Последний выпуск
№ 46 от 14 ноября 2024 г.
Газета вышла 8 дней назад

Архив №4 от 28 января 2021 г. Башмачник - правдоруб

Башмачник - правдоруб

Башмачник – правдоруб

«Сапожное дело, как хирургия, - пока не вскроешь, точной причины не узнаешь».

В прошлом году специальность «сапожник» попала в список профессий, которые замечательно подойдут для самозанятых. И всё же по факту она считается вымирающей профессией, да и в Заречном найти хорошего обувных дел мастера непросто. Сапожники у нас на вес золота. В число таких штучных специалистов входит и Юрий Георгиевич Спицын, который сегодня стал героем нашей рубрики «Есть такая профессия».

Алёна АРХИПОВА

Судьба у Юрия Георгиевича непростая. В 1992 году он попал в страшную аварию. Еле выкарабкался - остался инвалидом. Из близких от него не отвернулась только мама Мария Васильевна: заново учила сына говорить, двигаться выходила его, подняла на ноги. Она-то и посоветовала Юрию пойти учиться на сапожника.

- Нужно было как-то жить, чем-то заниматься, поэтому в 1996 году я поехал в Камышловское училище постигать профессию обувщика, - рассказывает Юрий Спицын. - Однако не пошло, не смог влиться в коллектив. Я же был самый взрослый среди молодёжи, непьющий, принципиальный правдоруб… В общем, вскоре вернулся домой. В результате научил меня всем премудростям друг Александр Шмолин, за что я ему до сих пор благодарен. Он тоже инвалид II группы, учился на обувщика в профессиональном заведении, закончил, а потом передал свои знания мне. Так специальность меня и нашла. Как ни крути, в наши дни сапожник - это работа для инвалидов. Те, кто на двух ногах, в отличие от нас, могут найти себе применение в другом месте.

Когда Юрий Спицын получил от станции комнату в общежитии на улице Ленина, стал трудиться по вновь обретённой профессии. В 2001 году у него появилась собственная квартира, в которой он сейчас живёт и работает. С помощью Управления соцзащиты выучился на права, приобрёл машину с ручным управлением, которая стала для него большим подспорьем в деле.

Вы трудитесь уже около 25 лет, изменилась ли за это время технология починки обуви?

- Самоучке об этом судить, наверное, не совсем правильно. На мой взгляд, не сильно изменилась. Тут дело в другом: у каждого мастера есть свои секреты в починке обуви. И у меня они есть. Я могу собрать пару, которая ремонту практически не подлежит, и доведу её, как говорится, до ума. Мой главный материал, главная технология, - это руки и профессиональная смекалка.

Как поменялись запросы людей при выборе обуви?

- Если раньше ценили и выбирали качество, то теперь смотрят на красоту и цену. Только вот клёпки, нашивки, накладки, как правило, из модных дешёвых материалов в любом случае проигрывают. Если человек купил кроссовки за 500 рублей, и они у него через две недели развалились, ремонтировать такую обувь нет смысла - лучше она не станет. Проще купить новые. И люди это понимают, часто берут детям две дешёвые пары на сезон.

В то же время клиенты очень ценят свои деньги, а вот чужой труд, к сожалению, не всегда. Когда узнают цену ремонта, начинают торговаться, утверждать, что «тут дел на пару сотен». В этом, пожалуй, и есть главная сложность моей профессии - отстоять свою работу. Ведь практически никто не задумывается, что мне сначала нужно съездить за материалами - их можно найти только в Екатеринбурге. Потом купить на свои деньги дорогие кожу и клей, затем обдумать технологию починки. Сапожное дело, как хирургия, - пока не вскроешь, точной причины не узнаешь. На ремонт одной пары уходит в основном день. Конечно, точное время починки зависит от вида проблемы: либо простой замок вшить, либо латку (заплату. - Прим. авт.) поставить так, чтобы её не было видно и ноге было комфортно - это вещи разные.

Была женщина, которая сначала просто пришла выяснить, сколько я возьму за ремонт. Когда принесла туфли, я смог назвать цену. Она стала торговаться, и в результате обувь не оставила. А вот другая клиентка тоже поначалу сомневалась в моей честности и долго думала - слишком дорогая и удобная для неё была обувь. Про такой товар говорят: раз в десятилетие попадается. Потом она всё-таки решилась, доверилась мне и не пожалела.

Ещё бывало, что на ремонт приносили летние сандалии стоимостью 4 000 рублей. Это как раз тот случай, когда дорогая брендовая обувь, купленная в фирменном магазине, быстро пришла в негодность. Такое тоже случается. Тогда, наоборот, на оплату не скупились. Отремонтировал - стали как новенькие. Так что есть в Заречном люди, которые до сих пор ценят качественную удобную обувь, и стоимость ремонта для них не важна.

Если не секрет, сколько заказов в день принимаете?

- С этим с каждым годом всё сложнее. Если ещё пять лет назад было по 1-2 заказа в день, то сейчас, дай бог, 1-2 заказа в неделю, а бывает, и в месяц. Людям действительно сейчас проще, удобнее, даже выгоднее купить новые туфли или ботинки, чем ремонтировать старые. Хотя к моей скромной пенсии и это добавка значимая. Конечно, есть постоянные клиенты среди соседей, знакомых, друзей знакомых. Обращаются они редко - просто хорошо ремонтирую. В любом случае, за качество своей работы я отвечаю.

Какими свойствами характера должен обладать сапожник?

- Усидчивостью, терпением, повторюсь, смекалкой. Каждую пару обуви чинишь по-своему, выбираешь особенную технологию. Важно не просто зашить или приклеить, но и спрятать следы ремонта, чтобы не было видно ни латки, ни шва. Ещё ответственность перед клиентом. Если взялся за дело, должен провести его так, чтобы силы, душа, вложенные в процесс, стали гарантией твой работы. Как результат - искренняя благодарность, комплименты твоему труду, о котором потом узнают другие.

Есть увлечения, любимое дело, кроме обуви?

- Есть хорошие привычки. Я уже 29 лет не употребляю алкоголь. Играю в карты: мне, инвалиду, это помогает тренировать внимание и память. С удовольствием общаюсь с умными людьми, друзьями, которые у меня есть и в Москве, и в Тобольске.

Однако самое главное моё увлечение - рыбалка. За столько времени приспособился, приноровился, есть свои рыбные места. За это хочу сказать отдельное спасибо Главе города Андрею Захарцеву, директору станции Ивану Сидорову, директору «БАЭС-Авто» Сергею Кривошеину, которые пошли мне навстречу и позволили рыбачить в 30-километровой зоне Белоярской АЭС.

Благодарим Юрия Спицына за интервью и желаем ему удачи.

Юрий Спицын сам делает удобную, тёплую домашнюю обувь - комнатные тапочки.



1894398

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Интервью»

  • Особенности пассажирских перевозок Жители Заречного иногда жалуются на грубость водителей маршрутных автобусов, но у водителей тоже своя правда. Алёна АРХИПОВА В нашу редакцию периодически поступают звонки и обращения с жалобами на…

  •  
    Главное - внимание к людям
    №35 от 29 августа 2024 г.

    20 августа Белоярская фабрика асбокартонных изделий провела традиционную акцию «Помоги пойти учиться» - помогла собрать в школу 80 детей из многодетных и малообеспеченных семей Белоярского района.

  • Рак не приговор
    №42 от 17 октября 2024 г.

    История зареченки, которая столкнулась с раком и теперь помогает людям выбраться из этой болезни.

  •  
    Боевая мама
    №22 от 30 мая 2024 г.

    Сразу четверо детей Галины Мичуровой ушли на СВО, и сама она чуть не уехала воевать.

  • Начался новый учебный год, и родители вновь думают, в какой кружок отдать ребёнка.

  •  

    Как найти пропавшего человека Отряд «Прорыв» спешит на помощь. Алёна АРХИПОВА Не так давно в Заречном пропал мужчина. Попытки родственников найти его через соцсети были безуспешны, пока за дело не взялся поисковый отряд «Прорыв». «Прорыв»…