Последний выпуск
№ 40 от 03 октября 2024 г.
Газета вышла 7 дней назад

Архив №37 от 12 сентября 2024 г. Здесь будет город и сад

Здесь будет город и сад

Здесь будет город и сад

Здесь будет город и сад  

С момента создания первого коллективного сада в Заречном прошло 60 лет.

Юлия ВИШНЯКОВА

Во все времена - в царские, советские и постсоветские поместья и дачи использовались не только для отдыха, но и для выращивания овощей, ягод и фруктов, а также для извлечения прибыли. Большевики, которые обещали отдать землю народу, частное землевладение искоренили. Правда, ненадолго. Жизнь вынудила возродить личное подсобное хозяйство, чтобы решить продовольственную проблему и спасти людей от голода. Рабочие стали создавать общественные огороды, на которых трудились после смены и в выходные, выращивая овощи. И только партийная и советская номенклатура, включая приближённых к власти творческих деятелей, имела дачи. Массово участки для выращивания овощей и ягод советским гражданам стали выделять по распоряжению Иосифа Сталина в конце Великой Отечественной войны. Наделы предоставлялись трудовым коллективам из расчёта шесть соток на каждого члена. 24 февраля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих».

Как всё начиналось

Так как большая стройка в наших местах началась лишь в 1955 году, то и история местного коллективного садоводства началась позднее, чем в целом по стране. Появляться коллективные сады стали в год энергопуска первого блока Белоярской АЭС.

По информации, предоставленной архивным отделом и отделом земельных ресурсов управления правовых и имущественных отношений администрации городского округа Заречный, первое садоводческое товарищество коллективный сад «Дружба» появилось в поселке Заречном ориентировочно в 1964 году. Первоначально все коллективные сады были ведомственными, предоставлялись многодетным семьям, передовикам производства через решения профкомов в пользование гражданам. Первыми документами были Уставы садоводческих товариществ, которые регистрировались в Белоярском Совете народных депутатов трудящихся. Уставами регламентировались основные положения и требования, которым должны были следовать садоводы: о возведении строений, расстоянии от них до границ участка и т.д. С конца 1991 года земельные участки в садоводческих товариществах стали предоставляться в собственность.

По данным краеведческого музея, первым популяризатором коллективного садоводства в Заречном можно считать главного инженера Белоярской атомной станции Бориса Иванова.

- Отец, как только приехал сюда, стал вынашивать идею создания коллективных садов, потому что занимался садоводством ещё в Нижней Туре. И даже получил медаль ВДНХ за развитие садовых культур на Урале. Первый участок у нас был напротив “пожарки”. Колмановский тоже любил садоводство. У него был домашний сад. Но отец хотел, чтобы развивались именно коллективные сады, и приобщал к этому остальных. Он был уверен, что если люди заняты полезным делом и после работы, то меньше будут пить и безобразничать. К тому же выращенные на огородах фрукты и овощи нужны были для правильного питания как детей, так и взрослых. Отец всегда охотно делился саженцами, многие из которых привозил из командировок. Мне больше всего нравились наши кусты смородины. А с яблонями было особенно интересно, потому что отец привозил и редкие их сорта. И вообще старался, чтобы у нас росли и ранние сорта, и поздние. Так урожай можно было сохранить до следующего лета, - вспоминает Ирина Крылова.

Постепенно вокруг Заречного появлялись всё новые коллективные сады. «Юбилейный», «Спутник», «Восход», «Мир»… Кто-то хотел заниматься садоводством ради хороших урожаев, у кого-то работу на земле требовала душа.

- Узкий небольшой участок в 6 соток в коллективном саду «Спутник (филиал)» за автохозяйством мы купили в 1978 году, - вспоминает Фаина Землянова, - Муж хотел жить в лесу или в деревне, и участок стал для него отдушиной. Как рассказывали старожилы сада, изначально место для него выбиралось очень тщательно: искали, где земля замерзает позже всего. В прямом смысле слова ходили, искали, проверяли и сравнивали. Оказалось, что именно за автохозяйством земля самая подходящая.

Непростые

девяностые

Новым толчком для развития коллективного садоводства стали непростые для нашей страны 90-е годы. Тогда предприятия активно искали землю, чтобы передать её сотрудникам под огородничество. Урожаи той поры многим помогли выжить.

- Участки в саду «Отрада» за Мезенским работникам станции стали выдавать в начале 90-х. Всего было более 400 участков. Сады были далеко, но туда регулярно ходил станционовский автобус. Кажется, даже в будние дни после работы на нем можно было доехать до сада. Воды не было, скважины делали сами. В какой-то момент появилась идея провести электричество. Купили трансформатор, но его украли. Землю возделывали активно. Кто-то даже построил на участке небольшие дома. Но в основном каждый сантиметр земли люди использовали для посадок. В конце 90-х автобус ходить перестал, а личный транспорт был не у всех. Постепенно «Отрада» стала приходить в запустение. Сейчас места там заброшенные, и мало что напоминает о насыщенной садовой жизни, - вспоминает Наталья Музафарова.

Многодетные семьи в садовых участках нуждались особенно остро.

- Мы стояли в очереди на землю, и когда отцу дали участок в «Энергостроителе» это было большое событие. Земля под ЛЭП была лесная и очень плохая. Помню, отец выкорчёвывал пни от деревьев, стоял в очередях на навоз и чернозём, и лишь спустя время нам удалось потихоньку сделать землю плодородной. Конечно, участок был маленький, земли не хватало. Тогда все понемногу стали заниматься так называемым «самозахватом». Ночью мы с отцом своими силами спиливали одно-два дерева за теплицей, распиливали его на мелкие чурбачки, пни потом прятали - маскировали. Так потихоньку забор начинал смещаться. Знали, что это запрещено, но выбора особо не было. В 90-е сад спасал. Для одних - это был статус, для других - просто возможность выживать, - вспоминает Алёна Семухина.

Сад «Факел» - принадлежал сотрудникам СФ НИКИЭТ и находился за плотиной.

- Нашу четвёртую линию прирезали к саду по просьбе СФ НИКИЭТ как раз в конце 80-х - начале 90-х. Участок у нас был всего 4 сотки. Сад был огорожен общим забором из горбыля, между участками заборов не было. Вместо границ по периметру участков росли яркие ноготки. Земля была плодородная, так как прежде принадлежала совхозу Мезенскому, поэтому урожаи картошки, свёклы и моркови были хорошим. Конечно, на четырёх сотках стало тесно, за участками проходила водонапорная труба. Попросили у Мезенского ещё земли в аренду, так нам добавили ещё 3 сотки. Это сейчас у нас в саду народ самый разнообразный, а раньше весь сад был ИРМовский. Все друг друга знали, ходили друг к другу в гости. Даже юбилей всем садом отмечали. Помню, когда в садах начались систематические кражи, мы организовывали ночные дежурства: объединялись по два человека и обходили все линии, - вспоминает Валентина Токарева.

Тогда же в 90-е было создано садовое товарищество «Берег», которое с годами превратилось в хорошо известное сегодня СНТ «Бриз».

- У профсоюза СМУ-8 в начале 90-х появилась идея организовать кооператив по обработке сельскохозяйственной продукции. Так появилось садовое товарищество «Берег», учредительный договор был подписан в феврале 1993 года. Сначала это были огороды для выращивания картошки. Но денег тогда у людей не было, и землёй этой никто особо не занимался. Вторую жизнь этому месту дали уже в 2000-е годы, когда администрация выделила больше земли и создала СНТ «Бриз», - вспоминают Зиля и Виктор Поповы.

В конце 90х- начале 2000-х годов бывшие коллективные сады в Заречном стали превращаться в садоводческие некоммерческие товарищества - самоорганизацию собственников земли для решения общих вопросов. И если в советские время коллективные сады были нужны для выращивания овощей и летнего отдыха и обычно не предполагали постоянного проживания, то сейчас всё изменилось. На территории СНТ стали возводиться вполне жилые капитальные дома, в которых даже можно прописаться. Раньше ограждений между участками почти не было, а теперь владельцы домов обносят их высоким забором. Некоторые СНТ держат путь на газификацию.

- Раньше было проще: не надо было платить ни за мусор, ни за электричество. Сейчас сложнее стало, зато комфортнее: появились доски информации, председатель следит за состоянием дорог, труб и тому подобное. И в целом, добрые отношения между садоводами сохраняются, потому что работа на земле успокаивает и сближает, - говорит Валентина Токарева.

На фото: Членская книжка теперь уже заброшенного сада “Отрада”



1899666

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «История Заречного»

  • Как я была на Поле чудес
    №38 от 19 сентября 2024 г.

    Нынешней осенью исполняется 34 года телевизионной игре «Поле чудес». А знаете ли вы, что 22 года назад на ней побывала жительница Заречного Людмила Воронова.

  •  
    Нам есть чем гордиться
    №32 от 08 августа 2024 г.

    9 и 10 августа Заречный будет отмечать знаменательную дату - 60-летие Белоярской АЭС, уникальной атомной станции на быстрых нейтронах.

  • Рецидивист
    №32 от 08 августа 2024 г.

    Рецидивист «Одни преступления открывают путь другим». Сенека Подготовила Алёна АРХИПОВА* Есть старый анекдот, когда судья спрашивает у подсудимого, для чего тот живет и что делает полезного в жизни. В ответ удивлённый «глупостью» судьи преступник отвечает:…

  •  
    Рецидивист
    №32 от 08 августа 2024 г.

    Есть старый анекдот, когда судья спрашивает у подсудимого, для чего тот живет и что.

  • Рецидивист
    №32 от 08 августа 2024 г.

    Рецидивист «Одни преступления открывают путь другим». Сенека Подготовила Алёна АРХИПОВА* Есть старый анекдот, когда судья спрашивает у подсудимого, для чего тот живет и что делает полезного в жизни. В ответ удивлённый «глупостью» судьи преступник отвечает:…

  •  

    Продолжаем вспоминать самых активных, талантливых, умных, сильных личностей нашего замечательного города, которые строили Заречный, развивали, заботились, а иногда и спасали его.