Без ИИ не разобратьсяБез ИИ не разобраться
Что нам несёт новый закон о местном самоуправлении
Юлия ВИШНЯКОВА
С 19 июня 2025 года в России вступил в силу новый закон о местном самоуправлении. Его полное название - №33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Жителя Заречного закон со столь витиеватой формулировкой вряд ли заинтересует. Потому как само понятие местного самоуправления не вызывает сегодня пиетета даже у его представителей. Достаточно вспомнить, как депутат Дубровский регулярно напоминает коллегам по Думе, что «Мы ничего не решаем. Население ничего не решает. Вся наша деятельность - это видимость местного самоуправления». Во-вторых, что такое система публичной власти простому обывателю тоже не понятно. Между тем, есть ощущение, что за далеким от народа названием закона, как и за его формулировками, скрываются процессы, которые серьезно отразятся на нашей жизни…
Как единое
целое
Если взглянуть на историю вопроса, то проект закона был внесен в Госдуму 16 декабря 2021 года сопредседателями Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Павлом Крашенинниковым и Андре-ем Клишасом. Он явился завершающим этапом формирования конституционных основ единства публичной власти в федеральном законодательстве. В основе текста лежит упрощение системы и уточнение компетенции органов местного самоуправления, а также упорядочивание большого количества правовых норм, содержащихся в разных нормативных актах.
В действующий прежде закон более 200 раз вносились изменения, что затрудняло работу.
«Принцип единства системы публичной власти - это далеко не пустой звук, он предполагает согласованную работу всех уровней власти как единого целого», - заявил Павел Крашенинников. «Необходимость закона продиктована раздробленностью и противоречивостью действующего законодательства о местном самоуправлении», - добавлял он.
Три вида
российских
территорий
Новый закон предусматривает только три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородское муниципальное образование города федерального значения.
При этом регионам предоставлено право законом субъекта Российской Федерации определить территориальную организацию местного самоуправления с осуществлением местного самоуправления в городских и муниципальных округах (одноуровневая система) либо в муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).
Четыре
способа
избрания
мэров
Введены четыре способа избрания главы муниципального образования: на выборах; представительным органом из своего состава; представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; представительным органом из числа кандидатов, представленных губернатором.
Новым является последний способ избрания. Порядок предварительного рассмотрения губернатором и представления Думе муниципального образования кандидатов на должность главы муниципального образования устанавливается региональным законом.
Одной из новелл является то, что глава муниципального образования, имея возможность возглавлять местную администрацию в случае, если это установлено законом субъекта Российской Федерации, не может исполнять полномочия председателя Думы. Кроме того, в соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования одновременно занимает и государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.
Кроме того, изменены порядок проведения схода граждан, опроса, публичных слушаний и общественных обсуждений, собрания граждан, внесения инициативных проектов, организации деятельности территориального общественного самоуправления, требования к старосте сельского населенного пункта.
К чему всё это?
На первый взгляд не очень понятно, почему новый закон многие считают концом местного самоуправления.
Но даже если сильно не углубляться в его нормы, суть становится очевидной если взглянуть на само определение МСУ. В прежнем ФЗ-131 от 2003 года в первой же главе была очень важная формулировка, согласно которой МСУ было «формой осуществления народом своей власти». В новом законе МСУ - это всего лишь «форма самоорганизации граждан» для решения «вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения». И никакой власти…
Ещё один пример. Ранее ФЗ-131 предусматривал, что глава муниципального образования подчиняется только населению и муниципальным думам (советам). Отстранение его от власти могло произойти только в случае: добровольной отставки, решения Думы, решения суда. Теперь же губернатор может официально инициировать отставку главы муниципального образования в представительном органе. Это ещё больше усиливает контроль региональных властей над муниципалитетами.
Впереди много работы
Одно из главных новшеств ФЗ-33 - переход на одноуровневую модель (при которой сельские и городские поселения упраздняются). Однако есть и иные возможные варианты форм местного самоуправления - двухуровневая и смешанная. И какую модель выбрать - решение за регионами. В июне в Законодательном собрании Свердловской области обсудили предстоящие изменения.
- Прежде всего, нам предстоит внести изменения в Устав Свердловской области. Позже начнется работа по приведению большого блока региональных законов в соответствие с новым Федеральным законом. Но перед этим необходимо определиться, какая система организации местного самоуправления будет оптимальна для нашего региона: одноуровневая, двухуровневая или смешанная. В настоящее время на Среднем Урале - двухуровневая система муниципальной власти. Поэтому вместе с органами исполнительной власти будем обсуждать этот и другие вопросы, - пояснила председатель областного Заксобрания Людмила Бабушкина.
«Держись
бодро в
переходном
периоде»
Отдельные зареченские депутаты также ознакомились с новым законом. Интересный способ его проанализировать выбрал депутат Александр Заторский: он обсудил закон … с искусственным интеллектом. Вот как выглядит его переписка с ChatGPT.
- Чарли, привет. Мы в своей работе долгое время руководствовались 131-ФЗ, а сейчас его заменили на 33-ФЗ. По какой причине и в чём принципиальное отличие последнего закона?
- Привет, Саня! Вот зачем это сделали и в чём принципиальные отличия. Централизация публичной власти. После конституционной реформы 2020 года акцент сместился на единую систему публичной власти: муниципалитеты стали рассматриваться как часть единого механизма, а не автономные образования. Это отражено в новой редакции Конституции, где публичная власть всех уровней (федеральной, региональной и муниципальной) теперь - единая вертикаль.
Унификация системы управления. Нужно было устранить разнобой в моделях управления (городские округа, поселения, МО с разными уставами и пр.). Введение единых принципов для всех уровней власти - логичное продолжение курса на "вертикаль власти". "Облегчение" структуры МСУ. В ряде случаев муниципальный уровень стал избыточным: малые поселения не могут сами решать все вопросы, а органы МСУ дублируют работу госорганов.
Если коротко. Раньше муниципалитет - самостоятельное образование, не входящее в систему госвласти. Теперь МСУ включены в систему публичной власти субъекта РФ. Раньше - гибкие модели: сельские поселения, городские округа, муниципальные районы и т.д. Теперь фактически остаются только городские округа и муниципальные округа. Раньше - самостоятельный устав каждого МО. Теперь Уставы муниципалитетов утверждаются по типовой модели, утверждённой субъектом РФ. Раньше - органы МСУ имели автономию в решении местных вопросов. Теперь органы МСУ больше подчинены региональной власти. Раньше - возможны референдумы, широкая инициатива снизу. Теперь - меньше процедур инициативы от населения, более жёсткое регулирование.
- Что это меняет на практике?
- Депутаты Дум, как ты, становятся частью публичной власти региона - связка с губернатором усиливается.
Местные бюджеты и полномочия будут определяться во многом региональными законами - меньше гибкости на местах. В большинстве регионов пройдёт укрупнение муниципалитетов, исчезновение малых поселений как самостоятельных единиц.
А пока держись бодро в этом переходном периоде - вертикаль вертикалью, а голоса на земле всё ещё решают многое, - заключил ИИ.
- Главное в новом законе с моей точки зрения: раньше депутат был представителем народа, независим от вертикали, а сейчас - элемент публичной власти, - заключил депутат Заторский после консультаций с искусственным интеллектом.
Что ж, хорошо это или плохо - покажет время. Официально «вертикальных» депутатов мы с вами увидим ровно через год.
Фото автора: Депутаты Заречного - на майском отчете главы.
Теперь они не только представители народа, но и элемент публичной власти…
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.