В списках не значился11 февраля на памятнике погибшим защитникам Отечества в деревне Гагарка появились 56 новых фамилий односельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной. Этот список стал результатом сложной поисковой работы деревенских активистов. О ней наш сегодняшний рассказ.
Татьяна ГОРОХОВА
Памятник погибшим односельчанам в Гагарке мало чем отличается от других деревенских монументов: бетонная четырёхгранная стела, увенчанная металлической пятиугольной звездой. На трёх сторонах - чёрные мемориальные доски с фамилиями погибших. До недавнего времени таких фамилий было 99. Каждый год 9 Мая на сельском митинге эти фамилии зачитываются, память погибших воинов чтят минутой молчания.
В прошлом году на митинг приехали родственники одного погибшего фронтовика. Они утверждали, что мужчина ушёл на фронт из Гагарки, но фамилии его на памятнике нет. Это обращение не было единственным, что и подтолкнуло старосту деревни Антона Моисеева и его коллегу из Курманки Раису Хамидулину к поиску данных о тех, кто ушёл на фронт из Гагарки и Курманки. Одну из этих историй мы и хотим вам рассказать.
… Боярских Сергей Флегонтович (пятый в новом списке) ушёл на фронт из Гагарки и пропал без вести. В скором времени умерла его жена. Трое детей остались совсем одни, старшей Ираиде в то время было 3 года, средней Кате - 2, а младшему Коле всего 11 месяцев. Время было сложное, и судьба у малышей сложилась непросто. Ираиду отдали в Черноусовский детский дом, Колю - в дом малютки, Катю удочерила семья из Курманки. Через некоторое время в детский дом попала и Катя. Ираида убежала из детдома и отправилась в поисках родственников пешком в Гагарку, потом в Курманку. Здесь она нашла дом родного дяди на улице Толмачёва. Девочку приняли, покормили и отправили обратно в детдом. Так получилось, что судьба разбросала детей по разным местам.
Время шло, Ираида выросла, вышла замуж, дети свои уже появились. Жила в Казани, но всегда хотела вернуться на родину и найти кого-нибудь из родных. В 2016 году дочь привезла её в Екатеринбург, оттуда они отправились в Черноусово в детский дом. Затем поиски привели их в Гагарку. На деревенском памятнике фамилии отца не оказалось. Ираида узнала дом, в котором жили родные, а нынешние хозяева тоже включились в поиски. На деревенском кладбище удалось отыскать могилы дяди и тётки. Очень помогли в поисках списки ушедших на фронт, которые составляла Клавдия Степановна Ланских из Гагарки. Эти списки достались ей от бывшей когда-то давно директором сельского клуба Александры Ильиничны Сизинцевой, Клавдия Степановна хранила их как зеницу ока.
В результате поисков Ираида с дочерью нашли и своих дальних родственников. Уже с их помощью нашли сестру Катю - Екатерину Ивановну Кочневу. Оказалось, что отчество ей поменяли при усыновлении. Долгое время жила она на Муранитке, сейчас живёт у дочери в Заречном. Долгожданная встреча родных сестёр состоялась спустя долгих 75 лет. Сегодня Екатерине Ивановне 77 лет, Ираиде - 79. Радость от встречи трудно передать словами. Теперь сёстры имеют возможность почтить память своего отца Сергея Боярских: его фамилия выгравирована на деревенском памятнике.
К сожалению, Ираида не смогла приехать 11 февраля в Гагарку, но Екатерина Ивановна вместе с дочерью Натальей присутствовали на открытии мемориальной доски, положили букет красных гвоздик к подножию памятника и вместе с сельчанами помянули отца и деда солдатской кашей с фронтовыми 100 граммами.
Так через 70 с лишним лет закончилась война для Сергея Боярских и ещё 55 его односельчан, у каждого из которых своя история. Ведь, как сказал великий полководец Александр Суворов, «война не окончена, пока не похоронен последний солдат». Для семьи Екатерины Кочневой местом памяти погибшего на фронтах Великой Отечественной войны отца стал деревенский мемориал.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.