ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА. БЫЛИ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА
В будущем году вечерней школе исполнится 50 лет. С 1957 года она располагается в здании на ул. Октябрьской. Полвека назад это образовательное учреждение создавалось с единственной целью - дать среднее полное образование тем молодым людям, которые не могли учиться в дневное время, а именно «рабочей молодежи». В те времена такая форма обучения была очень востребована, в вечернюю школу набирали до 300 человек.
Время шло, менялась жизнь. В конце 90 – х годов стало казаться, что вечерняя форма образования перестает быть востребованной: «рабочей молодежи» в школу приходило все меньше и меньше. Зарплата педагогам выплачивалась нерегулярно. Школа балансировала на грани исчезновения. Наступали тяжелые времена: в период с 1995 по 2001 гг, бывало, не получали зарплату по 4 месяца, катастрофически не хватало наглядных пособий. «Были опасения, что не выживем - вспоминает директор вечерней школы Л. И. Пирогова. – В это сложное время нам оказали хорошую финансовую поддержку наш выпускник Сергей Николаевич Гришин и руководитель «Меди-Фарм» Евгений Александрович Добродей. Не без его помощи вечерняя школа приобрела свой первый компьютер, он также выделял немалые средства на повседневные нужды».
Но преподавательский состав «вечерки» всё-таки сумел выжить и адаптироваться к новой жизни, нашел единственно верный курс. «Конечно, в настоящий момент ситуация кардинально изменилась, - рассказывает заместитель директора по учебной и воспитательной работе Р. Я. Елизарова. – Время стало более демократичным. Демократичнее стала и школа».
В настоящее время в данном образовательном учреждении учится 113 человек, разделенных на 10 классов по заочному обучению. В вечернюю школу приходят ребята разных возрастов, стал очень разным ее ученический состав. Теперь в данное учреждение приходит меньше 50% ребят, которые вынуждены одновременно учиться и работать.
Подавляющее большинство нынешних учеников вечерней школы – это неработающие подростки, которые не могут учиться в обычной школе. Это учащиеся, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Но, как и другие дети, они имеют право на бесплатное среднее образование.
Сейчас в вечерней школе вместе с администрацией работает 8 учителей. У большинства преподавательский стаж около 20 лет. Но есть и педагоги, которые работу начали недавно, а уже делают определенные успехи в познании специфики обучения трудных подростков. Вечернюю школу регулярно посещает психолог: он оказывает помощь в изучении личности детей, советует, как правильно подобрать к ним подход. По мнению Л.И. Пироговой, огромную работу по сохранению количества учащихся школы проводят классные руководители: Фомина И. И., Елизарова Р. Я., Овсянникова З. А., Шведова И. Ю., Золотова М. А., Юдина Т. И.
«Мы делаем упор на индивидуальное обучение, - рассказывает Р. Я. Елизарова. – Ищем особый подход к каждому ребенку. Создаем все условия для того, чтобы ребенок окончил школу и получил образование». «Ведь наша школа, - подключается к разговору Л. И. Пирогова, – является единственным источником получения бесплатного образования для трудных подростков. Она почти реабилитационная. Многие ребята, попадая к нам, спустя некоторое время становятся доброжелательнее, у них появляется стремление получать знания, понимание того, что они необходимы. Дети начинают себя по – другому вести».
Действительно, педагогам этой школы удается подобрать к непростым сердцам своих воспитанников волшебный ключик. Судите сами: в последние годы в школе исчезла наркомания, ушли в прошлое кражи. 7 – 8 ребятам из каждого выпуска удается поступать в высшие учебные заведения, 25 выпускников каждый год поступают в техникум и училище. А некоторые младшие ребята даже не боятся участвовать в конкурсах. Преподавательский состав борется за каждого ученика и, как видите, не безуспешно.
Но, конечно, бывают и неудачи. Педагоги сильно расстраиваются, если ребята выпадают из образовательного процесса. «От наших детей ничего не получишь, если не займешь в общении равную с ними позицию.– Убеждена Р. Я. Елизарова. – Поэтому в нашей школе приветствуется обучение в сотрудничестве. На уроках проводятся дискуссии, предлагаются поисковые задания, используется метод проектов. А в последнее время мы стали практиковать работу в парах сменного состава – это когда ребята сами обучают друг друга под руководством педагога».
В будущее преподаватели смотрят с надеждой. В прошлом году вечерняя школа прошла аттестацию и получила лицензию на 5 лет. Парни и девчонки из «вечерки» активно участвуют во внеклассных мероприятиях, организованных педагогами, например, посещают заседание клуба уральских поэтов в городской библиотеке. Для них становятся интересны и иностранный язык, и профориентационные занятия. Наконец, вечерняя школа активно сотрудничает с училищем, «подхватывая» его учеников, которые по каким – то причинам выпадают из процесса получения знаний. «У нас есть надежда, что если не приживаются там, то найдут пока свое место у нас, получат аттестат, а потом смогут дальше проходить курс училища», – говорят педагоги вечерней школы. И часто слышат слова благодарности от родителей за «вовремя спасенное чадо».
А ведь это - самое главное: дети, у которых есть проблемы с обучением, не выброшены на обочину жизни, не побегут по подворотням, и не начнут грабить и воровать. По достижении шестнадцатилетнего возраста, ребята встают на учет в службу занятости, связь с которой у вечерней школы давно отлажена. И теперь педагоги уверенны, что у вечерней школы все ещё впереди.
Алена Архипова
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.