Возвращение изумрудовЭмма ГОЛОВЫРСКИХ
Из зала суда
Ситуация, как в известном анекдоте: наконец-то увидели свет в конце тоннеля - оказалось, встречный поезд…
… Сегодня речь снова пойдёт об уголовном деле, связанном с зареченским музеем камнерезного и ювелирного искусс-тва. Как вы помните, 1 декабря 2007 года директор музея А.Н. Селиванов и менеджер П.Г. Ржавин были арестованы сотрудниками областного УВД за якобы незаконную сделку по реализации изумрудов. Началась громкая шумиха. Даже «Комсомольская правда» выдала «сногсшибательную» новость следующего содержания: «Произошло хищение драгоценностей - жемчугов и бриллиантов - на сумму 46 миллионов рублей. Пропавшие экспонаты нашлись при обыске в квартирах директора Александра Селиванова и работавшего здесь же бухгалтера». Теперь, спустя три года, выяснилось, что всё это было откровенной ложью - от первого до последнего слова.
25 томов уголовного дела - это страшный сон сотрудников музея, это моральное осуждение общественности, это ущерб репутации, бизнесу и здоровью (чего стоит 9 месяцев пребывания в СИЗО!), это мучительное ожидание своей дальнейшей участи…
Итак, вспомним, с чего всё начиналось.
Сотрудник ГУВД по Свердловской области С. узнал от гражданина Латвии Л., что намечается сделка по продаже сырья - драгоценных камней (изумрудов). С. доложил об этом своему руководству, которое решило провести оперативно-розыскные мероприятия. В ходе их С. должен был исполнить роль водителя, Л. покупателя. 21 сентября 2007 года они прибыли в музей камнерезного искусства. Состоялась встреча с Селивановым, догово-рились о новой встрече. 26 октября, прихватив с собой ювелира, С. и Л. отобрали понравившиеся им камни, но приобрели лишь 2 из них, сославшись на то, что не взяли с собой крупную сумму денег, за остальным приедут в следующий раз.
В УБОП ГУВД «водителю» выдали 2 млн. 600 тыс. руб. Настал роковой день - 29 ноября 2007 года. С. и Л. вместе с другими сотрудниками УВД выехали в Заречный с целью проведения проверочной закупки. Их встретили Селиванов и Ржавин. Камни были принесены в кабинет, где проходила встреча. Деньги были выложены на стол. Селиванов начал их пересчитывать. В этот момент в комнату ворвались омоновцы. Сотрудников музея арестовали.
А теперь - заключительная стадия трёхлетнего разбирательства: 26 ноября 2010 года из-под пера старшего следователя следственного органа при ГУВД по Свердловской области выходит постановление о прекращении уголовного дела. Следствие отнеслось критически к ряду показаний, данных ранее свидетелями. В том числе того самого С., сотрудника УВД. Так, он утверждал, что в ходе встречи Селиванов пояснил ему и Л., будто давно занимается нелегальным бизнесом со Ржавиным, что через них проходили очень крупные денежные сред-ства и что в интересах этого бизнеса исполь-зуется его жена, зарегистрированная в качестве ИП по продаже драгоценных кам-ней. Однако из текста фонограммы, полученной в ходе судебных экспертиз, свидетельствует, что о нелегальной продаже речи не велось. Напротив, из записи переговоров становится ясным, что Сели-ванов предлагает Л. драгоценные камни, принадлежащие ИП, только официально. При этом сообщает о различных вариантах продажи в зависимости от того, в интересах кого выступает Л. - как представитель иностранной компании либо организации, зарегистрированной на территории РФ. Кроме того, из имеющейся в деле распечатки фонограммы устной речи лиц, принимавших участие в сделке 29.11.2007 г., при вопросе о возможности замены бракованных камней Селиванов даёт пояснение: замена воз-можна, но о каждом из них необходимо будет написать, какие конкретно дефекты имеются.
В ходе расследования старший следо-ватель делает вывод о том, что «то обстоятельство, что драгоценные камни, являющиеся предметом сделки, состоят на учёте в ГОХРАНе, свидетельствуют об абсурдности совершения в отношении них незаконной деятельности.»
Таким образом, следствие пришло к выводу: в действиях Селиванова и Ржавина отсутствует состав преступления. На основании этого уголовное дело прекратить, меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить. Изъятые камни (501 шт., в основном изумруды «в сырье». - Прим авт.) передать музею. Два драгоценных камня, приобретённых в ходе проверочной закупки, вернуть Селиванову. Заграничные паспорта вернуть их владельцам.
Справедливость восторжествовала. Но какой ценой? Три года мучений и позора… Не всякий это выдержит. Однако сотрудникам зареченского музея камнерезного и ювелир-ного искусства это удалось. И остаётся надеяться, что 501 изумруд вернётся в наш музей в первозданном виде.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.