Последний выпуск
№ 16 от 18 апреля 2024 г.
Газета вышла 9 дней назад

Архив №25 от 22 июня 2006 г. День памяти и скорби

День памяти и скорби

22 ИЮНЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ

22 июня – День памяти и скорби

22 ИЮНЯ. КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

О том, как советские люди встретили первый день войны написано немало. Кого-то эта страшная весть застала на выпускном вечере, кто-то встретил её в кругу веселых друзей и подруг – ведь 22 июня пришлось на воскресенье…

Тогда в далеком 41-ом Заречного ещё не существовало. Но деревни, теперь окружающие наш город гораздо старше его самого. Например Мезенке – 33 лет, Боярке - ???, а Гагарке более ????ти. Именно в этих деревнях еще остались люди, которые помнят страшный день 22 июня. Своими воспоминаниями о том, как началась война, с читателями “Ярмарки” делятся жители деревень, ныне входящих в состав Городского округа Заречный.

Клавдия Степановна Ланских вместе с подругами в этот день была на массовке – праздничном гулянии по поводу окончания посевной. Работники всех колхозов Белоярского района съезжались на Рябовскую мельницу, на правый берег Пышмы - как раз, вспоминает Клавдия Степановна, где сейчас расположена атомная станция.

Было воскресенье, праздничный день, народу было много и даже сладкую воду продавали… Домой, в Гагарку, пошли вместе с подругами часов в 12 дня. Навстречу им ехал на коне парень из Боярки. Он-то и сообщил девушкам, что началась война. “Мы заревели, - вспоминает Клавдия Степановна, - побежали в деревню к сельсовету. У сельсовета собрались жители, все женщины ревели, играла гармошка, тут же военнообязанных забирали в армию. Забирали вместе с лошадьми, ходили по всем дворам, забирали овес для лошадей. Всё было страшно и непонятно”.

Ольга Павловна Уфимцева, уроженка Боярки, тоже припоминает паренька на лошади, который сообщил, что началась война. Мужа сразу забрали в армию. Сказали, что на действительную службу. Так и осталась она с тремя детьми на всю войну одна….

Григорий Терентьевич Исаков в 1941 году только закончил Гагарскую школу – она тогда была семилетней, и 20 июня выпускники сдавали экзамены. О начале войны Григорий Терентьевич узнал по радио и сразу не смог поверить, но когда были названы советские города, которые бомбили фашисты, пришлось…. Мальчишек - выпускников тут же через военкомат мобилизовали в ФЗУ – фабрично-заводское училище.

Галине Александровне Намятовой, которой тогда было всего 9 лет, очень хорошо запомнился тот солнечный, яркий, праздничный день 22 июня 1941 года.

Ребята вместе с родителями и учительницей отдыхали в лесу. Было массовое гуляние, стояли торговые палатки. “Продавали, - вспоминает Галина Александровна, - такие длинные конфеты в больших обвертках. Школьники веселились, бегали по поляне, играли в прятки. Взрослые пели песни, сидя прямо на траве. У всех было праздничное, радостное настроение. Где-то в полдень посреди веселья на поляну прибежали какие-то люди, и по людской цепочке разнеслась страшная новость. Все отдыхающие вскочили, заголосили. К девчонкам, играющим в лесу, прибежали их одноклассники-мальчишки, закричали: “Девки, война!”. Все побежали домой, бегут и плачут. Все плакали, было страшно”.

Нина Федоровна Мышкина, жившая тогда в Бруснятах, в июне 41 была в пионерском лагере. Путевку в лагерь ей подарил отец на окончание школы - семилетки. 22 июня на линейке начальник лагеря объявил пионерам о начале войны. Все школьники до слез испугались за своих отцов, потому что вожатые сказали, что всех забирают на войну. Но лагерную смену не сократили, пионеры находились на отдыхе до самого конца. Вожатые, как могли, подбадривали ребят, объясняя им, что “мы сильные, мы победим!”. Впечатления о том страшном дне живы до сих пор.

Татьяна Дмитриевна Мосунова, председатель Совета ветеранов с. Мезенское, вспоминает: накануне, 21 июня, 2 курс Свердловского педучилища, где она училась, был приглашен на бал по поводу окончания учебного года. В общежитие возвратились поздно. Только легли спать, как в 4 часа утра их поднял дежурный по общежитию - он услышал по радио, что началась война с Германией. “Мы никак не могли поверить, - говорит Татьяна Дмитриевна, - Представьте наши чувства! И только когда увидели людей в военной форме, когда по радио передали песню “Вставай, страна огромная”, только тогда пришло понимание, что война началась…”

Второкурсницы физкультурного факультета с утра 22 июня уже выносили мебель из кабинетов и учебные принадлежности из здания педучилища на улице Карла Либкнехта, освобождая место под госпиталь. Татьяне Дмитриевне тогда было 17 лет.

? Да, им всем тогда было 16 -17 лет. И дай Бог нынешним шестнадцатилетним не пережить больше такой день как 22 июня?

Т. Горохова



1004440

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие статьи из №25 от 22 июня 2006 г.

  • Новости
    №25 от 22 июня 2006 г.

    Ураган, бушевавший в Заречном 18 июня, добавил работы ООО «Зеленстрой». Страшной силы ветер и ливень, налетевшие на город, поломали не только березы и осины, но и огромные сосны. Под корень были повалены деревья по улицам Ленина, Курчатова, Кл. Цеткин, повреждены сосны в микрорайоне.

  •  
    Акция
    №25 от 22 июня 2006 г.

    Наша газета начинает благотворительную акцию – помоги ближнему. Во многих семьях за прожитые годы скопилось много вещей, еще не плохих, но уже не нужных. И выбросить жалко, и отдать некому.

  • Ни для кого не секрет, что наркомания - “чума” двадцатого века, медленно, но верно пере.

  •  

    ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ НА ДОРОГАХ СТАНЕТ СПОКОЙНЕЕ? В декабре прошлого года до сведения Президента Российской Федерации В. В. Путина была доведена информация о катастрофическом ситуации на российских дорогах: об огромном количестве…