ПО СЛЕДАМ ПУБЛИКАЦИЙПО СЛЕДАМ ПУБЛИКАЦИЙ
ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА И МАХОВИК ПРАВОСУДИЯ
В прошлом номере газеты были опубликованы письма наших читательниц, обманутых предпринимателями, имеющими одинаковую фамилию, но разные фирмы по продаже и установке пластиковых окон (см. «Зареченскую Ярмарку» от 7 февраля 2008 г., стр.3 «Деньги отданы – окон нет»).
Напомним, одна из женщин отдала за установку окон 50 тысяч рублей, другая – около 17 тысяч, но окна им так и не поставили. Сначала обе женщины самостоятельно попытались призвать к ответу нечистоплотных предпринимателей, но это не помогло. Затем они обратились в правоохранительные органы, но и здесь не смогли добиться того, чтобы им вернули деньги….
Вот с такими печальными мыслями пострадавшие люди обратились в нашу газету в надежде на то, что у забравших деньги проснётся совесть и после обнародования ситуации они попытаются её урегулировать. Такое бывает очень часто. Большинство зареченских предпринимателей дорожат своей репутацией и даже если случаются какие-то сбои, то после выхода публикации в газете, уже бывшие пострадавшие приходят в редакцию и с радостью просят поблагодарить бывшего обидчика за то, что всё решилось миром.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
«ДРУГОГО РОДА»
Гораздо реже, но всё же приходится сталкиваться с «бизнесменами» другого рода: запутавшиеся в банковских кредитах и долгах перед покупателями они продолжают рекламироваться, принимать от населения заказы и деньги независимо от способности выполнить свои обязательства. А потом начинают тянуть время, обещать, изворачиваться, придумывать любые причины для того, чтобы не расстаться с чужими деньгами…
В конце-концов терпение у людей заканчивается, они обращаются в милицию, как в последнюю инстанцию, способную защитить пострадавших. И что самое важное – люди ожидают мгновенного результата, считают, что если к делу подключились правоохранительные органы, то их деньги тут же вернуться сами собой. И такое действительно, бывает. Порой достаточно вызвать предполагаемого мошенника для беседы и ситуация разрешается. Это подтверждает сотрудник отдела БППР лейтенант милиции О.С. ПРОКОФЬЕВА: «Иногда бывает достаточно беседы с нерадивым руководителем. Нередко после разговора с сотрудниками милиции конфликт между заказчиком и исполнителем прекращается: возвращаются деньги или выполняется незаконченная работа».
Но, к большому сожалению, такое происходит не часто. Всё зависит от совести мошенника, а вот её-то как раз и не хватает. Вызова в милицию и профилактической беседы в таких случаях недостаточно. И вот тогда запускается настоящий маховик правосудия: следствие, суд, тюрьма, Колыма…
ДЛЯ «НОВЫХ РУССКИХ» - НОВАЯ МИЛИЦИЯ
В июне 1999 года во всех городских отделах внутренних дел милиции были созданы новые подразделения милиции: ОБППР – отделы по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке. Поле деятельности сотрудников этого подразделения милиции очень широкое: проверки магазинов, кафе, столовых с целью выявления фактов нарушений правил продажи как продовольственных, так и непродовольственных товаров; выявление фактов продажи спирта из квартир; пресечение незаконной предпринимательской деятельности; мошенничество; подделка документов. Сотрудники, а вернее, сотрудницы отдела БППР проводят совместные рейды с отделом по защите прав потребителей, с отделом торговли, питания и услуг городской администрации.
О нарушениях в потребительской сфере сюда сообщают и жители Заречного, но чаще всего такие факты становятся известными от участковых уполномоченных, которые прекрасно знают, что происходит на подведомственных им участках. Сведения об экономических преступлениях поступают в отдел и от дежурных милиционеров по тел. 02.
МИЛИЦИЯ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОТОБРАТЬ ДЕНЬГИ
Именно в отдел БППР Заречного ГОВД и обратились обе наши читательницы, пострадавшие от «оконных» предпринимателей. По словам А.А. ДОЛГОРУКОВОЙ, старшего лейтенанта милиции, по каждой конкретной ситуации сотрудниками отдела были приняты необходимые меры: руководители обеих фирм были вызваны на беседу, с них взяты письменные объяснения.
На этом компетенция милиции заканчивается: сотрудники отдела БППР не имеют права отобрать деньги или имущество у директора обанкротившейся фирмы и вернуть их обманутым клиентам. Следуя закону, они обязаны собрать необходимые документы, взять объяснения с заявителей и тех людей, к кому предъявляются обвинения, и даже помогут составить исковое заявление в суд. Вот здесь-то и начинается непонимание между населением и милицией: пострадавшие не хотят обращаться в суд, зная, что это дело долгое, а результат не всегда оправдывает ожидания.
Тем не менее, именно суд, рассмотрев заявление, выносит решение – взыскать деньги с ответчика. Дальше решение передаётся в службу судебных приставов, и уже судебные приставы-исполнители предпринимают предписанные законом действия, чтобы вернуть деньги обманутым заказчикам. Так и только так работает маховик правосудия в нашем государстве. А о том, как работает служба судебных приставов по взысканию долгов, рассказывать не имеет смысла – это отдельная тема для разговора.
БЕРЕЖЁНОГО БОГ БЕРЕЖЁТ…
И как же всё-таки уберечься от мошенников? В этом смысле есть только два пути.
Первый - не попадаться на заманчивую рекламу мошенников. Как это сделать? По мнению сотрудниц отдела БППР, нужно всё-таки выбирать надёжность, а не дешевизну. Узнайте сначала, что говорят о той фирме, в которую вы хотите обратиться, а лучше всего спросите у знакомых, в чьих квартирах окна уже стоят, какая фирма выполняла работы и довольны ли они качеством.
И второй путь – очень внимательно читайте договора на оказываемые услуги, цепляйтесь и требуйте пояснений буквально каждой строчки. Стесняться здесь не надо, ведь вы отдаёте большие деньги и имеете полное право требовать исполнения обязательств.
По мнению всех сотрудниц отдела БППР, современные предприниматели – юридически подкованные люди. И часто бывает так, что заказчик подписывает договор, не обращая внимания на то, что написано мелким шрифтом. Но именно в самом неудобном месте – внизу страницы, мелким плохо читаемым шрифтом, даётся информация, в которой фирма оговаривает для себя наиболее удобные условия, позволяющие уйти от ответственности за некачественную работу, перекладывающие ответственность на заказчика и т.д.
НАДО УЧИТЬСЯ ГРАМОТНО ЗАЩИЩАТЬСЯ
Именно здесь притаилось невыгодное условие в наших конкретных ситуациях, в которых оказались женщины, обратившиеся в фирмы Беседина И.Б. и Бесединой Е.О.. Факта мошенничества, с точки зрения уголовного кодекса РФ, в данных ситуациях милиция не усматривает.
Следуя УК, мошенничество – это хищение путём обмана или злоупотребления доверием, в том и другом случае в основе своей имеющие корыстные цели. Но, ни один предприниматель не признаёт, что преднамеренно, с корыстной целью, обманул своих заказчиков. Все они грамотно, с точки зрения закона, объясняют своё поведение: фирма прогорела, корыстных целей не имел, как только появятся деньги – верну. (А доказать, что предприниматель имел корыстные цели милиция не может? Если «да», то почему?)
Поэтому выход только один – обращаться в суд. Не стоит надеяться, что такого рода предприниматели добровольно вернут деньги, надежда на порядочность и совесть – плохой помощник в таких делах. Надо учиться отстаивать свои права. Если нас, потребителей, грамотно обманывают, надо уметь грамотно защищаться.
Татьяна ГОРОХОВА
Комментарии (5)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.