NEWторговля завоёвывает ЗаречныйСейчас, когда в торговые центры впускают только по QR-кодам, интернет-магазины продолжают работать в обычном режиме, открывают новые пункты выдачи и всем своим видом показывают, что наступило их время.
Юлия ВИШНЯКОВА
Прогнозы аналитиков оправдываются: пандемия изменяет рынок. Спрос перераспределится в пользу онлайна, меняется и возрастная структура аудитории старшее поколение тоже переходит на онлайн-покупки. Новые тенденции не обошли стороной и Заречный. Буквально за последние месяцы в городе открылось несколько новых пунктов выдачи заказов крупных маркетплейсов (интернет-магазинов) и даже зашёл новый интернет-магазин. Что несут такие перемены местному бизнесу и нам, покупателям?
Сто в одном
Маркетплейс - это торговая площадка, которая продаёт товары и услуги разных продавцов через интернет. То есть, это просто посредники между продавцами и покупателями, собственной продукции у них нет. Среди крупных представителей маркетплейсов - Wildberries, Беру, Lamoda, Ozon, KazanExpress и другие. Некоторые из них имеют фирменные пункты выдачи в Заречном, другие дают возможность получить заказанный товар через офисы посредников.
То, что в Заречном в последнее время появилось сразу несколько новых фирменных пунктов выдачи, да и в старых пунктах очереди не убывают, говорит о том, в нашем городе этот вид услуг более чем востребован. И не только покупателями, которые предпочитают такой вид покупок, потому что это экономия времени на дорогу, возможность совершать покупки в любое удобное время, простота возврата, более широкий ассортимент и прочее. Дело в том, что местный бизнес тоже потихоньку начинает выходить на этот рынок. Точных цифр о том, сколько зареченских предпринимателей продают свою продукцию через маркетплейсы, у нас нет, однако в целом по итогам 2020 года эти магазины отчитались о рекордных темпах роста: количество зарегистрированных продавцов на Ozon выросло на 60%, на Lamoda - на 30%, Wildberries собрал в пять раз больше заявок от партнёров, чем за аналогичный период 2019-го.
Спрос растёт
Wildberries был одним из первых интернет-магазинов, открывших свой пункт выдачи на нашей территории. Произошло это около трёх лет назад. Сейчас в Заречном 4 фирменных пункта выдачи и один партнёрский. Три из них маркетплейс открыл сам. Последний фирменный пункт заработал по франшизе: то есть предприниматель получил право вести бизнес под брендом другой компании и использовать её бизнес-модель. В качестве дохода он получает процент от оборота проданных товаров. Открыла пункт выдачи Юлия, которая в начале 2021 года запустила такой же в соседней Белоярке.
- Этот бизнес себя оправдывает, - рассказывает предпринимательница. - Сейчас очень большая активность по интернет-продажам: спрос растёт постоянно. Для того чтобы открыть пункт выдачи, необходимо приобрести либо снять соответствующее требованиям помещение, привести его в соответствие с их условиями. Мы заключили договор, и маркетплейс активировал нас в своей системе. Поэтому сейчас жители Заречного легко могут выбрать для доставки удобное для них место. Пока не могу сказать, хватает ли таких пунктов в городе, но в планах у нас открыть ещё один в старом посёлке. Что касается спроса, то, кажется, он есть на все виды товаров. Покупают, конечно, одежду и обувь, телефоны, телевизоры, даже еду. Востребованными оказались детское питание, макароны, тушёнка, шоколад. В Белоярке недавно даже чипсы заказывали. Среди клиентов уже давно не только молодые и люди среднего возраста. Приходят и пожилые, иногда просят на телефоне настроить им личный кабинет и быстро становятся нашими клиентами.
Мы направили в Wildberries информационный запрос, чтобы узнать количество клиентов из Заречного и объём покупок, совершаемых через эту площадку в нашем городе. Однако к моменту публикации ответ не поступил.
Ozon тоже уверенно чувствует себя на нашей территории. Фирменные пункты выдачи стали появляться в Заречном в 2020 году, до этого товар доставляли в партнёрские пункты. Сейчас в Заречном 4 пункта выдачи и два постамата Ozon Box. Кстати, о постаматах - это автоматический пункт выдачи посылок. По внешнему виду такая система напоминает обыкновенную камеру хранения, оборудованную дисплеем. Каждому ящику присвоен уникальный номер. Главное его достоинство - высокая скорость. Обычно посылки доставляются за 1-3 дня. Само получение заказов занимает несколько минут. Не нужно простаивать в очередях, поскольку каждый получатель забирает посылку из персональной ячейки. Однако у постаматов есть ограничение по габаритам товара и небольшой срок хранения.
В прошлом году предприниматель Дмитрий, открывший пункт выдачи «Ozon» на Кузнецова, 20, рассказывал о том, что результаты работы пункта превзошли ожидания:
- Интернет-торговля сейчас активно развивается. За три месяца его работы осуществилось всё, что планировалось, и получилось даже больше. Спрос на покупки через интернет-площадки растёт по нескольким причинам. Во-первых, из-за ситуации с коронавирусом совершать покупки через интернет безопасней и проще. Во-вторых, доходы у населения сократились, поэтому люди ищут скидки и акции, в сети отследить выгодные предложения проще. В-третьих, я считаю, что за этим будущее. В крупных городах люди даже продукты заказывают через интернет-магазины. У нас такого пока нет, но вещи, технику, игрушки через интернет стали заказывать намного чаще.
Пока «на стопе»
После локдауна прошлого года свои странички в социальных сетях стали развивать многие местные предприниматели, ранее занимающиеся только стационарной торговлей. Некоторые пошли дальше и создали свои сайты. Но нашлись и смельчаки, которые не побоялись замахнуться и на нечто большее: так, пару месяцев назад в Заречном появился местный, локальный интернет-магазин с центром выдачи заказов в ТЦ «Галактика». Он получил название«Bon to me», то есть «Хорошо для меня».
- В период ограничений прошлого года я задумался о том, что страничка в социальных сетях предпринимателей «Галактики» - это капля в море. Надо превращать это в более серьёзный продукт, потому что время изменилось, и никто не знает, сколько волн пандемии коронавируса или других болезней нам ещё предстоит пережить. Познакомился с хорошим программистом, и мы решили пойти дальше. В результате почти года работы мы создали интернет-магазин, который правильней будет назвать маркетплейсом, - рассказывал управляющий ТКЦ «Галактика» Александр Чермаков в конце лета.
И магазин действительно появился. На сайте можно найти товары для дома, кухни, отдыха, спорта, книги, детские товары, сувениры и многое другое. Однако, несмотря на то, что как раз сейчас самое время для таких проектов, Чермаков рассказал, что проект пока приостановлен по семейным обстоятельствам одного из организаторов. Однако, возможно, эта площадка будет использоваться местными предприятиями общепита для доставки еды в условиях новых ограничений. Посмотрим, что из этого получится.
Не панацея
Местный бизнес уже много лет жалуется на торговые сети, засилье которых привело практически к гибели их бизнеса. Есть мнение, что маркетплейсы его окончательно добьют. Тем не менее, отдельные смельчаки решились попробовать работать по-новому, поэтому с недавнего времени в маркетплейсах можно приобрести товары из Заречного. Но не всё так просто.
- Маркетплейсы - несомненно, это большие возможности и хороший шанс для предпринимателей найти для себя новых клиентов и новую аудиторию, - рассказывает Лена Уварова, создательница бренда одежды «Izicroy». - Но! Я бы не назвала все маркетплейсы панацеей от всех бед и не возлагала бы на них больших надежд, как на рынок сбыта. Самый большой минус любого маркетплейса - это его масштаб. В интернет-магазине вы становитесь не представителем своего бренда - вы становитесь продавцом на рынке, это, конечно, грубо… Но так понятнее: в интернете теряется ваше лицо, никому не интересна особенность товара, намного важнее его цена. Поэтому, выходя на глобальные интернет-площадки, малые производства должны быть готовы к тому, что им придётся каким-то образом конкурировать с большими производствами, а это априори тяжело и даже невозможно.
Также любой маркетплейс, как и любой рынок, имеет свои правила игры, которым ты обязан подчиняться. Зачастую это разные комиссии или принуждение к скидкам. Много подводных камней, которые невозможно узнать заранее, до вступления в ряды участников маркетплейса. Честно признаюсь, за три месяца плотной работы с самым популярным интернет-магазином страны отрицательного опыта у меня намного больше, чем положительного. И это не вина маркетплейса. Просто я не научилась ещё играть по их правилам, поэтому часто проигрываю. Но и положительных результатов достаточно. Главное - занять правильную позицию и выбрать правильную роль. На данный момент я в поисках.
Покупатель, будь внимателен!
При этом жалобы от потребителей на маркетплейсы и интернет-магазины в Заречном есть, и не всегда урегулировать отношения удаётся мирно. Как говорят эксперты, когда товар качественный и пришёл в срок, проблем не возникает, сложнее, если кто-то столкнулся с некачественным товаром, и дефект обнаружился уже дома.
- Купил в крупном маркетплейсе детский велосипед, прислали велосипед с кривой передней вилкой, - рассказывает наш читатель Михаил. - Но собирать его я начал только спустя месяц, тогда и обнаружил этот недостаток. Пришлось оформлять возврат по браку через сайт. Заявку отклонили, предложив обратиться в авторизованный СЦ для ремонта или получить там же акт о браке. Ходил советоваться в наш отдел по защите прав потребителей. Михаил Леднев рассказал, что я не первый, кто к нему обращается, что на этот популярный магазин зареченцы частенько жалуются, потому что процесс возврата по браку там сильно забюрократизирован. Он мне объяснил, что проведение экспертизы - это обязанность продавца, а не потребителя. Мы составили новую претензию. В итоге деньги мне вернули.
Михаил Юрьевич рассказал также, что сложнее бывает с интернет-магазинами, которые присылают заказ по почте. Говорит, в Заречном людям вместо их заказа и песок присылали, и картон, и детские часы вместо авторегистратора. Поэтому лучше всего внимательно изучать все реквизиты интернет-магазина, чтобы ИНН, юридический адрес и другая информация о продавце были указаны на том сайте, где представлен товар для продажи. Недобросовестные магазины часто используют схему, при которой заказ ты оформляешь в одном месте, присылает его другое юрлицо, а платишь третьему. С такими фирмами урегулировать вопрос удаётся только через суд. Ещё один дельный совет: если вы оформляете доставку товара по почте, то заказывайте посылку с описью вложения и наложенным платежом. Тогда работники почты проверят содержимое, и в случае, если вам прислали не то, что вы заказывали, можно будет не платить.
…Маркетплейсы - это уже сегодняшний и определённо завтрашний день. Но пока и стационарная торговля никуда не исчезла. Исходя из отчёта главы Заречного за 2020 год, на территории городского округа расположены 196 объектов торговли общей площадью 47 972,6 м2. Показатель обеспеченности площадями стационарных торговых объектов в 2020 году превысил минимальный норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов в 2,8 раза и составил 1 550 м2 на 1 тысячу жителей. Так что любители походить по «живым» магазинам, потрогать и повыбирать могут не переживать. Пока эта возможность для них никуда не делась.
Советы от газеты
5 правил безопасного онлайн-шопинга от Роскачества:
Правило №1: оплачивайте товары после доставки.
Самым надёжным способом сохранить свои деньги является оплата товара исключительно после доставки с помощью курьера или самовывозом. Соблюдение этого правила сведёт на нет возможность остаться без денег либо без покупки, а также обезопасит от получения некачественного товара.
Правило №2: заведите дополнительную карту и переводите на неё только те деньги, которые потребуются для оплаты конкретной покупки.
Большинство покупателей ошибочно использует для оплаты интернет-покупок основную банковскую карту. Данный способ покупки является небезопасным, ведь для оплаты товара необходимо ввести все реквизиты карты. С помощью номера карты, CVC-кода и её срока действия мошенники могут оставить вас не только без покупки, но и без денег. Не попасть в эти сети поможет дополнительная банковская карта.
Правило №3: внимательно проверьте адрес сайта в строке браузера до того, как вы решите оплатить выбранный товар.
Нередко покупателей заманивают на сайты-двойники (например, вместо wildberries.ru - wildberies.ru), по дизайну не отличающиеся от известных и популярных интернет-магазинов, просят указать реквизиты карты для совершения сделки, а далее - похищают платёжные данные. Чаще всего на такие сайты попадают те, кто рискнул перейти по ссылке в письме от неизвестного отправителя - этого делать не стоит!
Правило №4: перед внесением своих персональных и платёжных данных обязательно убедитесь, что вы используете защищённый ресурс.
Обратите внимание на защитный протокол, по которому устанавливается ваше соединение: в самом начале адресной строки в браузере должны быть символы https:// и после них уже наименование ресурса, к которому вы подключаетесь. Не забывайте своевременно обновлять браузер. Ещё проверенному и безопасному сайту выдаётся цифровой сертификат, который также обеспечивает надёжность ваших данных - проверьте сайт на наличие «закрытого замочка» левее от адресной строки.
Правило №5: покупки в интернет-магазинах лучше совершать там, где доступ к wi-fi-сети зашифрован.
Не используйте для шопинга открытые wi-fi-сети, поскольку не исключена вероятность попасть в сети хакера, который хотел бы заполучить все ваши персональные данные.
Правило №6: выучите эти правила и расскажите о них своим близким. Их соблюдение сведёт к минимуму утечку ваших персональных и платёжных данных, и ваш интернет-шопинг станет безопасным!
Заказ по почте опасен.
Михаил Леднев говорит, что в Заречном людям вместо их заказа песок присылали.
Недобросовестные интернет-магазины используют схему, при которой заказ оформляешь в одном месте, присылает его другое юрлицо, а платишь третьему. С такими фирмами урегулировать вопрос удаётся только через суд.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.