«Школы Заречного должны войти в рейтинг 500 лучших школ России» - такую непростую задачу поставила перед педагогами Заречного новый начальник Управления образования Татьяна Воинкова.
Юлия ВИШНЯКОВА
27 августа в ТЮЗе прошла традиционная педагогическая конференция, на которой работники образования подвели итоги прошедшего года и поговорили о планах на ближайшее будущее. Это первое публичное мероприятие для нового начальника Управления образования Татьяны Воинковой, которая приступила к своим обязанностям в начале июля. Именно на конференции стало понятно, что Воинкова - это то самое «новое дыхание для сферы образования», которое прогнозировал Глава города Андрей Захарцев, объясняя свой кадровый выбор. На протяжении своего доклада Татьяна Владимировна довольно прямо говорила о тех проблемах в образовании, которые накопились, и о тех новациях, без которых дальнейшая работа невозможна.
В основных посланиях педагогическому сообществу Воинкова опиралась на результаты независимой оценки качества условий образовательной деятельности организаций области (посмотреть на них можно на сайте областного министерства образования).
Важен не только ремонт, но и эстетика
В этом году на ремонт образовательных учреждений города было выделено более 18 млн рублей, из них на текущие ремонты ушло более 10 миллионов, на капитальные - 8 млн.
- Хочу обратить внимание руководителей, что надо не только стремиться к выполнению строительных или ремонтных работ, но и к сервису, качеству, эстетичности, соответствию детской аудитории. Всё вокруг ребёнка - дизайн, формат, психологический климат - должно влиять на его желание учиться и развиваться.
Персональную ответственность следует повысить
Неоднократно звучал тезис о персональной ответственности руководителей, об инициативе и не формальном, а системном подходе. Это касалось и планирования работы и даже подготовки к ремонтам.
- По итогам приёмки образовательных учреждений прошу повысить персональную ответственность за подготовку технической и иной документации, необходимой для планового вхождения в ремонтные работы, - подчеркнула Воинкова.
Старые методы уже не работают
Начальник Управления образования также отметила, что сегодня перед школой стоят задачи, которые невозможно решить старыми методами:
- Нужны новые технологии, и педагогические, и технические. Надо модернизировать содержание образовательных программ по естественным наукам и информатике. К примеру, школа №4 в недавнем прошлом была областной инновационной площадкой по внедрению в образовательный процесс информационных технологий. Сегодня отставание в материально-технической базе не позволяет школе получить этот статус.
По итогам независимой оценки наилучшие условия для индивидуальной работы с учениками предоставляются в Заречном школой №1 (она заняла 8 место в областном рейтинге). Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, участие в конкурсах и олимпиадах на высоком уровне у школы №3 (7 место в рейтинге).
- В целом с оценкой «отлично» качество условий предоставляется школой №1 (64 место) и школой №4 (94 место). На оценку «хорошо», по мере убывания, работают школы №7, 2 и 6.
С необъективными оценками надо бороться
Отдельно Татьяна Воинкова остановилась на качестве освоения образовательных программ, которое подтверждается итогами аттестации. В этом году по результатам итоговой аттестации учащиеся 9-х и 11-х классов хорошо проявили себя на экзаменах по русскому языку, литературе, физике, однако и у тех, и у других есть проблемы с историей, обществознанием, биологией и географией.
22 выпускника получили золотые медали. Таким образом, количество медалистов выросло почти в два раза, однако лишь половина медалистов смогла набрать необходимое количество баллов по совокупности трёх лучших результатов ЕГЭ (этот показатель утверждён официально).
- Следовательно, текущие оценки не подтверждались итоговой аттестацией. Это говорит о несоответствии системы оценивания результатов педагогами и требованиями образовательных стандартов.
Воинкова добавила, что и по итогам промежуточных аттестаций прослеживается разрыв между текущей успеваемостью и данными проверочных работ.
- Признаки необъективности оценки качества выявлены, и это указывает на необходимость принятия ряда управленческих мер, - добавила она.
Появятся учитель - мастер, учитель - наставник
До конца 2018 года завершится переход на новую систему оплаты труда для руководителей и педработников с выделением базовых окладных ставок, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
- Это позволит уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей. Сделать это в отношении тех, кто обеспечивает наиболее высокое качество образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательных программ школы и города, позволит повысить эффективность каждого.
Кроме того, в перспективе (после 2020 года) появится новая система учительского роста, такую задачу поставил президент. Особенность системы - в создании комплекса условий для демонстрации учительских знаний, опыта, карьерного роста вне зависимости от стажа работы. Сейчас идёт апробация этой модели.
- Аттестация, действующая ранее, позволяла выявить лишь уровень соответствия квалификации, а новый метод позволит учителю любого уровня продемонстрировать свои знания и опыт. Если специалист чувствует силы и стремится к росту, то он может занять более высокую ступень вне зависимости от стажа. В отличие от традиционной карьерной лестницы - учитель, завуч, директор, в новой системе появятся новые должности: учитель-мастер, учитель-наставник.
Цифровое поколение ждёт новых решений
- Мы имеем дело с цифровым поколением. Цифровые технологии образуют новый формат социализации. В Заречном используются элементы электронного города «Смарт сити» - электронные дневники, система контроля доступа, ноутбуки. Но важны не только здание с техникой, сколько - среда. Это и он-лайн курсы, родительские собрания в формате видеоконференций, дистанционное обучение всех желающих у лучших учителей, - считает Воинкова.
По итогам независимой оценки качества наилучший результат по таким показателям, как полнота и актуальность информации об организации, размещённой на официальном сайте, у школы №1 (25 место по области). Остальным школам Татьяна Владимировна рекомендовала провести необходимые мероприятия и улучшить показатели. Также она предложила идею для поиска новых форматов трансляции лучших практик закрепить школу № 1 и детский сад «Маленькая страна» в статусе муниципальных инновационных площадок.
Нужна социальная активность педагогов
Также начальник Управления сделала акцент на социальную активность педагогов и на участие детей в социально значимых проектах и инициативах, развитии волонтёрства.
- 3 сентября в рамках Дня солидарности Управление образования уже предложило школам единый формат мероприятий - в 9 утра в каждой школе пройдёт митинг-линейка и запуск шаров в память о жертвах терроризма.
Кроме того, она предложила руководителям школ осмыслить «Российское движение школьников» и выстроить отношение с региональным движением.
- Это позволит на высоком уровне проводить общегородские мероприятия, осуществлять индивидуальную адресную помощь различным категориям, - добавила она.
Амбициозные задачи
Более того, Татьяна Воинкова поставила перед коллегами весьма амбициозную задачу: школы Заречного в плановом режиме должны войти в рейтинги 50 лучших школ области и 500 лучших школ России.
- Кадровый потенциал для этого есть, - уверена она.
Комментарии (2)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.