Первые техпаспорта двадцатых70 лет ГАИ-ГИБДД
“Ну, просто ни какой дисциплины!”
“Обстановка требует особой дисциплины и внимательности на улице как от водителей транспорта, так и от пешеходов. Между тем, этой дисциплины нет, всё городское движение находится в беспорядочном состоянии, - констатировал горсовет. – Пешеходы и водители мало знакомы с правилами и невнимательны при движении по городу, хуже того, злоупотребляют своей безопасностью. Посадка в трамвай и выход из трамвая на ходу, езда на подножках с левой стороны, хождение по трамвайным путям и посреди улицы, неправильные переходы улиц составляют обычное явление. Дети многолюдные улицы превратили в место для игр. Многие родители, не говоря уже вообще о взрослых гражданах, на эти забавы детей не обращают внимания. Водительский состав небрежен при управлений транспортом и не чувствует своей ответственности”. В 1931 г. число несчастных случаев на дорогах возросло в 6 раз в сравнении с предыдущим годом, в большинстве из них оказывались виновными пешеходы. Треть пострадавших были дети.
Милиция на страже дорог
С подобными проблемами сталкивались власти большинства крупных городов. Решение необходимо было принимать на самом высоком государственном уровне. Начинать приходилось не с чистого листа. При транспортном отделе Моссовета с 1925г. существовал Отдел регулирования уличного движения (ОРУД). Горсоветы многих городов разработали правила. В 1927 г. СССР ратифицировал Парижскую международную конвенцию о передвижении автомобилей. Задача заключалась в том, чтобы унифицировать нормативную базу, распространить опыт московского ОРУД на весь Советский Союз и вооружить постовых милиционеров новейшими техническими средствами.
15 мая 1931 г. московский ОРУД был переведён в подчинение Управления рабочее – крестьянской милиции. Впервые на советскую милицию возлагались обязанности регулирования движения и борьбы с аварийностью. Вскоре в структуру правоохранительных органов влился ОРУД Ленинграда.
17 июня 1931 г. президиум Свердловского горсовета постановил создать при областном Управлении милиции Инспекцию по надзору за городским движением, а 30 июня 1931 г. приказом начальника Управления милиции Уральской области такая служба была сформирована.
Кроме регулирования движения, её сотрудникам поручили следить за санитарным состоянием и благоустройством улиц. Штат Инспекции состоял из семи человек (включая инспектора трамвайного движения и заведующего санитарной очисткой города) и взвода регулировщиков. Старшим инспектором по регулированию уличного движения в Свердловске был назначен П.С. Завьялов.
ГАИ в годы репрессий
Во второй половине 30-х годов Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР - мощное ведомство, объединявшее госбезопасность, милицию, пограничные войска и управления лагерей, - брало на себя всё новые и новые обязанности: архивное дело, лесное хозяйство, управление геодезией и картографией и т. д. 28 октября 1935 года НКВД передали ЦУДОТРАНС, то есть, службы строительства дорог и управления автохозяйством. И уже внутри НКВД одна из его частей превратилась в Управление шоссейных дорог, а другая – ГАИ – была передана Управлению рабочее - крестьянской милиции.
Как стало ясно позднее, такая концентрация сил являлась заключительным этапом в создании аппарата массовых репрессий, но для ГАИ преобразование в подразделение милиции пошло на пользу. “Дело это для наших органов новое, чрезвычайно важное и ответственное” - гласил приказ народного комиссара внутренних дел Генриха Ягоды от 3 апреля 1936 г. Если раньше один автоинспектор физически не справлялся с огромным объёмом работы, то теперь “улучшение положения с автотранспортом должно являться обязанностью всей милиции”. На начальников районных и городских отделений возлагалась личная ответственность за деятельностью ГАИ.
День рождения ГАИ
3 июля 1936 г. СНК СССР утвердил положение о ГАИ Управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Эту дату принято считать днём рождения Госавтоинспекции, но не следует забывать, что формирование такой серьёзной службы - процесс сложный, продолжительный во времени и любые ключевые даты условны.
В середине 1930-х гг. обеспечение безопасности движения ещё не стало главной задачей ГАИ. Основной её обязанностью являлся надзор за работой автотранспортных предприятий. Недаром нарком НКВД был вынужден создать специальный приказ о том, что контролировать - не значит управлять, поскольку многие инспектора начинали выписывать путевые листы и лично рассылать машины по тем или иным объектам. ОРУДы оставались самостоятельными подразделениями, независимыми от ГАИ.
26 апреля 1936 г. были введены специальные звания для сотрудников милиции. Появились новые петлицы и знаки различия. Должностям начальника отдела ГАИ в областном управлении соответствовали звания лейтенанта или младшего лейтенанта милиции. Их петлицы имели форму параллелограмма бирюзового цвета с красной окантовкой и одной золотистой продольной полосой. Лейтенанту полагались три звёздочки, а младшему лейтенанту - две. Форма сотрудников ГАИ отличалась от обще милицейской лишь знаком фортуны на петлицах. Такой же знак, но большого размера, нашивался на левом рукаве выше локтевого сустава. Он располагался в центре круга, вписанного в ромб чёрного цвета.
В свердловской области реальные преобразования ГАИ произошли в апреле – мае 1936 г. 15 июня 1936 г. у новой службы появился первый руководитель – В.А. Трушников. Этот человек сыграл очень важную роль на этапе создания нескольких милицейских подразделений Свердловской области.
Инспектор по пропаганде Заречного ГИБДД Колобова Н.А
Читайте в следующем номере: “Состав ОРУДов – милиционеры – регулировщики”; “Форменное обмундирование”; “Оперативные задачи сотрудников ОРУДа”.
Комментарии (4)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.