Сегодня, 1 февраля, родители первоклашек дружными рядами отправились в школы по месту жительства, чтобы подать заявление на приём в первый класс. Система закрепления школ за территориями действует в Заречном с 2012 года. Ранее же родители сами принимали непростое решение - в какую из школ отдать учиться любимое чадо. И тогда, и сейчас одной из самых востребованных школ нашего города считалась школа №2. В официальном её названии значится «с углублённым изучением отдельных предметов». Эти слова вместе с хорошей репутацией учебного заведения делают её особенно привлекательной для родителей, которые готовы делать временные регистрации и занимать очередь с ночи - пойти на всё, лишь бы их дети смогли занять место за партой в этой школе. Однако до сих пор до конца не ясно, идёт ли на пользу специализированному учебному заведению такое территориальное закрепление, и не аукнется ли оно в будущем. Вместе с прежним директором школы №2 Борисом Ставрати мы попробовали перелистать страницы истории и вспомнить, как раньше проходил отбор первоклашек в элитную зареченскую школу.
Юлия ВИШНЯКОВА
- Я был одним из первых учеников школы №2, в первый класс пошёл в 1966 году. С самого начала она была открыта как школа с преподаванием ряда предметов на английском языке: английский преподавался по шесть часов в неделю. В старших классах на английском языке мы изучали географию стран мира, англо-аме-риканскую литературу, историю зарубежных стран, военно-технический перевод, сам по себе английский начинался с первого класса.
Таких школ в Свердловской области было всего шесть. Четыре в Екатеринбурге, по одной в Заречном и в Нижнем Тагиле. Между собой они координировали свою деятельность. Позднее, когда я уже работал завучем по английскому языку, то два раза в год ездил в школу №70, где у нас проходили совещания.
В остальных школах английский язык начинался с четвёртого - пятого классов, поэтому желающих учиться в нашей школе хватало. При большой востребованности всех желающих учиться мы физически взять не могли - обычно набиралось два первых класса, в редких случаях, когда детей было много, а другие школы были переполнены, мы набирали три первых класса.
Все будущие первоклассники проходили собеседование. Это были не экзамены, а именно собеседование с ребёнком в присутствии родителей. Никаких сверхъестественных заданий не было, ребёнку надо было прочитать стихотворение наизусть, посчитать предметы. То есть всё в пределах программы детского сада. Но при этом мы могли проверить речь ребёнка, понять, что у него нет никаких заболеваний. В итоге отбирались лучшие.
Конечно, среди родителей были недовольные,- ну, что поделаешь, отбор есть отбор.
В 90-е годы спрос на школу с углублённым изучением языка вырос ещё больше: у родителей появилась возможность после школы отправлять детей продолжать образование за рубеж, в нашей школе появилась практика обмена учащимися со Швецией. Чтобы смягчить процесс поступления, мы открыли так называемые подготовительные курсы. Назвали их «Субботняя школа». В эту «Субботнюю школу» по желанию ходили порядка 100 человек. Каждую субботу для детей проводили четыре занятия по 20 минут: развитие речи, развитие моторики руки, основы английского языка, основы математики.
В конце курса к весне я собирал сведения, кто из детей себя хорошо показал, и мы брали их без собеседования, а у кого были проблемки, предлагали пройти дополнительное собеседование. Благодаря курсам родители могли увидеть своих детей в сравнении с другими, поэтому и обид стало меньше.
Надо сказать, что мы всегда оставляли резервные места, например, на случай если кто-то приехал в город и не мог попасть на собеседование. Могли и на 1-2 учеников взять больше, это потом появились чёткие нормы: в классе 25 человек и не больше.
К 2000-м годам некоторые школы стали обучать английскому языку где-то со второго класса. И эта ситуация пар выпустила. Стали появляться и платные курсы, больше стало частных репетиторов. Поэтому можно было учиться в любой школе и при желании дополнительно заниматься английским языком. Появилась вариативность, и недовольных стало совсем мало.
С появлением территориального закрепления процесс поступления в школу изменился - вопрос снялся сам собой. Откровенно говоря, мы и прежде старались максимально взять тех, кто жил рядом со школой.
Я всегда говорил: «Ну как это, ребёнок живёт через дорогу и будет куда-то ходить.» Так что такого сумасшествия, как в элитных школах Екатеринбурга, у нас никогда не было. Всё было мягче. И мне никогда не приходилось где-то в органах стоять и отчитываться, почему Иванова взяли, а Петрова нет.
Тем не менее, территориальное закрепление специализированным школам, как мне кажется, не идёт на пользу. Результаты этого процесса мы увидим уже совсем скоро. Но это лишь моё мнение.
Комментарии (2)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.