Реформа жилищно-коммунального хозяйства – от слов к делуРеформа жилищно-коммунального хозяйства – от слов к делу
22 ноября Государственная Дума в первом чтении приняла изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать способ управления свои домом до 1 января 2008 года. В действующей редакции закона эта обязанность для собственников ограничивается 1 января 2007 года. Если же мы с вами до указанного срока не сделали свой выбор, то орган местного самоуправления в установленном порядке проводят открытый конкурс по отбору управляющей организации. Чем вызвано решение федеральных законодателей о продлении срока для выбора управляющей компании? На этот вопрос отвечает депутат Государственной Думы по Каменск-Уральскому избирательному округу ГЕОРГИЙ КАРПЕЕВИЧ ЛЕОНТЬЕВ:
“Действительно, ситуация, сложившаяся в сфере управления многоквартирными домами, вызывает обеспокоенность. Люди плохо информированы, никогда прежде они не несли ответственности за содержание жилья. И сейчас просто не знают, какой управляющей компании могут поручить вести свое жилищно-коммунальное хозяйство. К тому же никакой особой конкуренции на рынке этих услуг в России нет. Кроме того, вступило в силу Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 года № 75, которым утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Правила недостаточно проработаны и содержат внутренние противоречия, что может привести к необоснованному и значительному увеличению платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения. По сути, управляющие организации выступают перепродавцом ресурсов (воды, тепла, газа, электроэнергии) для населения без надлежащего уровня ответственности. В Правилах нет конкретных требований к управляющим организациям, например обязательность материально-технической базы, опыта работы, квалификационных требований, минимального размера уставного капитала. Это может привести к управлению многоквартирными домами недобросовестных и неподготовленных управляющих организаций. Наконец само понятие “коммунальные услуги” трактуется по-разному. Вот почему мы продлили срок принятия собственниками квартир решения о выборе управляющей компании еще на год. Дополнительный год даст возможность собственникам жилья изучить проблему, получить информацию и принять единственно правильное решение. Будет время доработать нормативно-правовую базу. Мы намерены принять Обращение к Председателю Правительства РФ М.Е. Фрадкову о необходимости доработки Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. В этой связи я хотел бы поднять вопрос не менее важный, чем проблемы выбора управляющей компании. Я не устаю о нем говорить, надеясь все-таки “достучаться” до разработчиков реформы жилищно-коммунального комплекса. В стране уже несколько лет все говорят о реформе ЖКХ, не задумываясь над тем, что на сегодняшний день даже не разработана долгосрочная концепция этой реформы, что никто не предлагает конкретных мер по накопившимся долгам предприятий ЖКХ, по модернизации отрасли. И что же получается? Население оплачивает коммунальные услуги в размере 100%. Обязательства по оказанию жилищно-коммунальных услуг переданы на уровень поселений. С 2006 года из региональных и местных бюджетов исключена статья расходов “Убытки ЖКХ”. При этом кризисное состояние коммунальных сетей, теплотрасс, котельных не изменилось. Но это значит, что на плечи жителей ложится не только оплата жилищных и коммунальных услуг, но и оплата ремонта котельных, восстановления теплотрасс и прочее. Это несправедливо и недопустимо. Мало того, вследствие существующей тарифной политики та плата за отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализацию, которую сегодня устанавливают для населения местные власти, не покрывают реальных затрат. Возникает разрыв между объемом платежей населения и объемом затрат энергоснабжающих организаций. И стопроцентная оплата коммунальных услуг населением становится просто фикцией. Так называемые убытки ЖКХ никуда не исчезают. Их покрывают органы местного самоуправления, не имея соответствующей строки в местных бюджетах. А это нецелевое использование бюджетных средств, последствия которого всем понятны. Но местные власти вынуждены на это идти в первую очередь в интересах безопасности жителей своего города или района. Ведь мы имеем уже достаточно примеров перехода коммунальных объектов за долги в частную собственность и их фактического уничтожения, что неизбежно влекло энергетический кризис для соответствующей территории. Я считаю, что основной темой реформы ЖКХ должно стать решение о том, что государство “возвращается” в отрасль. И первоочередные меры государственной поддержки жилищно-коммунального хозяйства должны быть направлены на решение задач погашения задолженностей коммунальных предприятий и налаживания регулярных платежей за услуги ЖКХ; обеспечения технического перевооружения отрасли; сохранения государственных мер поддержки граждан с низким уровнем доходов; обеспечения контроля над работой естественных монополий в интересах всего населения страны. Для этого я считаю необходимым в кратчайшие сроки принять федеральный закон “О финансовом оздоровлении жилищно-коммунального хозяйства”. Правительство РФ все никак не может его доработать и внести на рассмотрение Госдумы. Данный закон должен признать долги предприятий жилищно-коммунального комплекса государственным долгом и предусмотреть их списание. А также регламентировать реструктуризацию задолженности жилищно-коммунальных организаций как перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам и по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, так и перед основными поставщиками топливно-энергетических ресурсов. Ведь этих последних долгов в структуре задолженности 50%. Необходимо разработать концепцию реформирования жилищно-коммунального комплекса России на долгосрочный период. В число первоочередных вопросов, требующих скорейшего решения, предлагаю включить: модернизацию и развитие предприятий жилищно-коммунального хозяйства; ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда; проведение капитального ремонта жилищного фонда; обеспечение социальной защиты населения при оплате жилья и коммунальных услуг; регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального хозяйства. Необходимо предусмотреть значительное увеличение расходов федерального бюджета на технологическую модернизацию коммунальных систем и приведению жилых домов в нормативное состояние, повышению их энергоэффективности, в первую очередь с использованием отечественной техники и технологии. Считаю необходимым отменить налог на добавленную стоимость в сфере оказания коммунальных услуг. Этот шаг позволит привлечь к оказанию коммунальных услуг организации различных форм собственности. Иначе оказание коммунальных услуг для субъектов рыночных отношений будет по-прежнему невыгодным. В законопроектах о федеральных бюджетах на 2007 год и 2008 год необходимо предусмотреть средства на софинансирование расходов региональных и местных бюджетов по описанию границ муниципальных образований; учету, инвентаризации, оформлению технической документации на земельные участки и муниципальное имущество; проведению капитального ремонта муниципального жилого фонда, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований; профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов по территориальному планированию. Вопрос как всегда в деньгах. Я предложил Президенту РФ В.В. Путину и Правительству РФ рассмотреть возможность использования на эти цели средств Стабилизационного фонда. И это не только мои соображения, они поддержаны многими регионами, и одобрены 1 съездом Всероссийского Совета местного самоуправления, т.е. практически всего муниципального мира. Сегодня они направлены и в Министерство регионального развития, непосредственно занимающееся разработкой документов в сфере реформы ЖКХ. Направлены они и в Политсовет партии “Единая Россия” с предложением взять под партийный контроль реализацию реформы. Надеемся, что итогом реализации наших предложений будет погашение многолетней задолженности в жилищно-коммунальной сфере, модернизация и техническое перевооружение отрасли. Вследствие этого реально уменьшится плата за жилье и коммунальные услуги для каждого гражданина страны. Каждый россиянин сможет ощутить влияние и значимость Стабилизационного фонда на качестве своей жизни. Сохранятся гарантии государства гражданам с низкими доходами. А мы наконец-то от слов о реформе ЖКХ перейдем к делу”.
Беседовала Лада Сергиенко
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.