Журналисты на линии фронтаКогда я увидела свою фамилию в числе победителей Всероссийского конкурса журналистских работ «Правда и справедливость», который проводит Общероссийский народный фронт, то сложно сказать, что обрадовало больше: сам факт победы, возможность поехать в Санкт-Петербург или перспектива задать вопрос президенту России…
Юлия ВИШНЯКОВА
Надо сказать, что список победителей в этом году (а конкурс проходит уже в четвёртый раз), впечатляет: лауреатами стали 442 представителя печатных и электронных изданий, телекомпаний и радиостанций, фотокорреспондентов и блогеров из всех регионов страны. Всего на конкурс было подано 4 тысячи журналистских материалов. Основные темы касались жилищно-коммунального хозяйства, коррупции, неэффективного расходования бюджетных средств, доступности и качества медицинской помощи. Забегая вперёд, скажу, что на протяжении всего медиафорума представителям СМИ не переставали говорить, что именно из городских и районных газет становится известно о конкретных проблемах российских территорий, и что именно региональные журналисты заставляют власть на местах работать более эффективно.
Свердловская область вошла в число регионов с высокой журналистской активностью. Возможно, поэтому и победителей из нашего региона оказалось больше всего: 16 человек. В полном составе наша делегация и приехала на медиафорум «Правда и справедливость», который проходил с 1 по 3 апреля в Санкт-Петербурге.
Проблема выеденного яйца
Программа форума была весьма интенсивной. Мы только и успевали, что перемещаться с презентаций проектов ОНФ на цеховые площадки, потом на тематические секции. Событием стал разговор со специальным представителем президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергеем Ивановым, а в качестве подарка нам преподнесли творческую встречу с кинорежиссёром, сценаристом и продюсером Тимуром Бекмамбетовым, который презентовал новый фильм «Время Первых».
О чём же шла речь на всех этих профессиональных площадках и секциях? Если коротко, то говорили о проблемных точках в жизни страны, смысле новых государственных праздников, вопросах работы нового состава Общественной палаты и сложностях журналистской профессии. Послушав экспертов и коллег, первое, что я поняла: живём мы в своём Заречном хорошо, и то, что нам кажется проблемой, по сравнению с другими территориями яйца выеденного не стоит. 5 проектов, которыми занимается ОНФ и о которых очень подробно нам рассказали, затрагивали борьбу с несанкционированными свалками и «убитыми» дорогами, мониторинг благоустройства окружающей среды, народную оценку качества и предоставления равных возможностей для детей. Так вот, когда активисты Фронта показывали снимки «убитых» дорог, то дороги эти были такими, что наша улица Мира в сравнении с ними просто образцово-показательная. Или фотографии «городской среды», где детские площадки закатаны в асфальт и вместо качелей на них стоят припаркованные машины… В этот момент ко мне обратилась представительница ОНФ из Свердловской области: «У вас такое есть?» - поинтересовалась она. «У нас такого жители бы не допустили!» - ответила я.
Что же касается самих проектов, то методы борьбы со свалками или дырами на дорогах мне показались несколько поверхностными. Так, например, для борьбы с плохими дорогами фронтовые эксперты предлагают отмечать особенно проблемные места на своей интерактивной карте. В голосовании интерактивного проекта уже приняли участие около 75 тысяч жителей страны. На карту добавлено около 9 тысяч км проблемных участков дорожного покрытия. Разработчики проекта считают, что таким образом смогут добиться ремонта дорожного покрытия с учётом мнения населения, и устранение дефектов будут проводиться на тех дорогах, которые больше нужны гражданам. Не совсем понятно, как эта карта сможет помочь зареченским дорогам. Опять же вернусь к улице Мира. О том, что её нужно ремонтировать, говорили и жители города, и чиновники. Однако сложности возникли не на этапе «учёта мнения населения», куда труднее было найти деньги на этот ремонт, разработать проектно-сметную документацию, а теперь всё упирается в борьбу с недобросовестным подрядчиком, который выиграл аукцион, но бросил работу. Во время беседы с координатором проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», депутатом Госдумы Александром Васильевым я рассказала о нашей ситуации и из его ответа поняла, что если наши чиновники сами видят дороги, которым нужен ремонт, то нам очень повезло. Таким везением далеко не каждый город может похвастаться. Зато есть случаи, когда отремонтированные дороги ведут к дачам руководителей городов.
О том, что для борьбы с болевыми точками одних лишь проектов ОНФ недостаточно, стало понятно и из комментария Сергея Иванова, который во время встречи с журналистами намекнул на то, что «карта свалок» — дело правильное, но выявить свалку не так сложно, как найти деньги для её рекультивации. По словам Иванова, это огромные суммы, и уже сегодня количество выявленных свалок таково, что для их рекультивации в лучшем случае потребуются десятилетия.
Задать вопрос Путину
Чтобы заранее понять, какие вопросы журналисты хотят задать президенту, нам предложили выслать их в электронной форме ещё до начала медиафорума. Мы в «Ярмарке» решили, что если уж спрашивать о чём-то главу государства, то о реальной проблеме, которая есть на нашей территории, чтобы не просто засветиться, а попытаться помочь решить ситуацию. Поэтому вопрос нашей редакции касался ситуации вокруг запретной зоны на Муранитке, а также защиты тех людей, которые изначально приобретают землю без каких-либо обременений, а уже впоследствии сталкиваются с различными сложностями в её использовании. Также на площадке форума стоял прозрачный куб, куда каждый желающий мог опустить «самый короткий вопрос» президенту. Лаконично о проблемах МСЧ-32 и Муранитки рассказать, согласитесь, сложно, поэтому в куб я опустила два «вечных» вопроса: «Кто виноват и что делать?», а также «Кому на Руси жить хорошо?»
К самой встрече с Путиным нашу делегацию готовили тщательно: «Не кидайтесь к нему, не пишите плакатов, не кричите с места, не делайте селфи на его фоне…» А ещё не берите больших сумок, габаритной техники, ни в коем случае не забывайте паспорта… Но журналистов куда больше волновало, как повысить шансы задать прямой вопрос президенту. Никто из организаторов не скрывал, что, по большому счёту, это лотерея, но шансов будет больше, если сидеть в зоне видимости президента. «Зайдёте, увидите пустой стол, напротив него и садитесь,» - посоветовала нам куратор, а ещё добавила, что если вопрос задать не удастся, то в письменной форме его можно попробовать отдать помощнику главы государства.
Кому на Руси жить хорошо?
Пленарное заседание с участием Путина проходило за городом в здании Экспофорум-Интернешнл. Изначально планировалось, что встреча начнётся в 12 часов, однако президент задержался почти на час. Определить, как сесть, чтобы попасть в зону видимости президента, и за каким из трёх пустых столов будет сидеть глава государства, было невозможно, поэтому журналистам оставалось надеяться лишь на удачу. Первый час встречи проходил по спланированному сценарию. Заранее определённые журналисты задавали вопросы, которые, так или иначе, касались проектов ОНФ. Например, редактор газеты «Берёзовский рабочий» Сергей Стуков поднял вопрос об ответственности за организацию несанкционированных свалок и попросил президента помочь в борьбе со свалкой иловых отложений с очистных сооружений екатеринбургского водоканала в окрестностях Берёзовского, «сделать таки им немножко больно». Президент согласился с мнением журналиста, отметив, что вложения в утилизацию отходов, которую должны делать фирмы-подрядчики, должны быть сопоставимы с размерами штрафов.
Далее сопредседатель центрального штаба ОНФ кинорежиссёр Станислав Говорухин провёл небольшой блиц, в котором задавал те самые лаконичные вопросы, оставленные журналистами накануне. Из блица мы узнали, что Путин завтракал рисовой кашей; никогда не был на Чукотке; а самая большая сложность для него – вставать по утрам. Прозвучал и мой вопрос про то, кому на Руси жить хорошо. По этому поводу президент отшутился: «Режиссёрам и другим представителям творческих профессий.» Надо сказать, что шутил Путин часто. Так, например, на реплику коллеги из Владимирской области о том, что у неё сегодня личный праздник, так как в последний раз она задавала вопрос Путину 11 лет назад, президент отметил: «Вы не изменились с тех пор совсем.» «Я старалась,» - поддержала шутку журналистка.
На одной волне
Каких-то сложных, злых вопросов на этой встрече с президентом практически не прозвучало. В отличие, например, от всероссийской пресс-конференции, которую Путин проводит в конце каждого года. Не упоминались даже майские указы. Зато журналисты предлагали ввести новый праздник – День волонтёра, продлить программу переселения из ветхого и аварийного жилья, поддерживать сельское хозяйство. На общем фоне интересным выглядел вопрос коллеги из Верхней Пышмы Алексея Герасимова: «…У народа нет чёткой обратной связи. У нас в Свердловской области убрали прямые выборы мэров городов, муниципалитетов. У нас избирают депутатов «пятёрками», не по одномандатным округам, а «пятёрками». И в этом случае обычному человеку не попасть в депутаты. Градообразующие предприятия, другие крупные предприятия, естественно, своими финансами давят, и одному человеку не пройти. Может быть, нам вернуться к прямым выборам мэров и к выборам депутатов только по одномандатным округам?» Надо сказать, что с подобным вопросом на медиафорум ОНФ в прошлом году ездила редактор « Зареченской Ярмарки» Татьяна Ладейщикова, но задать его не удалось. Теперь же ответ президента прозвучал. По словам Путина, он сам часто думает об этом: «Мы с Вами думаем на одной волне, поверьте мне.» Далее президент начал рассказывать о существующих изъянах парламентской демократии, а резюмировал свой ответ размышлениями о крупных предприятиях: «Я думал над этим. Они всё равно будут влиять, даже если это будет прямое тайное голосование всего населения. Вы правильно говорите, у них финансовый, административный ресурс, у них влияние на свои трудовые коллективы. Всё равно влияние будет. Мы с вами должны придумать такие формы прямой демократии, которые бы эффективно работали и минимизировали бы эти риски. Подумаем, ладно?» Спонтанных вопросов на встрече прозвучала немного. Спустя 1 час 40 минут с начала пленарного заседания Путин, сославшись на встречу с президентом Белоруссии, спешно покинул зал. Министры, депутаты, а также первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко стремительно последовали за ним. Вопрос по Муранитке я успела отдать Александру Бречалову, на тот момент он занимал должность главы Общественной палаты РФ и сопредседателя Центрального штаба ОНФ. А на следующий день его уже назначили врио главы Удмуртии. Надеюсь он всё-таки успел передать вопрос из Заречного нужным людям, как обещал. Совру, если скажу, что совсем не расстроилась, что не смогла задать вопрос президенту. А ведь сидела в зоне прямой видимости. Но не повезло. Как заметил журналист из Удмуртии, который уже седьмой раз участвует в мероприятиях с Путиным: «Попасть на мероприятие с участием президента – это уже подвиг, а задать вопрос – это бессмертие.» Так что всё ещё впереди.
Жизнь после взрыва
Дальше события разворачивались стремительно. Когда мы вышли из зала, первое сообщение, которое я прочитала в телефоне, было от брата, живущего в Санкт-Петербурге: «Не вздумай ехать в центр – в метро произошёл взрыв…» Поверить на тот момент в теракт было сложно, однако ленты информагентств убеждали нас в этом по дороге к гостинице. Взрыв произошёл как раз на той ветке, которая соединяла наше место проживания с центром города. Метро быстро перекрыли, его нагрузку взяли на себя дополнительные автобусы, пущенные по наземному маршруту. Когда шок от произошедшего немного прошёл, я вышла в город. …По Московскому проспекту по направлению к центру на небольшом расстоянии друг от друга стояли полицейские. Бесплатные автобусы были переполнены, навстречу шли толпы уставших людей, пытающихся добраться с работы домой. Страха на лицах не было, зато была усталость от длинного и тревожного дня…
На следующий день с утра в метро было немноголюдно, в центре города туристов также было значительно меньше, чем обычно. Ближе к полудню нашу ветку метро вновь перекрыли: поступил анонимный звонок о якобы заложенной бомбе. С коллегой нам удалось доехать до станции метро «Технологический университет» и оставить цветы в память о погибших при взрыве…
Несмотря на активное развитие электронных СМИ, по данным ВЦИОМ, три четверти россиян (77%) продолжают использовать печатные СМИ, при этом 31% читает газеты и журналы несколько раз в неделю. А 51% граждан доверяют именно периодике, предпочитая узнавать информацию из неё.
Во время встречи с журналистами Владимир Путин, вспоминая известные высказывания Виктора Черномырдина, рассказал историю, услышанную ранее от Сергея Кириенко: «Сергей Владиленович был тогда министром топлива и энергетики и Виктор Степанович давал ему прямые указания. Однажды он пригласил его к себе на предмет доклада о подготовке к отопительному сезону. Сергей Владиленович разложил карты, схемы, графики. Виктор Степанович посмотрел, потом всё так сгрёб в сторону и говорит: «Вот теперь слушай меня, что нужно сделать, чтобы пройти осенне-зимний период. Надо всех собрать и как следует всех… (Ну, вы понимаете.) Лучше своих, и тогда мы спокойно пройдём отопительный сезон. А эти бумажки мне не нужны.»
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.