Дело про недобор доборовКак правило, большинство обращений в суд по поводу защиты прав потребителей заканчиваются победой истцов. А вот случай, о котором мы расскажем сегодня, оказался из ряда вон выходящим.
Эмма ГОЛОВЫРСКИХ
Хозяйка квартиры решила заменить старые межкомнатные двери. Надо сказать, что в Заречном ассортимент такого товара большой и разнообразный: поставкой дверей и их установкой занимаются сразу несколько предприятий и предпринимателей. Женщина пришла в одну из таких фирм и сделала заказ сразу на 5 дверей. Тут же были оформлены все необходимые документы и внесена совместно обговорённая сумма стоимости заказа - 39 тысяч рублей.
Товар покупательнице был доставлен в обозначенный договором срок. Однако установить двери продавец не смог: недоставало доборов, без которых выполнить работу было невозможно. Доборы - это детали, вставляемые между дверным проёмом и дверной коробкой. В договоре заказчик не указал такой вид работы, как замеры, на основании которых и можно было определить, сколько их надо. Указанных в договоре 2,5 доборов не хватило, - их надо было приобрести в 2 раза больше. Следовательно, нужно было доплатить за заказ. На этом процедура установки дверей затормозилась. Исполнитель предложил заказчице докупить недостающее - она отказалась, полагая, что при составлении счёта-спецификации он должен был предусмотреть необходимое количество доборов для установки 5 дверей. Получается, что в итоге конечная стоимость заказа выходит за рамки уплаченной суммы. Женщина с предложением «доукомплектовать» заказ за свой счёт не согласилась и потребовала расторгнуть договор купли-продажи, вернуть ей уплаченные по договору деньги, а также компенсировать причинённый моральный вред. В ответ получила отказ. Тогда она и обратилась к мировому судье с иском к «дверной» фирме о защите прав потребителя.
Выслушав обе стороны, исследовав материалы дела, суд (мировой судья А.С. Палкин) сделал следующие выводы. Согласно договору, исполнитель обязан был передать заказчице товар в течение 21 рабочего дня с момента поступления предоплаты. Это условие было выполнено в срок. Что касается доборов, то они не входят в комплектность товара, у них отдельная от межкомнатных дверей стоимость. Заказчица уплатила деньги за 2,5 добора, указанные в счёте-специфи-кации. В комплект дверей входит только дверная коробка, включённая в общую стоимость двери, а не выделена отдельным наименованием товара с самостоятельной стоимостью. Доборы в счёте перечислены в виде отдельного товара, имеющего свою стоимость, и должны были быть куплены отдельно от дверей.
В договоре есть пункт, в котором указано: исполнитель заказа обязался закупить двери по заданию заказчицы. Следовательно, формировать задание должна была именно она. Доказать суду, что покупательница требовала указать в заказе именно 5 доборов, а не 2,5, женщина не смогла, считая, что не она должна определять их количество. Суд с этим не согласился. Он счёл доказанным, что товар передан покупателю в комплектности, предусмотренной договором, указанным в счёте-спецификации. А потому оснований для расторжения договора, предусмотренных ст.480 Гражданского Кодекса РФ, не имеется. К тому же доставленный товар оказался надлежащего качества, и ст.18 закона «О защите прав потребителей» здесь также не может быть применена. А раз права заказчицы, как потребителя, не нарушены, то и не подлежит удовлетворению её требование о взыскании компенсации причинённого ей морального вреда (в иске была обозначена сумма в 15 тысяч рублей).
Мировой судья отказал заявительнице в удовлетворении её требований в связи с их необоснованностью. Она не согласилась с этим решением и подала апелляционную жалобу в районный суд, где решение мирового судьи было признано верным и оставлено без изменения.
Комментарии (6)
Начнем по-порядку. Истица заключила договор только на поставку дверей, или на поставку и монтаж дверей?
Если монтаж входил в договор, то неправ исполнитель. Как это так, он берется изготовить двери и выполнить монтаж без проведения замеров?
То, что истица "не указала такой вид работы, как замеры", никак не проясняет ситуацию. Она намеренно отказалась от замеров? Или просто не знала, что замеры нужны? В любом случае, квалифицированный исполнитель должен был настоять на проведении замеров и отказаться заключать договор на монтаж без них. Уважающие себя фирмы замеры вообще делают бесплатно (исключая случаи, когда для их проведения нужно выезжать в другой город).
Исполнитель, согласившись на монтаж без замеров, тем самым взял на себя все риски.
И ГК тут ни при чем, и ЗоЗПП тоже. Все проще - заказчице (истице) нужно просто настаивать на исполнении заключенного договора. Договор есть? Есть. Счет есть? Есть. Счет оплачен? Оплачен. Причин для отказа в выполнении договора не видно. То, что не хватает доборов - исполнитель сам выставил счет? Сам. В счете доборы "перечислены в виде отдельного товара" - чего еще нужно-то? Исполнитель выставил счет, заключил договор на поставку и монтаж - вперед, за работу. Если чего-то не хватает, то все риски на нем самом, раз согласился выполнять договор без замеров.
Оснований для расторжения договора действительно нет - двери поставлены надлежащего качества. Суд просто должен был обязать исполнителя выполнить договор без дополнительной оплаты материалов.
Суд просто должен был обязать исполнителя выполнить договор без дополнительной оплаты материалов.
Вообще, ситуация интересная. Я бы, например, заказывая двери тоже не смогла бы сосчитать количество доборов (чё за штука такая......). Ведь заказывая монтаж дверей заказчик не считает и не указывает в заказе количество гвоздей... или объём пены...
Я бы, например, заказывая двери тоже не смогла бы сосчитать количество доборов
А Вам и не надо. Вы - клиент. Вы заказали двери с монтажом. Если исполнитель решил, что сможет выполнить договор без замеров - значит, он и отвечает за риски.
или объём пены...
Хороший, кстати, пример. Вот представьте, что заказали вы монтаж 3-х пластиковых окон, заключили договор. И на монтаже второго окна исполнитель завершает работы со словами - все, взятые два баллона монтажной пены закончились. Материалы были приобретены в соответствии со спецификацией. Но их не хватило. Беги, хозяйка, в магазин, так, что-ли? Бред ведь.
Я считаю, что в данном случае суд не взял на себя труд разобраться в деле. Ну, это понятно, судьи в строительном деле некомпетентны.
действительно, откуда обычный человек должен знать специфические термины по монтажу и установке дверей?
На фирму пришел заказчик с целью "Установка дверей"
Приемщик должен тщательно выяснить все условия заказа и объяснить это клиенту.
Раз недоработал приемщик, значит и спрашивать нужно с него, а не с заказчика...
Раз недоработал приемщик, значит и спрашивать нужно с него, а не с заказчика...
А как спрашивать? Заставить через суд докупить доборы?
А как спрашивать? Заставить через суд докупить доборы?
Да не надо ни с кого спрашивать. Суд должен был обязать исполнителя выполнить свои обязанности по договору. И уже директор/хозяин фирмы-исполнителя пусть сам решает, кто из его фирмы будет покупать эти доборы.
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.