Возможно, 2018 год войдёт в историю Заречного именно как «год мусорного передела». В этом году, несмотря на упорное сопротивление управляющих компаний и ТСЖ, власти города решили пересмотреть существовавшую много лет схему уборки контейнерных площадок и перераспределить обязанности, а значит, и деньги. Сделано это было с помощью прокуратуры и суда, последний разбирался в запутанной истории на протяжении четырёх судебных заседаний, и до последнего было неясно, какое решение примет судья Михаил Осокин. Однако 21 ноября точка в мусорном переделе была поставлена. Расскажем, как это было.
Юлия ВИШНЯКОВА
Кто виноват?
Напомним, в начале лета в Заречном - по всему городу - неожиданно стали расти кучи мусора, которые постепенно превращались в горы. В основном мусор копился на площадках, предназначенных для крупногабарита. Администрация посчитала, что вина за это лежит на УК и ТСЖ. Глава города Захарцев призывал коммунальщиков «не борзеть, а работать», опираясь на то, что услуги по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов относятся к жилищным, а управляющие организации собирают за это деньги с населения. Более того, не имея собственных контейнерных площадок, они пользуются муниципальными. Именно поэтому администрация призвала руководство «управляшек» взять контейнерные площадки в безвозмездную аренду, а значит, содержать их в чистоте и порядке, а также отвечать в случае, если что-то пойдёт не так. Коммунальщики с таким подходом не согласились.
Так начался «муорный передел», к которому подключились надзорные органы - прокуратура и отдел контроля по Южному управленческому округу Свердловской области Департамента государ-ственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Результаты проверки контрольных органов подтвердили правоту позиции администрации. Так, прокуратура «в целях устранения выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных со стороны управляющих организаций», обязала их «обеспечить места для сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов. Кроме того, в орган предварительного расследования в порядке ст.37 УПК РФ направлены материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц управляющих компаний».
Коммунальщики были уверены, что обслуживать муниципальные контейнерные площадки должна администрация, которая заключила для этого муниципальные контракты с компаниями «Олимп» и «Таклисс» на целый год. Но так как все ждали, что с 1 июня придёт региональный оператор и возьмёт оставшуюся работу на себя, чего не произошло, то теперь муниципальные контракты не выполнялись. Также коммунальщики настаивали на том, что взять в аренду площадки они просто не могут, так как те находятся за пределами общедомовой территории. Перевести же муниципальные контейнерные площадки в общедомовую собственность можно только по решению общего собрания жителей, которые вряд ли захотят брать на себя дополнительную финансовую нагрузку. Собственно, ООО «ДЕЗ» даже сделало попытку провести подобные собрания жителей, но в итоге они не состоялись из-за отсутствия кворума. И даже те немногочисленные собственники, которые приняли в них участие, высказались против аренды муниципальных контейнерных площадок.
Что делать?
Стало понятно, что решить непростую задачу возможно только в суде. Первое заседание состоялось ещё 9 октября. Истцом выступала Белоярская межрайонная прокуратура, третьим лицом - администрация, а вот ответчиками стали шесть управляющих компаний нашего города: ТСЖ «СССТ-Заречный», ТСЖ «Наш дом», ООО «Викинг», ООО «Фонд развития Заречного жилищно-коммунального хозяйства», ТСЖ «Аквариум» и ООО «ДЕЗ». 26 октября на очередном заседании суд объединил иски прокуратуры к шести УК города в одно дело. 9 ноября стало казаться, что суд поддерживает сторону управляющих компаний. Произошло это после того, как ответчик предъявил протокол совещания от 14 декабря 2011 года, который был приобщён к делу. Совещание касалось проблем с вывозом ТКО на территории. На нём было принято решение отказаться от подворового сбора мусора с помощью машины и использовать контейнеры на площадках. В протоколе прописано, что содержание контейнерных площадок, очистка подъездных путей, уборка осуществляется за счёт муниципалитета, содержание контейнеров (покраска, мытьё) - за счёт средств УК и ТСЖ. Под документом стоят подписи и.о. главы администрации Константина Шифа, заведующей отделом ЖКХ Людмилы Бирючёвой, директора ЗМУ «ДЕЗ», представителей ООО «ДЕЗ», ТСЖ «Наш дом», «Квартал», «Аквариум». Представители ТСЖ подчёркивали, что с 2011 года до нынешнего лета все стороны действовали по данному Протоколу: «Договорённость исполнялась, получается, наши взаимоотношения с муниципалитетом были оформлены и приняты». После нынешнего летнего мусорного сбоя, в котором коммунальщики винят исполнителя муниципального контракта ООО «Олимп», администрация всё решила переиграть.
Судья Михаил Осокин неоднократно просил прокуратуру конкретизировать свои требования, потому что в таком виде остаётся непонятным механизм их выполнения. «Решение суда должно быть исполнимым, чётким и ясным. Я не могу просто поставить задачу: идите и выполняйте», - подчёркивал Осокин.
В итоге суд посчитал, что раз предполагается документирование отношений по пользованию муниципальными площадками, то надо понимать, на что готов идти муниципалитет, следовательно, администрация тоже должна быть ответчиком в данном вопросе.
Кто ответит?
21 ноября состоялось финальное судебное заседание по мусорному переделу, на котором позицию администрации отстаивала начальник юридического отдела Юлия Шмакова. Она утверждала, что, согласно минимальному перечню услуг, который государство возложило на управляющие компании, за организацию и содержание мест накопления ТКО отвечать должны именно они. «Если вывоз организован, то услуга по сбору жителям не оказывается. Получается, что можно и другие обязанности не выполнять и дойти до абсурда», - настаивала она. Более того, по мнению Шмаковой, «управляшкам» вовсе не обязательно организовывать контейнерные площадки, места накопления могут быть разными: мусороприёмные камеры или бункеры.
Что касается того аспекта, что ранее администрация действительно за свой счёт содержала муниципальные площадки, то здесь логика была следующая: «Есть права, а есть обязанности. Пока у администрации была возможность, она площадки содержала. Сейчас требования области по расходованию бюджетных средств ужесточились, администрация больше не может выполнять за других их работу. Значит, пришло время УК выполнять свои обязанности». Также Шмакова заверила, что содержание мест сбора ТКО не станет дополнительным финансовым бременем для жителей, поскольку эта услуга уже есть в тарифе.
В итоге своим решением суд удовлетворил иск прокуратуры и обязал управляющие компании в срок не позднее месяца после вступления решения суда в законную силу обеспечить места для сбора и вывоза ТКО.
Это решение будет актуально и после 1 января 2019 года, когда ожидается приход Регионального оператора. Как мы уже писали и как ещё раз подчеркнула Шмакова, сбор (накопление) ТКО останется в жилищных услугах, а значит, в обязанностях УК. Регоператор будет отвечать лишь за вывоз мусора.
Что дальше?
Решение Заречного районного суда вынесено, но очевидно, что судебные тяжбы на этом не закончатся. Управляющие компании уже высказались о намерении его обжаловать. Более того, прокуратура тоже не намерена останавливаться. На вопрос председателя «СССТ-Заречный» Виталия Ваганова: «Помимо шести организаций, участвующих в процессе, есть и другие УК и ТСЖ. Почему в отношении них нет подобных требований?» Максим Кознов, заместитель межрайонного прокурора, дал следующий ответ: «Разберёмся с данным кругом лиц и пойдём дальше».
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.