Новая жизнь БерегиньНовая жизнь Берегинь
Два года назад деревянные скульптуры, открывавшие вход на детский пляж на Белоярском водохранилище, были демонтированы. Их обещали отремонтировать и вернуть на место до конца строительства «Экопарка». Однако парк практически готов, а фигур нет. Что с ними случилось, где сейчас зареченские Берегини - именно такое народное название закрепилось за фигурами в последние годы - и когда вернутся на место?..
Юлия ВИШНЯКОВА
Деревянные столбы-идолы были созданы и установлены на берегу водохранилища почти 40 лет назад.
- История создания и установки этих фигур уходит корнями в 1985 год. Тогда в Заречном началась разработка нового генплана. К этому процессу были подключены студенты и преподаватели Свердловского архитектурного института. Основной упор тогда делался на связь леса и жилого массива.
Прорабатывались несколько зон на берегу водохранилища. Основной вход на побережье должен был быть со стороны ул. Кузнецова, а вот на этом месте предполагалось сделать дополнительный вход. Предполагалась, так называемая «Дорога сказок. Начало». По эскизам художника Валерия Гаврилова его сын Феликс Смирнов с привлечением студентов архитектурного института и сделали эти вот фигуры, - сообщала ранее администрация, ссылаясь на начальника архивного отдела Светлану Лобареву.
Подобные скульптуры Гаврилов, представитель свердловского андеграунда, устанавливал в 70-е годы в парке Лесоводов России на Сибирском тракте в Екатеринбурге. 17 деревянных скульптур под названием «Освобождение человека» рассказывали посетителям мифологию древнего Урала, историю Рифейских гор. Среди фигур - Борей, Суеверие, Шаман, Геродот (отец истории), Любовь, Грифы, стерегущие золото, Рудокоп, Исседон-победитель. Исследователи отмечают сходство этих скульптур с Шигирским идолом -древнейшим памятником деревянной скульптуры, обнаруженным под Екатеринбургом (ему более 12 000 лет).
Сейчас сын Гаврилова, художник - авангардист Феликс Смирнов живёт в городе Венёв под Тулой. Мы связались с ним и показали фотографии Берегинь, которые прежде были установлены в Заречном. Изучив их, мастер отметил, что ни его работ, ни эскизов его отца в основе данных деревянных скульптур нет.
- Не сказал бы об авторстве мощного художника. Мой отец осмыслял эпоху и выражал идею с помощью скульптуры. А здесь есть лик, есть узор, но нет какого-то сюжета. Возможно, кто-то позаимствовал стилистику работ отца, потому что определённая перекличка по форме, конечно, есть. Мне почему-то пришёл в голову образ Хозяйки Медной горы с печальными глазами, - отметил Смирнов.
Ещё один важный нюанс, на который обращает внимание Феликс Смирнов - это материал, из которого делались Берегини. Ведь скульптуры из парка Лесоводов России выполнены из лиственницы, а у нас - сосна. Между тем, кто бы ни был автором зареченских Берегинь, для нашего города это определённый символ и дань традициям. Изваяния символизируют четыре стихии: Солнце, Воздух, Воду и Землю. Между ними когда-то были деревянные столбики, установленные лесенкой. Они воплощали идею бесконечности…
Время берёт своё
Однако за более чем 30 лет, фигуры стали разрушаться. В преддверии благоустройства береговой линии местный предприниматель Заур Аскеров пообещал идолов безвозмездно отремонтировать. Так, в июне 2022 года Берегини были демонтированы и вывезены на его территорию.
В сентябре 2023 года одно из местных СМИ сообщало, что восстановить фигуры из-за большого разрушения всё-таки не удастся. Оказалось, что дерево изнутри было проедено короедом. Однако Аскеров решил их воспроизвести. Издание даже подчёркивало, что работа уже почти закончена, и на место Берегини вернуться в течение осени 2023 года… Аскеров говорит, что всё не совсем так.
- Работа над Берегинями была социальной нагрузкой. Поэтому процесс был небыстрым, а дедлайнов мне никто не устанавливал. Я бы и дальше продолжал работать над фигурами, но теперь есть сроки, - добавил предприниматель.
Действительно, в июне правление Фонда «Поддержки общественных инициатив и местного самоуправления городского округа Заречный» одобрило сделку «на выполнение художественно-оформительских работ деревянных малых архитектурных форм в соответствии с техническим заданием». Теперь уже официально был определён подрядчик для создания новых Берегинь. Установлены и нормативные сроки: изготовить деревянные скульптуры необходимо к началу августа.
Основную работу по созданию новых Берегинь взял на себя зареченский краснодеревщик Евгений Солдатов. Он закончил Художественную школу, а потом - Бобровское училище по специальностям «резчик по дереву» и «столяр 4 разряда». Большой опыт приобрел, работая в «Екатеринбургском художественном фонде», где и освоил навыки краснодеревщика: умение работать с ценными породами, раскрывать рисунок дерева. Среди его работ той поры перила в Свердловской филармонии, различные статуи, лестницы. Сейчас Евгений выполняет частные заказы в Заречном и области.
Помогает мастеру в работе над Берегинями художник по дереву, победитель различных творческих конкурсов, самоучка Дмитрий Колясников, о котором мы писали *.
Евгений вспоминает, что фигуры Берегинь видел только в детстве, и тогда ему было немного не по себе проходить через этих хранительниц леса. Сейчас же ему предстоит писать их новую историю.
Работа над Землёй
Местом работы над достаточно габаритными объектами стал навес на территории бывшей базы «Лётчиков», которую муниципалитет передал «Военно-патриотическому центру имени Валерия Бубнова». Председатель МежСин, депутат Андрей Расковалов предоставил для работы сосны. Депутат Олег Изгагин помог с транспортом.
Работу над Берегинями не останавливает ни проливной дождь, ни жара.
- Когда за дело взялся Заур, то он ко мне обращался. Я был готов поучаствовать в создании фигур в свободное от основной работы время. Но дело не пошло, заглохло. А в этом году на меня вышли уже из администрации и предложили официально взяться за создание Берегинь. Опыт в резьбе скульптуры у меня есть, поэтому решил не отказываться, хотел помочь городу, хотя дело это и непростое, - рассказывает Евгений.
По факту Солдатову предстоит изготовить три фигуры. Берегиню, символизирующую Солнце, Заур Аскеров всё же пообещал доделать сам.
Евгений с Дмитрием сейчас работают над Землёй, лицо Берегини и часть узора уже отчётливо видны, идёт их более детальная проработка. Вода и Небо пока в проекте.
- В качестве образца у меня есть остатки демонтированной скульптуры Земли. Скульптура Воды осталась у Заура. Где остальные два столба неизвестно. Поэтому видимо эти две фигуры будут экспромтом. Хотя и Берегини, образцы которых у нас есть, тоже не станут их полной копией. Мы берём их за основу, но всё равно что-то меняем, - признаётся краснодеревщик.
Например, у фигуры Земли была явно выражена сексуальность, однако обнаженную грудь решили заменить цветком. К тому же комель - самая толстая часть дерева над корнем - всегда имеет свои особенности. И именно комель служит своеобразной короной для каждой Берегини.
- Конечно, такие же в точности Берегини у нас не получатся. Мы хотим сделать раскладку узора поизящней, чтобы была многослойность: листик из-под листика выходил. И будем лаконичней, потому что сроки сжаты. По старому образцу видно, что работал профессионал - скульптор. Лицо классно вырезано. Самое сложное для меня как раз повторить лица. Портреты мне всегда давались нелегко, и в моей практике это первая такая серьезная работа над лицом. Впереди ещё два лица, и если что-то будет не получаться, привлеку скульптора. Знакомые, которые готовы помочь, есть. Также хочу бросить клич по знакомым художникам, чтобы они помогли найти идеи для оформления Берегини, олицетворяющей Небо. Пары эскизов мне для работы хватит, - добавляет мастер.
Заур Аскеров также отмечает, что работая над Берегиней, олицетворяющей Солнце, он не стремится с фотографическому сходству с её предшественницей.
Что касается долговечности такого материала как сосна, который лёг в основу всех фигур, то в лучшем случае, они также простоят около 30 лет.
- Можно креозотом для долговечности пропитать дерево, но запах будет такой, что к нему невозможно будет подойти. А если закрывать фигуры снаружи лаком или эпоксидной смолой, то внутри дерево сопреет. Сейчас принято хвалить лиственницу, но камнем она только в воде становится, а на суше тоже гниёт, и грибок её может поразить. Так что сосна ничем не хуже, - уверен Евгений.
При этом на дереве, с которым работают мастера, уже есть синева - это признак начинающегося гниения. Возможно, дерево изначально было заражено.
- Я предлагаю провести тонировку, увести его в чёрный цвет, чтобы синеву не выбеливать и дерево не разрушать. Тёмный цвет в принципе и привычней для данных фигур. Также мы собираемся покрыть фигуры составом биоцидов, чтобы дальше гниль не распространялась. А так как комель у наших деревьев тоже подгнил, то мы их подрежем. С Зауром разработали определённую стратегию: торец дерева будем закрывать резиновой краской, чтобы вода туда не впитывалась, это также поможет продлить жизнь фигурам, - рассуждает Евгений.
В свою очередь, Феликс Смирнов говорит, что наши мастера «герои», потому что «по такой структуре дерева вальсировать - это хеви-металл»:
- В 70-80 годы работать по такой древесине, как у вас, просто не разрешили бы. На мой взгляд, чтобы продлить жизнь фигурам, их всё-таки лучше пропитать и залакировать яхтным лаком. Этот лак проявит структуру дерева и защитит его на 10-20 лет.
Впрочем, это уже тонкости технологии краснодеревщиков. Мы же с вами с нетерпением будем ждать новых Берегинь, завершить работу над которыми мастера должны к открытию Экопарка. Оно запланировано на середину августа.
Фото автора
*ЗЯ№22 от 31 мая 2018 года
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.