Последний выпуск
№ 13 от 28 марта 2024 г.
Газета вышла вчера

Архив №37 от 10 сентября 2020 г. И опыт - сын ошибок трудных

И опыт - сын ошибок трудных

Дистанционное обучение школьников, к счастью, пока закончилось. Но приобретённый опыт остался, как осталось и понимание того, что вернуться к дистанту, возможно, придётся в любой момент. Как это было и как будет, читайте в нашем материале.

Юлия ВИШНЯКОВА

Шок позади

- Всю четвёртую четверть дети не ходили в школу, они впервые в жизни вместе с учителями и родителями осваивали дистанционное обучение. Быстро и массово мы стали понимать, что цифровая трансформация школы - это то, с чем нам жить уже в ближайшем будущем. И дистанционное обучение - это только часть цифровой среды, - отмечает главный специалист Управления образования Ольга Хорькова.

Сегодня специалисты Управления образования признают, что учителя зареченских школ в большинстве своём были практически не готовы к обрушившимся на них переменам. И о «полном обеспечении рабочего места каждого ребёнка и учителя, позволяющего общаться друг с другом в онлайн режиме, говорить не приходится». Недостаточно внимания было уделено разъяснительной работе с родителями. Не было у педагогов и опыта использования дистанционных технологий в своей работе.

В мае 2020 года Управлением образования был проведён опрос среди учителей школ, в котором приняли участие 190 человек. Опрос показал, что до перехода на дистанционное обучение онлайн платформами для организации образовательного процесса 34% опрошенных пользовались редко, 26% - никогда, 29% - иногда. Повышение квалификации по использованию дистанционных технологий на тот момент прошли только 14% учителей.

- По данным исследования Общероссийского народного фронта, свыше 25% комментариев в социальных сетях с начала дистанта были посвящены цифровым компетенциям учителей. При этом авторы сообщений отмечали, что у учителей порой отсутствует понимание методик онлайн образования и навыков удалённой передачи знаний. Поэтому дистанционные занятия превратились в самообразование, - отметила Хорькова.

Однако после первого шока учителя и руководители школ постепенно начали адаптироваться к новой реальности. Актуальная информация стала выкладываться на школьных сайтах, в ППЦ заработал телефон психологической помощи участникам образовательного процесса. В школе №2 директор опробовал формат видеообращения.

Быстро привыкнуть к новым форматам удалось не всем. По итогам следующих опросов отлично адаптировались только 7%, хорошо - 43%, удовлетворительно - 44%, плохо - 6%. Таким образом, лишь половина педагогов более или менее нормально адаптировались к этой форме обучения. На вопрос: удобно ли вам преподавать в дистанционном режиме, - 30% ответили «нет», 34% - «да, но сложно».

Определённую путаницу создавали многочисленные онлайн-ресурсы, которыми начали пользоваться педагоги. Почти половина учителей применяли две, а то и три образовательные платформы сразу. Это вызывало сложности у родителей и учителей, ведь каждая платформа имеет свои особенности. Этот период в Управлении образования называют периодом проб и ошибок. Тем не менее, как позже выяснилось, 80% педагогов готовы использовать в своей практике некоторые уже опробованные ресурсы, а 8% даже готовы за эти ресурсы платить.

- Мы уже поняли, что нас резко может ожидать что угодно. Поэтому уже сейчас можно рассмотреть возможности смешанного обучения в наших школах. В сентябре у нас запланированы мероприятия по обмену опытом в условиях дистанта. В планах - обсудить перспективы с родителями, чтобы потом наметить план действий по цифровой трансформации школы. Откладывать не стоит. Уверена, наши педагоги освоят новую реальность, - добавляет Хорькова.

Необходимо меняться, причём быстро

- Многие из нас 6 апреля 2020 года, когда перешли на дистант, испытали шок. Дистант для нашей школы стал большой неожиданностью, к которой не были готовы ни учителя, ни дети, ни родители. Проблемы возникали одна за другой. Приходилось на ходу перестраивать своё сознание, менять формы работы с коллегами, детьми и их родителями. Дистант показал главное: мы недостаточно готовы к переменам, недостаточно владеем информационными технологиями для создания электронных ресурсов. И вместе с тем, стало понятно каждому, что необходимо меняться, причём быстро. Поэтому летом этого года я стала участником федеральной программы «Цифровая трансформация школы», в которой также участвовали 17 тысяч директоров и их заместителей из 85 регионов страны, - рассказала директор школы №4 Валентина Гришина.

Кроме того, в августе 25 учителей этой школы приняли участие в марафоне «Дистанционное образование, как это работает». По итогам обучения педагоги научились создавать учебные ролики, тесты, собственный контент для своих «YouTube» каналов. Кроме того, с помощью дистанционных технологий в школе планируют вести уроки по субботам. Все эти новые знания и навыки станут дополнительными инструментами обучения.

Новая парадигма образования

28 августа во время педагогического совещания начальник Управления образования Анастасия Михайлова достаточно однозначно дала понять, что сейчас основной парадигмой образования в городе становится не вхождение во всевозможные рейтинги и общественные объединения, а развитие цифровой образовательной среды (ЦОС). Делать это возможно с помощью высокоскоростного интернета в школах, соответствующей техники, широкого набора сервисов онлайн-расписания, онлайн-библиотек, он-лайн-платформ, со многими из которых учителя и ученики уже познакомились во время дистанционного обучения: это «Российская электронная школа», «ЯКласс», «Яндекс учебник» и так далее.

- Но эти сервисы не будут подменять живое общение с педагогом на уроках, - подчеркнула Михайлова.

Что же получат дети и учителя благодаря ЦОС? Автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от излишней бумажной работы с отчётами; доступ к множеству электронных образовательных сайтов и сервисов; доступ к высокоскоростному интернету для занятий в школе; цифровые решения, позволяющие ребёнку, по каким-либо причинам не имеющему возможность посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока; интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой Цифровой образовательной среды; возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий.

В эксперименте по внедрению ЦОС с этого года будут участвовать 14 регионов, Свердловская область присоединится к нему с 2021 года.

- Но работа в данном направлении будет вестись уже сейчас, - подчеркнула Михайлова.

Конечно, хочется верить, что ни детям, ни учителям не придётся вновь полностью переходить на дистанционное обучение. Но обнадёживает, что если это всё-таки произойдёт, то система образования в этот раз будет готова.

Главный специалист Управления образования Ольга Хорькова: “Нас резко может ожидать что угодно”.



1024977

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Культурный Заречный»

  • Сырой дневник
    №11 от 14 марта 2024 г.

    С октября 2024 года учителей, учеников и родителей Свердловской области перевели на новый электронный дневник.

  •  
    Тело может много
    №07 от 15 февраля 2024 г.

    Новый проект от НКО «Я могу! Я есть! Я буду», который получил название - «Твое тело может много», будет запущен с 1 марта.

  • Конфуз неуместен
    №10 от 07 марта 2024 г.

    На информационных стендах, которые устанавливают в строящемся экопарке, найдены ошибки.

  •  

    Стены, с которых снята краска, порванный линолеум на полу старательно заклеен скотчем.

  • Портрет художника в зрелости
    №08 от 22 февраля 2024 г.

    Под музыку Джей, Джей Кейла, в черной толстовке с надписью «Russian freedom» и с красной повязкой «художник» на плече 17 февраля Анатолий Вяткин встречал гостей в вы.

  •  

    Завершился 2023 год. Каким он был? Есть ли особенности, положительные тенденции, поводы для радости.