Последний выпуск
№ 46 от 14 ноября 2024 г.
Газета вышла 8 дней назад

Архив №50 от 13 декабря 2007 г. Николай Иванович Кушнаренко

Николай Иванович Кушнаренко

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СУДЬБЫ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СУДЬБЫ

НА ГОРИЗОНТЕ - ПОЛНЫЙ ПОРЯДОК

Благодаря этому человеку и его сподвижникам удалось избавить не одну сотню людей от преждевременной смерти, инвалидности и больничной койки.

Из всех приоритетов главным для него всегда была семья. Но делом всей жизни – работа. Этим делом стала санитарно-эпидемиологическая служба, у истоков создания которой в нашей стране он был и которой служил 50 лет. О нём, заслуженном враче Российской Федерации, ветеране атомной энергетики и промышленности - Николае Ивановиче КУШНАРЕНКО - и пойдет сегодня мой рассказ.

ИСПЫТАНИЕ

«Да как ты смеешь вести себя подобным образом! – бросал ему в глаза разгневанный районный военком. – Отец на фронте, а ты гулянки устраиваешь, не учишься. Да я тебя, если и дальше будешь так учиться, сошлю туда, где Макар телят не пас!» Эта встреча потрясла Николая, в то время девятиклассника Краюшкинской средней школы Алтайского края. На столе перед военкомом для устрашения лежал пистолет. Встреча эта была отрезвляющей: больше первый парень на селе гармошку в руки не брал, на свадьбы и гулянки не ходил (из-за этого и остался на второй год в 9 классе). Твердо решил взяться за ум, не позорить отца – политрука, который воевал на фронте и которым он очень гордился. Военком был другом семьи, и мать попросила его воздействовать на сына: совсем было отбился парень от рук…

Одна из эвакуированных в их село женщин преподавала русский язык, с которым у него отношения не складывались. Николай обратился к ней за помощью. «В таком случае, - поставила она условие, - забудь про каникулы.» Он с таким рвением взялся за учёбу, что сумел успешно закончить школу. Учителя оценили явный прогресс в его развитии и, зная бедственное положение семьи (отец погиб в 1943 году, мать из всех сил старалась поставить на ноги троих сыновей), решили помочь парню: сбросились на железнодорожный билет на поезд до Томска, для воплощения его мечты – поступить в медицинский институт.

Николай Кушнаренко не подвёл своих учителей – успешно сдал вступительные экзамены. Правда, поступил он на стоматологический факультет, где срок обучения был минимальным – 4 года. Рассчитывать материально он мог только на себя, этим и объяснялся выбор факультета. Однако судьба свела его с деканом санитарно-гигиенического факультета УЛЬЯНОВЫМ, который набирал студентов на впервые созданный 6-годичный факультет, где воедино слились и лечебная, и санитарно-гигиеническая дисциплины. «Из тех, кто будет учиться с полной отдачей, получатся хорошие организаторы производства, - агитировал энергичный декан, - перед вами – широкий горизонт!» Николай откликнулся на этот призыв и потом ни разу не пожалел об этом.

ВЫБОР

«В институте я учился упрямо, - рассказывает Николай Иванович, - совмещал учёбу с делами общественными: с 3 курса был членом комитета комсомола института (комсомольцем стал ещё в школе, а одну из рекомендаций дал тот самый военком, встряхнувший мои мозги). Вечерами и в выходные дни разгружал вагоны. Успевал заниматься в художественной самодеятельности, увлекался легкой атлетикой, лыжами.И девчонку-красавицу, двумя курсами ниже, заприметил, всё время учёбы присматривал за ней. Одним словом, будучи студентом, жил полной жизнью. Пусть недоедали и не блистали нарядами, но мы ощущали себя счастливыми людьми».

В период распределения из Москвы в институт прибыли зам. начальника Главка П.П. ЛЯРСКИЙ и зам. министра здравоохранения СССР генерал-лейтенант А.И. БУРНАЗЯН. С факультета были отобраны человек 15, которым предстояло работать в атомной промышленности. «Мы тогда не знали об этом, - продолжает рассказ Н.И. Кушнаренко. – Меня спросили: «Куда хотел бы поехать? Поближе к Алтайскому краюЯ ответил утвердительно. «Поедешь в Новосибирск, Там тебе скажут о твоей дальнейшей работе.» Так я оказался в МСЧ-25, где приступил к работе в должности промышленно-санитарного врача. Было это в 1953 году. Организовал и оснастил промсанлабораторию, которую и возглавил. Поступил на 2-годичные очно-заочные курсы организаторов здравоохранения в институт усовершенствования врачей при Минздраве СССР. В 1959 году стал учиться в 2-годичной ординатуре на базе института биофизики 3-го Главного управления. Долгими вечерами просиживал в специальной библиотеке, вход в которую был по пропускам. Вместо 2 лет окончил ординатуру за 1,5 года. После учёбы в Москве вернулся в Новосибирск. Я был основательно подготовлен к работе. Ядерную физику знал очень хорошо».

Знания помогали ему отстаивать свою правоту: если приходилось приостанавливать производство, то делалось это на доказательной основе – борьба за здоровье людей шла серьезная. И как иначе, если, к примеру, в Новосибирске в то время пускалось новое производство, связанное с ртутью. Надёжной защиты работающих почти не было. Пришлось промсанлаборатории создавать новые респираторы, с более надёжными фильтрами, а работу цеха химконцентратов на время приостановить. Сделать это было очень непросто: директор завода, награждённый 5 орденами Ленина, Герой соцтруда, - и какая-то лаборатория. Весовые категории разные. Но вопрос решался на уровне ЦК. Правда была на стороне Кушнаренко, он сумел доказать свою правоту. И процесс пошел!

Все предписания санпромврача были выполнены, усилиями его команды удалось на данном производстве сократить уровень профзаболевания в 19 раз! После этого директор завода зауважал Николая Ивановича, стал звать его доктором.

НА ПРОРЫВ

В 1972 году Третье медицинское управление при Минздраве СССР направило Н.И. Кушнаренко в Медико-санитарный отдел-42 в Красноярск-45 главврачом. В то время местное население массово было охвачено желудочно-кишечными заболеваниями. Ему как опытному специалисту и доверили столь серьёзное дело – оздоровить население, разобраться, в чём дело. Кушнаренко начал с того, что снарядил экспедицию, одел, в том числе и на себя, «непотопляемую» одежду и на лодке отправился по местной реке вверх по течению до города Канска с целью обнаружения источников заражения. Загрязнители воды были выявлены: кроме коровников и свиноферм, это было развернувшееся большое строительство объекта – без разрешения на то санитарных служб. Пришлось стройку остановить. Первый секретарь горкома партии взвинтился: «Ты что, в тюрьму захотел – стройку без воды оставил? Срочно пускай воду!» Не тут-то было. Николай Иванович вынес вопрос сначала на депутатскую комиссию, которую возглавлял, потом на сессию горсовета. Подготовил материалы в главк. Дело дошло до председателя Совмина СССР. Кушнаренко одержал очередную победу – город перестал «поносить» в прямом смысле слова. Меры были приняты, те, на которых и настаивал санитарный врач: вместо речной воды перейти на подземные водоисточники.

В ЗАРЕЧНОМ

В связи с аварией на блоке №2 БАЭС, случившейся 29 мая 1976 г., приказом по Третьему главному управлению Минздрава СССР, в августе 1977 года Н.И. Кушнаренко был направлен в МСЧ-32 главврачом СЭС. Перед этой службой на тот период стояли две главные задачи: оперативная оценка сангигиенических условий труда персонала БАЭС с выдачей рекомендаций, и принятие мер и организация усиленного мониторинга за состоянием окружающей среды. Это заставило главврача СЭС поставить перед начальником МСЧ-32 вопрос о выделении необходимого помещения для промсанлаборатории и её приборном оснащении. В начале 1978 года такая лаборатория была размещена в отремонтированном одноэтажном корпусе на территории МСЧ, эту лабораторию возглавил Ю.П. НАДЕЕНКО, работавший до этого в радиационном отделе областной СЭС.

В 1983 году в эксплуатацию было сдано типовое здание СЭС, оснащённое современным по тем временам оборудованием. Санэпидслужба МСЧ-32 совместно с дирекцией БАЭС организовали чёткий дозиметрический и радиометрический контроль за состоянием радиационной обстановки в производственных помещениях и дозой облучения персонала, за санитарно-радиационным состоянием окружающей территории и объектов внешней среды. Большая совместная работа была проведена по обеспечению качественной питьевой водой как промплощадки, так и населения Заречного. По материалам санитарно-гигиенических и бактериологических исследований в отдельные годы вводилось гиперхлорирование воды как дополнение к существующим бактерицидным установкам. Ощутимые сдвиги были достигнуты в профилактике, снижении ряда заболеваний. Так, более чем на 50% уменьшились инфекционные заболевания (без гриппа и ОРЗ), более чем в 5 раз – дизентерией, а пищевые отравления и инфекционные заболевания, связанные с предприятиями общепита, продуктовыми магазинами, не регистрировались в городе с 1980 года. Не было заболеваний, связанных с водным фактором. На самой БАЭС за все годы эксплуатации не было острых и хронических заболеваний, связанных с ионизирующим излучением.

НАУКА

Продолжил главврач СЭС и научную работу: 6 трудов, в соавторстве с коллегами, посвящено вопросам мониторинга радиационной обстановки в районе размещения Белоярской АЭС. Им, персонально и в соавторстве, подготовлена 21 научно-практическая работа, опубликованная в закрытых специальных сборниках, а также в журналах «Бюллетень радиационной медицины», «Гигиена труда и профзаболевания» и других источниках. Кушнаренко стал соавтором разработки и создания противортутного «лепестка» с угольным напылением, внедрённого в производство и широко используемого на предприятиях отраслевого министерства.

НЕ ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Сделано много. Рядом всегда были те, кто готов жертвовать временем, удобствами ради достижения целей. Среди единомышленников Николай Иванович называет уже отмеченного выше зав. лабораторией Ю.П. НАДЕЕНКО, заслуженного врача областной СЭС А.Н. ОЩЕПКОВУ, инженера-химика промсанчасти Н.А. ДУБИНИНУ, зав. эпидотделом Т.Н. ЛОЖЕНИЦЫНУ, главврача «Центра гигиены и эпидемиологии № 32 ФМБА России» Т.Д. РОЛДУГИНУ, зав. промсанлабораторией Е.Л. ЧЕРНОВУ, фельдшера-лаборанта В.А.ХАНОВУ (при ней несколько лет по главку санхимлаборатория занимала 1 место), помощников эпидемиолога Л.П. КОЗЛОВУ и Н.Ф. ШАЙНОВУ. У всех – высшая квалификационная категория. Особо Н.И Кушнаренко отмечает трудолюбие, организаторские способности в ведении делопроизводства О.А. ГУНБИНОЙ. Этот костяк внес свою лепту в обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории ГО Заречный.

Наградами за столь эффективный труд Н.И. Кушнаренко стали звания «Ветеран атомной энергетики и промышленности» (1988 год) и «Заслуженный врач Российской Федерации» – этот знак вручил ему в 2002 году Полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе П.М. ЛАТЫШЕВ. (см. фото)

КРЕПКИЙ ТЫЛ

Все эти годы рядом с ним была Галина Николаевна – та самая красавица, которую он заприметил, учась в институте. Союз свой они скрепили в 1954 году, с тех пор и идут по жизни рядом. Как ниточка за иголочкой, шла за ним, разделяя трудности и радости. Вместе с мужем работала в СЭС МСЧ-25 врачом-бактериологом, в МСО-42 в Красноярске-45 заведовала баклабораторией, с 1977 год до выхода на заслуженный отдых в 2001 году руководила баклабораторией в СЭС МСЧ-32. Общий её стаж в системе атомной промышленности и энергетики – 45 лет. И тоже, как и супруг, имеет награды, в том числе медаль ордена «За заслуги перед отечеством» 2 степени.

Галина Николаевна, будучи прекрасным специалистом, всегда была превосходной хозяйкой, хранительницей семейного очага. С Николаем Ивановичем воспитала 2 сыновей, за которых спокойна душа: выросли нужными обществу людьми. Старший, Олег, живет в Новосибирском Академгородке, подарил родителям трёх внуков (у всех – высшее образование) и правнука Андрюшу. Второй сын, Евгений, после окончания УПИ работал в СФТИ, затем ушёл в бизнес. Живет в Заречном и тоже одарил Кушнаренко-старших внуком и внучкой. Весь «клан» - не пьющий и не курящий, все ведут здоровый образ жизни. Семья старшего сына, к примеру, - заядлые туристы, сам Олег – инструктор по туризму. Николай Иванович до последнего времени любил вместе с супругой совершать лыжные прогулки по заснеженным тропам Заречного. Получал удовольствие от рыбалки. Сейчас – это пешие прогулки по свежему воздуху, желательно каждый день. А еще вот что: в семьях Кушнаренко никогда не бывает ссор. Пример тому – Николай Иванович и Галина Николаевна. «Ни разу в жизни, - говорит глава династии, - не повысил голос на жену. Она – идеальная жена, хозяйка, мать. Дома я всегда отдыхаю душой». Полный порядок и на их 4,5 сотках. Потому что и дома, и в саду, и в праздники, и в будни ими движет любовь, которая, как кто-то сказал, есть отражение одного человека в душе другого.

СЕГОДНЯШНИЕ ЗАБОТЫ

Возраст берёт своё - давно можно бы отдыхать, ни о чем не заботясь. Но характер у него другой – никогда не был равнодушным. Недолго, после 50 лет работы, уйдя на заслуженный отдых, пользовался этой свободой – вот уже 2 года он возглавляет медицинскую комиссию городского совета ветеранов. Вместе с председателем И.А. СЕДИНКИНЫМ не раз бывал на приёмах у прежних главврачей, был и у нынешнего со списками ветеранов войны, которых надо бы обследовать на дому. Все обещают – ни один слова не сдержал. Поставил вопрос о госпитализации больного инвалида войны А.Т. Денисова, человека заслуженного, бывшего секретаря парткома БАЭС, результат нулевой… А просил Николай Иванович выделить ветерану бокс в инфекционном отделении, которое, как он уверяет, забито наркоманами. Для них, что ли, строилось это здание? Разбирался, и не раз, с отпуском в аптеках льготных лекарств. Письма направлял в областной совет ветеранов, Губернатору области. И все же что-то удается сдвинуть с места. Понадобилась кровь для ветерана – организовал доноров. Помог устроить желающего подлечиться в госпиталь ветеранов войны. Есть надежда, что участковые врачи всё же дойдут до больных ветеранов, требующих особого внимания медиков.

А ещё врача с огромным стажем напрягает захламлённость окрестностей города-красавца, чего раньше не было. Не по душе ему и разделение бывшей СЭС на две части, с подчинением разным ведомствам. Это означает только ослабление ответственности за общее состояние санитарии в Заречном. Но это уже не на его совести, он свои идеи отстаивал до конца. Благодаря ему и его сподвижникам удалось избавить не одну сотню людей от преждевременной смерти, инвалидности и больничной койки. Ради этого стоило жить на белом свете!

18 декабря Н.И. Кушнаренко исполнится 79 лет. Здоровья Вам, Николай Иванович, и всему семейству на долгие годы! Оставайтесь таким же деятельным, принципиальным, порядочным и очень добрым человеком – на радость всем.

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ



1003837

Комментарии (4)

  • e
    pHqghUme написал(а) 24 июля 2023 в 12:32
  • e
    pHqghUme написал(а) 24 июля 2023 в 12:32
    • e
      pHqghUme написал(а) 24 июля 2023 в 12:32
      • e
        pHqghUme написал(а) 24 июля 2023 в 12:32

    Как написать сообщение?



Другие статьи из №50 от 13 декабря 2007 г.

  • Алкоголик – это уже не экзотика +6
    №50 от 13 декабря 2007 г.

    В известной фразе: «У России две беды….» есть ключевое слово – две. Перефразировав это выражение, приспособив его к реалиям Заречного, можно сказать, что в настоящее время у нашего города две настоящих беды – алкоголизм и наркомания.

  •  
    Доступные лекарства
    №50 от 13 декабря 2007 г.

    «Доступные лекарства» - это название государственной областной программы, которая вошла отдельным пунктом в муниципальную целевую программу развития здравоохранения на территории городского округа Заречный на 2008 год.

  • И снова – выборы
    №50 от 13 декабря 2007 г.

    2 марта 2008 года россияне будут выбирать Президента, жители Свердловской области - депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания и и .

  •  
    Грипп +7
    №50 от 13 декабря 2007 г.

    Первые декабрьские холода, как всегда, сопровождаются приветственным народным чиханием. Медики нет-нет да заводят разговор об эпидемии гриппа – он стал в нашей жизни неизбежен, как зимний снег.

  • Акция против алкоголя
    №50 от 13 декабря 2007 г.

    ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА ОТКУДА БЕРЁТСЯ «ПИВНАЯ» МОЛОДЁЖЬ ? С 5 по 7 декабря в нашем городе прошла традиционная акция «Молодёжь без пива» Проблема подросткового алкоголизма особенно актуальна сегодня. Ну, кто же не видел на наших улицах развязных молодых людей с бутылкой пива -…

  •  
    Из зала суда
    №50 от 13 декабря 2007 г.

    Жили они вполне сносно: родители воспитывали троих детей, все были при деле – работали, учились. Глава семьи, правда, имел инвалидность, но обстановка в доме была мирной.