ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВЕСЛИ ВЫ КУПИЛИ ТОВАР НА РАСПРОДАЖЕ…
«Купила на распродаже уценённую обувь. На второй же день у одного из туфель подошва отлетела напрочь. Хотела вернуть в магазин – получила отказ. Хозяйка его заявила: уценённые вещи обратно не принимаются. Неужели она права?» (из письма в редакцию).
В Законе о защите прав потребителей нет понятия «уценённый товар». Продавец снижает цену по разным причинам: либо подобного товара залежи и его надо сбыть, либо товарный вид или фасон несколько устарел и т.д. И если покупатель увидел в купленной им вещи недостаток, он имеет право потребовать его устранить либо вернуть деньги. В п.1 ст.18 Закона говорится: если продавец не поставил в известность покупателя об имеющемся дефекте, тот может заменить его на товар такой же марки либо поменять на другой с перерасчётом стоимости. В случае с автором письма: либо магазин восстанавливает подошву, вернув обуви товарный вид, либо возвращает деньги. В данном случае покупатель может потребовать и уменьшения покупной цены, ведь он испытывает неудобства. Одним словом, потребитель, приобретший уценённый товар или товар со скидкой (в том числе на распродаже), имеет те же права, как и при покупке товара с полной ценой.
А теперь рассмотрим другой пример: вы купили технически сложный товар. Как потребитель, вы вправе поступить при обнаружении изъяна, как и в примере с туфлями: товар должны заменить либо вернуть за него деньги. Вот если продавец предупредил вас о недостатке, имеющемся в товаре, а вы все же его приобрели, то предъявить после покупки претензии уже не можете. К примеру, царапина на холодильнике и в связи с этим цена на него несколько снижена, и вам об этом сказали – к данному дефекту не придирайтесь, если, несмотря на предупреждение, купили её. Другое дело, если в процессе эксплуатации обнаружились неполадки. Здесь закон на вашей стороне – в отношении любых погрешностей товара, которые не были обговорены продавцом.
О ГАРАНТИЙНОМ СРОКЕ. Если неполадки обнаружены в течение гарантийного срока годности, - смело идите в магазин для защиты своих прав. Продавец отвечает за свой товар, если не докажет, что по вашей вине он пришёл в ненадлежащий вид: вы нарушили правила использования, хранения или транспортировки товара. Зачастую возникает спор: чья вина – продавца или покупателя? Доказать это поможет экспертиза, которую продавец проводит за свой счёт. Покупатель может присутствовать при этой процедуре и если результат его не устраивает, оспорить своё несогласие в суде.
О ЗАМЕНЕ ТОВАРА. Если вы решили товар с браком заменить другим, продавец обязан сделать это в течение 7 дней со дня вашего обращения к нему. Если нужна дополнительная проверка качества товара – в течение 20 дней. Если же товар для замены отсутствует – в течение месяца. Уменьшить покупную цену, возместить расходы на исправление вскрытого в товаре недостатка либо вернуть деньги – эти требования должны быть удовлетворены в течение 10 дней (ст.22 закона). За нарушение этих сроков продавец уплачивает потребителю неустойку (пеню) за каждый день просрочки в размере 1% цены товара (ст.23 Закона).
И, пожалуйста, помните: если в магазине вы увидели объявление о том, что товар (уценённый или продаваемый со скидкой) обмену и возврату не подлежит – это является незаконным. А продавец должен чётко понимать: выяснение прав в судебном порядке для него обойдётся в 1,5 раза дороже, чем если бы он удовлетворил требования потребителя без вмешательства суда: статьёй 13 Закона о защите прав потребителей предусмотрен штраф в размере 50% от суммы, присуждённой судом в пользу истца. Доводить дело до суда продавцу невыгодно – в большинстве случаев потребитель оказывается прав.
Эмма ГОЛОВЫРСКИХ
по материалам «АМБ-Экспресс»
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.