Её судьба так любопытна и так таинственнаВ последний день февраля в филиале городской библиотеки прошёл литературно-музыкальный вечер, посвящённый Надежде Дуровой - прототипу героини известного советского фильма «Гусарская баллада».
Валентина ТОКАРЕВА
Речь шла о Надежде Дуровой, известной также под именем Александра Александрова, первой в русской армии женщине-офицере, талантливой писательнице. Жизнь и подвиги Н.Дуровой стали темой очередной литературно-музыкальной композиции «Кавалерист-девица». И вечер последнего зимнего дня стал для гостей читального зала филиала городской библиотеки настоящим праздником для ума и души. Во-первых, они узнали немало нового о войне с французами: сотрудники библиотеки Любовь Постникова и Раиса Кузьмина, эмоционально ведущие вечер, а также видео-музыкальный редактор Елена Бездомова сумели переместить слушателей в 1812 год. Во-вторых, они получили истинное удовольствие от песен и романсов из кинофильмов «Эскадрон гусар летучих», «Гусарская баллада» и других в исполнении Ольги Запаровой и Александра Бабина. Звучали на вечере и стихи М.Лермонтова.
Однако настоящим «гвоздём» программы стало появление в зале высокого статного гусара в ярком наряде: мундир (жёлтый верх, белый низ), на голове каска, в руке сабля, на ногах высокие сапоги. Чеканя шаг, гусар в исполнении сотрудницы библиотеки Марины Степановой направился к столу, на котором стояли свечи в медном подсвечнике, пистолет двухсотлетней давности, писчая бумага, чернильница с гусиным пером - антураж 19 века. Надежда Дурова, а этот именно она скрывалась за мужской одеждой гусара, присела за столик и начала писать, делясь со слушателями впечатлениями о трудном детстве, тяготах военной жизни, зачитывала цитаты из «Записок»: «Седло было моей первой колыбелью, лошадь, оружие и полковая музыка - первыми детскими игрушками и забавами. Воспитание Астахова (отставного гусара) сказывалось. Я любила лошадей, пистолеты, сабельный блеск. Бегая по дому, прыгала и командовала: «Эскадрон! Направо заезжай! С места марш-марш!». Кукол не признавала. Все хохотали, мать злилась, бранила меня, ставила в угол и заставляла рукодельничать…».
Могла ли девушка, мечтающая стрелять и ездить верхом на лошади, а с этой целью она приручила бешеного жеребца Алкида, с которым впоследствии делила военные тяготы, мирно сидеть за коклюшками и плести кружева или вышивать крестиком? Конечно же, нет! Осенней ночью 1806 года барышня обрезала свои роскошные локоны, переоделась в казачью форму и сбежала из дома на военную службу. Даже наличие мужа и малыша-сына не остановило её. Она радовалась обретённой свободе. Всю себя без остатка кавалерист-девица отдала военной службе. Назвавшись дворянским сыном Александром Дуровым, присоединившись к казачьему полку, Надежда в полной мере хватила «прелестей» солдатской жизни: «Пришлось учиться воевать по-улански, вертя над головой тяжёлую пику, маршировать, прыгать на лошади через нешуточные препятствия, действовать саблей».
Судьба свела её с императором Александром 1, который заинтересовался женщиной-уланом и зачислил её в Мариупольский гусарский полк, вручив Георгиевский крест за спасение жизни офицеру, добавив при этом: «Будете называться по моему имени - Александровым!»
Она получила чин поручика, став адъютантом Кутузова, затем перевелась в Литовский уланский полк, в котором прошла всю войну 1812 года, получила ранение при Бородино. И лишь в 1816 г. по настоятельной просьбе отца Надежда вышла в отставку в чине штаб-ротмистра. Поселившись в Елабуге, стала писать романы, повести, мемуары. Самым известным её произведением стали «Записки кавалерист-девицы», главы из которых в 1836 году напечатал в журнале «Современник» А.Пушкин. Поэт признал, что они не нуждаются в переделке - слог прекрасный. Надежда вспоминает, что они с Александром Сергеевичем встретились в Петербурге. Поэт познакомил её с женой и детьми, а на прощанье поцеловал руку, чем чрезвычайно смутил женщину, не привыкшую к подобному обращению.
В середине 30-х годов Дурова стала очень популярной в Санкт-Петербурге. Но вскоре ей пришлось вернуться в свой домик в Елабуге. Она совсем перестала писать, зато занялась рукодельем. Правда, до самой смерти женщина-воин не рассталась с мужским платьем и говорила о себе в мужском роде.
Скончалась Н.А. Дурова на 83 году жизни, хоронили её с воинскими почестями. На средства офицеров полка на Троицком кладбище был установлен памятник, а в 1962 г. в городском парке появился мраморный бюст кавалерист-девицы.
Подвела итог всему сказанному своими стихами зареченская поэтесса Лина Киценко:
Ах, как трудно, спустя столетья,
Проникать в необычный твой мир.
О чём грезила русская леди,
Примеряя гусарский мундир?
Не о славе… Тяжкое бремя
Не ложилось на хрупкость плеч.
Билась мысль, как в нелёгкое время
От врагов Россию сберечь…
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.