СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХАVIP-ПЕРСОНА. РАЗГОВОР ПО ДУШАМ
УНИКАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
День неприемный, но двери в кабинете М.Ю. ЛЕДНЕВА открыты. Люди просят принять – он не отказывает. Вопросы, с которыми пришли, для них жизненно важны. У одного беда в том, что купил некачественное автомобильное масло – двигатель полетел. Другой недавно приобрел дорогой автомобиль, не успел поездить – углядел дефекты двигателя. Без помощи главного специалиста администрации по защите прав потребителей им не обойтись. В обоих случаях Михаил Юрьевич подсказывает озабоченным автовладельцам, как действовать, с чего начинать, куда обращаться. Конечно же, они придут сюда не раз: потребуется не только консультация, но, возможно, и вмешательство главного специалиста в столь непростые ситуации, если таковые не разрешатся “мирным” путем.
Вообще, работой М,Ю, Леднев загружен “под завязку”. Один пример: из 691 обращения в администрацию (с 1 января по 6 декабря 2006 г.) 313 касались вопросов защиты прав потребителей. Более 90% их решены положительно. “Я не знаю, как он добивается такой эффективности, - говорит Глава администрации Кислицын А.Н., - но у него это получается!”
А действительно, почему главный специалист по защите прав потребителей оказался столь востребованным в Заречном и как ему удается работать столь результативно?
ПРАКТИКА ПЛЮС ТЕОРИЯ
Талант организатора и исполнителя углядел в нем ещё Г.К. Леонтьев, первым в области введший в структуру администрации специалиста по защите прав потребителей. Пустил Михаила Юрьевича в свободное плавание, поверив в него. До этого Леднев работал технологом лаборатории в ОРСе, контролировал качество продукции в сфере торговли и общепита поселка. Практика была отличной, в новой работе пригодилась как нельзя кстати. Не хватало юридических знаний – восполнил пробел, став дипломированным юристом. Но и этого оказалось мало. Счел необходимым унифицировать знания путем семинаров, стажировок. На сегодня Михаил Юрьевич Леднев - единственный в Свердловской области специалист, имеющий сертификат о повышении квалификации в Международном университете по теме “Государственная и общественная защита прав потребителей”.
УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ
Знания, помноженные на опыт, это хорошо. Но останавливаться на достигнутом не в характере Михаила Юрьевича. Он разрабатывает памятки, методички как для руководителей предприятий, организаций, предоставляющих населению различные услуги, так и для рядовых потребителей. Кроме того, выпускает сборники серии “Защита прав потребителей”. В этом году их было шесть.
Держу в руках один из них. В нем аналитическое исследование “Потребительский рынок г. Заречного глазами потребителей”, цель которого – выявить наиболее значимые проблемы на потребительском рынке города с точки зрения его жителей, изучить положение с соблюдением законодательства в данной сфере и эффективность применения; узнать, как оценивают деятельность администрации города по рассматриваемому вопросу.
Для этого с июня по ноябрь 2005 года проводилось анкетирование населения: 300 человек – анонимно, 260 – путем личного опроса. Сделаны три вывода: у основной массы зареченцев формируется устойчивое понятие о своих потребительских правах; несмотря ни на что, некоторые сферы нашей жизни все-таки можно корректировать в отдельно взятом населенном пункте; проводимая в городе работа по защите прав потребителей эффективна.
В том же выпуске – анализ договоров на рынке недвижимости. Исследовались договора ООО “Ключ”, агентств недвижимости “Мегаполис”, “Терра”, “Авеню”, ООО “Городское агентство недвижимости” и Центрального агентства недвижимости. Ставилась задача выявления условий, противоречащих действующему законодательству и ущемляющих права потребителей.
Вывод довольно оптимистичен: преимущественно в Заречном работают агентства, дорожащие своей репутацией, готовые в любых спорных ситуациях вести переговоры, искать компромиссные решения. Показательна и статистика обращений граждан в администрацию города с жалобами на агентства недвижимости: за последние 5 лет их было всего 4. И тут же – рекомендации потребителям. В сборнике есть еще разделы, представляющие интерес для каждого зареченца, поскольку все мы – потребители, и знание особенностей рынка услуг для нас имеет немалое значение.
Интересны памятки, рассчитанные на массового читателя. Такие, например, как “Недействительность условий договоров, ущемляющих права потребителей”, “Последствия продажи товара ненадлежащего качества”, “Право потребителя на обмен товара надлежащего качества” и т.д. Михаил Юрьевич разработал методики по различным видам услуг: по ритуальным, по платным медицинским и образовательным. Есть сборник – собственный выпуск законодательных актов с комментариями, образцами документов. Одним словом, обратился человек с проблемой – его вооружат печатной продукцией, в которой сформулированы пути выхода из его конкретной сложной ситуации.
ТАЛАНТ УБЕЖДЕНИЯ
Поступила жалоба на качество блюд в недавно открытом кафе на втором этаже магазина по улице Таховской. Проверка показала: продукты питания хранились в пакетах для мусора, пирожное было с нарушенными сроками реализации. Книга отзывов посетителям не выдавалась. Непрофессионализм, считает Михаил Юрьевич, опасен в любой сфере. Пришлось привлечь к проверке главного госсанврача города Никору Е.Г. Дальнейшее показало, что сотрудники кафе могут работать очень даже прилично, навели полный порядок. На сегодня замечаний к ним нет.
Недавний пример. В “Доме торговли” екатеринбургский филиал развернул торговлю шубами с предоставлением кредита. Обещали выдать товар после окончания оговоренного срока всей оплаты. За каждый взнос покупатель получает чек. Вот когда он все оплаченные чеки предъявит, тогда и обзаведется долгожданной дорогостоящей вещью. При этом никакого договора о кредите не заключается. Одна из покупательниц засомневалась, обратилась с вопросами в администрацию. Оказалось, продавец уже две недели, как расторгла договор аренды с “Домом торговли”, и могла исчезнуть из города с дармовыми деньгами. Пришлось возвращать чуть не присвоенное.
Михаилу Юрьевичу приходится выезжать и за территорию Заречного, в те торговые точки, где покупателю “всучили” негодный товар. Так, в Екатеринбурге зареченка приобрела сотовый телефон, и только дома рассмотрела, что он не новый: и царапины, и загружен номерами.
М.Ю. Леднев предупредил: шансов нет, сложно доказать, что товар продан именно в таком виде. И все же встретился с директором магазина, привел свои аргументы. Видимо, талант убеждения возымел действие – потерпевшей стороне деньги были возвращены.
Практика показала: жалоб меньше всего на те организации и предприятия, где о защите прав потребителей знают не понаслышке. Так обстоит дело в магазинах “Стайер” (Сафронов В.В.), “Информика” (Лосев А.П.), “Эльдорадо” (Крицкий П.С.), “Обувь для вас” (Ткач Ю.М.), “Веста” (Казарович Е.Г.). На претензии покупателей они реагируют адекватно: проводят экспертизы, не затягивают процесс обмена товара, идут на компромиссы. Действуют по принципу: покупатель всегда прав. Поэтому и репутация данных предприятий высока.
МУЗЕЙ В КАБИНЕТЕ
Один из стеллажей шкафа в кабинете занят экспонатами – бумажными и прочими емкостями, в которых помещалась продукция, предназначенная для продажи покупателям Заречного. Вот пакет “для рационального питания” с надписью “Ячменные хлопья”. Крупным шрифтом выделено: “не требующие варки”. Михаил Юрьевич сам попробовал использовать продукт в пищу. Оказалось, что только после 15 минут варки ячменная каша готова к употреблению. А как вам понравятся мужские носки “массажные”, в которых, если верить этикетке, 15% поролона? Или зубные щетки, которые оказались одноразовыми. Сигареты “Родопи” с акцизными марками 10-летней давности. Более 40 наименований товаров и продуктов непонятного происхождения…
Самые интересные экспонаты – весовые гири, изъятые у уличных торговок. У одной гири - срезанное дно, и вместо 1 кг она не дотягивает до 800 граммов. Двухкилограммовая гиря на самом деле оказалась на полкило меньше (облегченную находку М.Ю.Леднев изъял у продавца в августе этого года). Еще у одной гири убрано “нутро” – тоже облегчена значительно. Так прощелыги от торговли дурят нас с вами.
ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ
Свердловское областное общество потребителей – самая влиятельная организация среди подобных в России. Широко известно имя его председателя Яковлева А.П., равно как и председателя комитета по защите прав потребителей администрации г.Екатеринбурга Артемьева А.Д. С ними Михаила Юрьевича объединяет огромная аналитическая работа, которую каждый ведет на своем месте. Фамилия главного специалиста из Заречного появляется и в их совместных трудах. Результативность работы отмечена благодарностями, грамотами. Одна из них – от министра экономики области Галины Ковалевой – “За развитие взаимодействия исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций по защите прав потребителей Свердловской области”.
ПОВОД ДЛЯ СКЕПТИЦИЗМА
Пожалуй, только авторитет Леднева М.Ю. позволил ему остаться работать в администрации. Когда началось сокращение штатов, отдел как таковой ликвидировали. С должности начальника отдела он перешел в разряд ведущих специалистов, а при Кислицыне А.Н. стал главным специалистом. Лишь недавно ему дали в помощники Н.Ю.Гуляеву, работавшую ранее инспектором по торговле. Поскольку Михаил Юрьевич не в ранге начальника отдела, то и в зарплате он значительно проигрывает. Хотя значимость его как специалиста с годами только растет, и жалоб на его работу нет.
Но не это расстраивает его. Скептицизм вызывает политика высших эшелонов власти в отношении подобных структур. Контролирующие органы, видимо, как кость в горле для вершащих судьбы страны: не стало Антимонопольного министерства, Госторгинспекции. СЭС не может проверить одно и то же предприятие чаще одного раза в три года – это ли не парадокс! Права контролирующих органов становятся более размытыми, сужеными. Работать становится все труднее.
Порой на Леднева пытаются оказывать давление некоторые зарвавшиеся предприниматели. Вот уже и подвластные им СМИ рассуждают, что “контролеры грамотно умеют рассказывать лавочнику о его обязанностях и шарить ненасытными глазками и ручками по чужой частной собственности… Они научились открывать любые двери и жрать за чужой счет”.
Стыдно, ах как стыдно нам порой бывает за своих коллег. Но, как говорится, “в семье не без урода”…
А ведь такой кристальной чистоты человека ещё поискать. Михаил Юрьевич при проверке никогда даже чая не попьет! А уж взятку таким, как он, и предлагать бояться, знают – не возьмет, да ещё хуже будет.
И ВСЕ ЖЕ ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!
Главное, чего добился в жизни Михаил Юрьевич – самореализации. А еще у него очень прочный тыл: семья. Вместе с женой и сыном почти ежегодно путешествуют по стране. В прошлом году был в Санкт-Петербурге, нынче – в Казани. Как коллекционер, рад, что удалось пополнить собранные в поездках экспонаты. Раньше рисовал, кое-что из акварели и графики ((((((???)))))) сохранилось. Сейчас на это времени не хватает, за мольберт не садится. Но если выпадает свободное время, любит послушать и классическую музыку, и тяжелый рок. Из книг перечитывает Булгакова, Бунина, Куприна, Астафьева.
Если говорить откровенно, то Михаил Юрьевич просил меня не писать о нем самом – только о работе. Но, как человек воспитанный, интеллигентный, терпеливо отвечал на мои вопросы. Я же вынуждена не прислушаться к его просьбе – уж очень значительным и глубоким показался мой собеседник. С удовольствием делюсь своими впечатлениями с читателями: замечательно, что рядом с нами живут такие неординарные люди!
Э. Головырских
Комментарии (5)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.