Маски скорби20 ноября на 12-м километре Московского тракта открыт памятник архитектора Эрнста Неизвестного под названием «Маски скорби». На торжественной церемонии присутствовали члены Ассоциации жертв политических репрессий городского округа Заречный, её председатель Мария Волонина, Валентина Карпова, Ольга Диюк, Людмила Грошева. Они ждали этого момента около 30 лет…
Татьяна ГОРОХОВА
12-й километр Московского тракта, недалеко от Екатеринбурга, - место, где захоронено около 20 тысяч человек, расстрелянных в 1930-х годах сотрудниками НКВД (Народного комиссариата внутренних дел СССР - центрального органа госуправления СССР по борьбе с преступностью).
В Свердловске в то время был пересыльный пункт для заключённых, отправлявшихся в Воркуту и Магадан. Там сосредотачивалось огромное количество лагерей для репрессированных. Именно поэтому архитектор Эрнст Неизвестный, родившийся в Свердловске в 1925 году, ещё в 80-х годах прошлого века предложил установить в этих трёх городах мемориалы жертвам сталинских репрессий.
Маски скорби - это два стилизованных лица, обращённые в разные стороны света. Из глаз у них текут слёзы в виде маленьких человеческих лиц. Внутри каждой крест. Свердловчане поддержали эту идею и заключили с мастером договор в 1990 году. Предполагалось, что высота памятника составит 15 метров, выполнен он будет из гранита, стоимость - 700 тысяч долларов (на тот момент Неизвестный эмигрировал в США). Тогда же в Нью-Йорке были сделаны метровые гипсовые модели «Масок» и отправлены в Свердловск, затем сам Неизвестный прилетел на родину и сделал рабочие модели высотой 3,5 метра также из гипса. Проект монумента был одобрен, на установку правительство РСФСР выделило 1,4 млн рублей.
Пережив лихолетье 90-х, идею установки Масок скорби власти Екатеринбурга не оставили. Начали искать место для их установки. Бытует мнение, что в качестве основной площадки рассматривался парк за Дворцом молодёжи. По словам Сергея Погодина, председателя правления Клуба друзей музея Эрнста Неизвестного, раньше там был ипподром. В 30-х годах его использовали в качестве склада вещей, отнятых у репрессированных. Второй такой же склад был примерно там, где сейчас располагается ТРЦ «Европа». Работая в 1990 году над моделями «Масок скорби», Эрнст Неизвестный посещал эти места. Но ни одно из них не подходило для установки 15-ти метровых монументов, а уменьшать их размеры автор не соглашался. Пока искали подходящую площадку, выделенные ранее деньги быстро съедала инфляция. В итоге работу по установке Масок скорби заморозили.
Высказывалось также предположение, что препятствовали установке Масок силовые структуры. Ведь получалось, что этот памятник напомнит не только о безвинно расстрелянных людях, но и о тех, кто выносил и исполнял приговоры - о сотрудниках НКВД и КГБ. Конечно, сложно по прошествии такого большого отрезка времени говорить, это ли было причиной замораживания проекта, но такое мнение в то время существовало.
Кстати, было ещё одно объяснение. Некоторые очевидцы вспоминают, как служители церкви высказывали мнение, что автором скульптур является человек неславянской внешности, эмигрировавший в Америку, да и фамилия у него не такая, а кресты, установленные внутри масок, казались им неправильными. Вспомнили и о том, что деньги, выделенные на проект, куда-то пропали… Все эти суждения очень задевали Неизвестного, отмечал Сергей Погодин, он пытался как-то оправдаться, но это, видимо, никому не было нужно.
К идее установить Маски в Екатеринбурге вернулись в 1998 году. Может быть потому, что в 1996 году их всё-таки установили в Магадане. Правый глаз одной из Масок выполнен в виде окна с решеткой, внутри монумента находится копия тюремной камеры. Монумент стоит на сопке Крутая, где в сталинские времена находилась «Транзитка» — перевалочный пункт, с которого этапы заключённых отправляли по разным колымским лагерям.
Чтобы сдвинуть дело установки памятника в Свердловске с мёртвой точки, Эрнст Неизвестный согласился убрать из скульптур кресты, которые не понравились представителям церкви (кстати, в Магадане крест оставили в первоначальном виде). Но опять помешали события, происходящие в нашей стране, – в 1998 году случился дефолт, и, как следствие, экономический кризис. Денег на памятник опять не нашлось.
Сложная судьба «Масок» на этом не закончилась. Автору пришлось судиться за право обладания рабочими моделями, которые хранились сначала в Свердловском художественном комбинате, а затем перешли в Екатеринбургский художественный фонд. Пока шёл суд, директор фонда распилил модели, отказываясь отдавать их даже по решению суда. Пришлось вызывать ОМОН. Вызволенные маски были увезены в Челябинск на хранение. И уже там начали искать место для установки, раз Екатеринбург не проявлял к ним должного интереса.
И только в 2013 году, когда в Екатеринбурге открывали музей Эрнста Неизвестного, губернатор Евгений Куйвашев сказал о том, что Маски скорби должны быть установлены именно на 12 километре Московского тракта, дополнив мемориальный комплекс, который ещё в конце 90-х обустраивал мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. В 2015 году разработали проект реконструкции места установки памятника, который был согласован с Эрнстом Неизвестным. В апреле 2015 года состоялась церемония закладки памятного камня, в основание которого была помещена земля из Магадана и Воркуты.
Чтобы снова приступить к проекту, нужно было увеличить размер скульптур до 15 метров. Но Неизвестный уже не мог приехать на Урал по состоянию здоровья. Однако он согласился на уменьшение размера и предложил заняться отливкой Масок Ивану Дубровину, руководителю литейной мастерской. Этот мастер известен своими работами – памятник Высоцкому и Влади, влюблённым на улице Вайнера в Екатеринбурге. Ротонды на Плотинке и Артамонов на велосипеде – тоже его. Рабочая модель, 25 лет хранившаяся в разных местах и не раз становившаяся предметом споров, была привезёна из Челябинска и передана в мастерскую Дубровина. Здесь решили отливать Маски из бронзы. Причём мастерам удалось оставить на монументе отпечатки пальцев Неизвестного и следы его инструментов.
«Мы можем гордиться, что на Урале, из уральского металла отлили монумент по моделям великого мастера, родившегося на Урале. Это будет просто бомба! После этого всех, кто будет прилетать к нам в регион, надо будет везти на 12-й километр,» — приводит znak.com мнение Ивана Дубровина.
20 ноября 2017 года на 12-м километре Московского тракта Маски скорби Эрнста Неизвестного были торжественно открыты. Трёхметровые лица из бронзы, одно смотрит в Европу, другое – в Азию. Из глаз у них текут слёзы – маленькие человеческие лица… Рядом на каменных пилонах - сотни фамилий расстрелянных людей.
Сегодня в Свердловской области проживает более 17 тысяч человек, реабилитированных и признанных пострадавшими от политических репрессий. «Памятник стоит на земле, пропитанной кровью, усыпанной костями… - высказала мнение Валентина Карпова. - Одни уничтожали других. Память должна остаться в наших сердцах…»
Комментарии (5)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.