Мой дом моё государствоС сентября прошлого года по решению правительства страны в платёжках за квартплату появились новая строка - плата за общедомовые нужды, которая оказалась немалой. С 1 июня 2013 года, спустя 10 месяцев после нововведения, правительство решило уменьшить плату за общедомовые нужды. Причём вариантов было несколько, один из которых состоит в том, что каждому жильцу теперь предлагается заключать прямые договора с поставщиками тепла, воды, газа и электричества.
Татьяна ГОРОХОВА
Разобраться в этом вопросе оказалось непросто. Но всё же давайте попробуем…
Введение строки «Общедомовые нужды», как утверждают специалисты, было связано с тем, что коммунальная сфера теряла огромные деньги на потери в сетях, батареях, прорывах канализаций и труб в подвалах домов. Но ведь надо же было кому-то оплачивать эти потери! И если раньше они просто ложились на плечи жильцов, то позже их как бы выделили в отдельную строку «Общедомовые нужды». Причём эта была инициатива не управляющих компаний и не собственников. Это было государственное решение.
Далее государство установило нормы потребления и стало рассказывать населению, сколько кубов воды забирает техничка для мытья полов на лестницах да сколько воды забирают пенсионеры, чтобы полить газон возле дома. Но когда население привело свои доводы: не может техничка столько воды истратить, - государство в очередной раз решило изменить правила игры в коммунальной сфере.
С 1 июня 2013 года вступило в силу постановление правительства №344, которое запрещает брать с жителей многоквартирных домов за общедомовое потребление больше, чем положено по нормативам. А если воды из дома вытекло больше положенного и света нагорело сверх нормы, за это должны платить управляющие компании.
Однако, как сказано в постановлении правительства РФ №344, «по решению общего собрания собственников превышение объёма, установленного исходя из показаний общедомового счётчика, над объёмом, рассчитанным по нормативу, распределяется пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, то исполнитель оплачивает разницу за собственный счёт. Изложенный порядок расчёта не распространяется на случаи, когда исполнителем является ресурсоснабжающая организация.»Судя по этому документу, если управляющие компании или ТСЖ не захотят из своего кармана оплачивать протечки и уходящее из разбитых лестничных окон тепло, жителям предлагается напрямую заключать договоры с поставщиками ресурсов. То есть житель конкретной квартиры сам решает, что ему будет выгоднее: платить через УК и ТСЖ или напрямую заключить договор с ОАО «Акватех», которое даёт воду, «Теплопередачей» (или кто там сейчас), которая даёт тепло, с «Облгазом», с Восточными сетями и т.д. Но для этого у него в квартире должны стоять счётчики на газовой или электроплите, счётчики на горячую и холодную воду, а в доме должен быть установлен общедомовой прибор учёта. В конце-концов каждый житель должен ежемесячно снимать показания со своих счётчиков, а потом бегать по городу и оплачивать их в разные кассы?..
Всё это новшество очень напоминает коммунальную жизнь в частном секторе. Ведь каждый владелец частного дома сам заключает договор с газовиками, с электриками и водоснабжающей организацией. Он сам чистит снег возле своего дома, сам платит сантехнику за прочистку засоров, электрику за порыв кабеля - в общем, полностью и самостоятельно решает коммунальные проблемы своего дома. Заметьте, своего частного дома. Примерно то же предлагает наше государство и жителям многоквартирных домов: вроде каждая квартира - это теперь наш частный дом с обременением в виде общедомового имущества - подвала, чердака и лестничных клеток. Логика понятна. Но где же обещанное снижение «Общедомовых нужд»?
Ресурсоснабжающим организациям нужно будет потратить немалые средства, чтобы организовать расчёты с населением: принять и обучить специальных работников, закупить бумагу на квитанции, разносить эти квитанции по квартирам и т.д. В ОАО «Акватех», куда мы обратились за комментариями, нам так и ответили: «Как поставщику, нам такое новшество неудобно - это лишние расходы на бумагу, надо штат увеличивать, а это приведёт к увеличению тарифов…». В «Теплопередаче» затруднились дать ответ, так как «пока ещё детально с этим постановлением не разбирались». Но тоже высказались за то, что работать с каждым мелким потребителем пока не готовы.
В общем, вопросов по новому постановлению правительства пока больше, чем ответов. О том, как будут развиваться события, мы обязательно расскажем. Следите за публикациями в «Ярмарке».
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.