за то, что унижали и не принимали в пионеры, но никто из семьи не обозлился, все выстояли и выдержали эти трудные годы. Семья Зои Кирилловны была реабилитирована лишь в 1947 году.
Воспоминания Зои Кирилловны о военном детстве невозможно читать без слёз. Об этом должны знать наши дети, молодёжь, подростки - знать, как жили их деды и прадеды.
«Я родилась 17 февраля 1926 года в деревне Лариха Ишимского района Тюменской области в крестьянской семье Черемных: Кирилла Николаевича и Евдокии Дмитриевны. В семье росли 4 девочки. Отец занимался извозом, был ямщиком. У нас было крепкое хозяйство: лошади, коровы, овцы, гуси, куры. Когда пошли слухи о раскулачивании, отец продал лошадей и уехал в Среднюю Азию на заработки. В 1931 году началось раскулачивание, у нас отобрали всё: дом, хозяйство, скотину, посадили нас с сёстрами, младшей тогда было 7 месяцев, и мамой на телегу и увезли из родного дома. Мне тогда было шесть лет.
Несколько дней мы жили в церкви, когда собралось много раскулаченных семей, всех повезли на станцию. Посадили в железнодорожный товарный вагон, а выгрузили на станции Косулино Арамильского района Свердловской области. В недостроенный барак вселили 20 семей. Отсюда нельзя было ни уехать, ни убежать, первое время нас даже охраняли. Вскоре заболела и умерла моя младшая сестра Нина. Кругом был лес, много ягод: земляники, черники. Мы их собирали, ели, делали запасы. Переселенцы все прибывали, посёлок строился. Сейчас это поселение называется Верхнее Дуброво. Появилась школа, где я окончила 7 классов. Потом построили детский сад-ясли, новые двухэтажные деревянные бараки.
В апреле 1941 года нас снова «переселили», так как спецпереселенцев считали вредителями, поэтому почти весь посёлок загрузили в товарный состав и отправили подальше от железной дороги - в Серовский район Свердловской области.
Мне уже было 15 лет, этот день я запомнила на всю жизнь. Какой ужас мы пережили в этот момент! Какой был стон - плач расставания остающихся и уезжавших родственников. Ведь нам, детям старше 14 лет, было разрешено остаться здесь, в Косулино. Прощальные гудки паровоза слились с причитаниями уезжавших родных и остающихся. Волосы дыбом вставали от этого зрелища.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В августе этого года к нам на железнодорожную станцию Косулино прибыл состав Ленинградского абразивного завода с эвакуированным оборудованием. В 50 метрах от железной дороги был пустырь, куда и разгрузили оборудование. Завод восстановили, установили оборудование очень быстро, набрали рабочих и стали выпускать шлифовальные круги для нужд обороны.
Мне уже было 16 лет, меня приняли на работу прессовщицей. Эвакуированные из Ленинграда рабочие быстро обучили нас профессии, организовали фронтовые бригады, которые работали по 10- 12 часов без выходных. Когда получали особый заказ, работали сутками. За перевыполнение плана давали талоны на дополнительное питание в столовой. В магазинах ничего не было, нам давали талоны на ситец, одежду, обувь и даже на чулки. Работали мы здорово, на совесть, с энтузиазмом. Молодёжь рвалась на фронт. Были организованы курсы сандружинниц, я записалась и успешно закончила их. Но когда наших девушек брали на фронт, я заболела. Мы с подругой снова подали заявление на фронт, но нас не отпустили - у нас была бронь.
…Однажды работники бухгалтерии сказали нам, что нам пришли повестки, но нас не отпустят, так как броня. А мы всё же решили пойти в военкомат, в поселок Арамиль, что в 15 километрах от Верхнего Дуброво. Мы проработали ночь, а утром вчетвером направились пешком в Арамиль. Не дошли ещё до деревни Косулино, как нас догнали двое в военной форме верхом на лошадях и стали убеждать вернуться на завод, так как нас могут строго судить по закону военного времени. Мы все со слезами вернулись домой.
Работа в цехе была очень тяжёлой. Мы, молодые девчонки, поднимали чугунные, корундовые формы, шлифовальные круги по 16 килограммов каждую, ставили под пресс, вынимали из-под пресса и так раз по 200 за одну смену. Недосыпали, недоедали, нам не хватало витаминов, организм изнашивался. В 1943 году я заболела, мне дали больничный лист и направление на рентген в Свердловск. В Свердловске увидела объявление о приёме в фельдшерско-акушерскую школу. Написала заявление, хорошо сдала экзамены и поступила. В октябре 1946 года получила специальность фельдшера-акушера. По направлению поехала работать в Шалинский район, где обслуживала пять деревень. Встретила свою первую любовь. В январе 1959 года мы отправились по направлению в Белоярский район на стройку БГРЭС, где нужны были медики. Общий трудовой стаж у меня 50 лет, трудовой стаж работы в МСЧ №32 - 37 лет.»
За многолетний труд З.К. Черемных награждена значком «Отличник здравоохранения», медалью «Ветеран труда», «Труженик тыла», юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медалями к юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне, она имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, множество почётных грамот и благодарностей.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.