Грязное золото - Повод для размышлений

«Зареченская Ярмарка» №18 от 01 мая 2025 г.
Грязное золото - Повод для размышлений

Грязное золото - Повод для размышлений  

Ситуация на Гагарском золоторудном месторождении продолжает волновать жителей Заречного и обрастать новыми подробностями. В этот раз узнаем об открытии золота от очевидца тех событий и попробуем разобраться в ответе на информационный запрос от «Роснедр».

Юлия ВИШНЯКОВА

Напомним, в начале марта депутаты Заречного на рабочем совещании с главой Захарцевым обсудили ситуацию с добычей золота близ Гагарки. Встреча была информативной, эмоциональной, но вопросов она оставила много. Дело в том, что у компании ООО «Геопоиск», работавшей на Гагарском золоторудном месторождении с 90-х годов, в конце 2022 года закончилась лицензия. В феврале предприятие обратилось в местную администрацию за разрешением на получение участка земли для дальнейшего получения лицензии на использование недр. Однако выдавать это разрешение чиновники не намерены.

Глава уверен, что сможет заставить «Геопоиск» «прибрать» за собой без всякой лицензии, обратившись в судебные инстанции. При этом представитель «Геопоиска» настаивает на том, что без лицензии предприятие не сможет списать неотработанные балансовые запасы золота, ликвидировать предприятие и провести дальнейшую рекультивацию территории.

В свою очередь, мы, жители, держим в голове главный факт: объект недропользования граничит с санитарно-защитной зоной Гагарского месторождения подземных вод, от которого осуществляется водоснабжение города Заречного. Предприятие «Геопоиск» добывало золото методом подземного выщелачивания и закачивало в землю хлорсодержащий раствор высокой концентрации. Скважины предприятия, в которые закачивался раствор, не обслуживаются и выходят из строя, и хлорсодержащий раствор, который был в радиусе скважины, может смещаться куда угодно… Более того, утечки технологических растворов за пределы горного отвода уже фиксировались. Вот почему так важно понимать, что с данным производством будет дальше.

А начиналось всё с голубой глины

Житель Заречного Николай Трофимович Жданов помнит, как в своё время было открыто золото Гагарки. Сейчас ему 94 года. За свою жизнь он построил сотни километров дорог, десяток мостов, участвовал в строительстве Белоярской АЭС.

- В 1977 году я работал на асфальтовом заводе, который как раз находился на 44 км Сибирского тракта. Занимались строительством путепровода, естественно много рыли. Помню, как во время таких работ обнаружил синюю глину. Есть такая закономерность: где синяя глина, там должно быть золото. И действительно, через какое-то время золото мы нашли. Буквально на второй день после этой находки, приехали геологи из Заречного, четыре человека. Наша деятельность остановилась: завод разобрали, построенный путепровод разобрали, а вместо него проложили новый, чуть выше. Нас перевели работать на другие участки, чтобы исследователям не мешали. Считаю, что золото не надо добывать кислотой, зачем рисковать качеством нашей питьевой воды? - Делится воспоминаниями Николай Жданов.

20 лет на восстановление

гидросферы

Еще один шаг в историю можно сделать благодаря информации, которую для Общественной палаты Заречного в 2016 году подготовили в ФБУ «Территориальном фонде геологической информации по УрФО». Тогда Общественную палату волновали подземные источники водоснабжения и запасы подземных вод.

В документе в частности говорится, что основной фактор, осложняющий экологическую обстановку на площади Гагарского месторождения подземных вод, это нахождение в границах зоны санитарной охраны 3 пояса Гагарского водозабора Придорожного участка Гагарского золоторудного месторождения, отрабатываемого методом подземного выщелачивания.

- В процессе выщелачивания в режиме закисления рудной зоны участка подземного выщелачивания происходит постепенное накопление в подземных водах хлоридов, ртути, кадмия, цинка и меди. При наличии подземного склонового потока, направленного на север к реке Гагарке и скважинам Гагарского водозабора, эти элементы с различной скоростью выносятся за пределы отрабатываемого участка подземных вод. Ореол их распространения контролируется по сети наблюдательных скважин, созданных в рамках мониторинга окружающей среды Гагарского золоторудного месторождения. Основной индикатор загрязнения подземных вод - хлор-ион. Это требует со стороны эксплуатирующей организации (и других заинтересованных контрольных органов) пристального внимания за состоянием подземных вод, особенно на участки Гагарский 2 (ближайший к ПВ) скважинах №21, 62. После прекращения подземного выщелачивания восстановление подземной гидросферы до исходного состояния прогнозируется минимум через 20 лет, - говорится в отчете.

Но чтобы и земля, и гидросфера на месте добычи золота начала нормально восстанавливаться, необходимо еще провести работы по ликвидации и рекультивации объекта. С которыми все совсем непонятно. По данным технического руководителя «Геопоиска» Юрия Докукина, при условии, что проекты ликвидации и рекультивации будут полностью согласованы, на их воплощение в реальную жизнь понадобится около пяти лет. В проект ликвидации заложены 3,5 года. На рекультивацию стоит год заложить. И только после этого администрация и «Геопоиск» смогут подписать совместный акт о том, что землю приняли.

Правда вопрос с лицензией, которой у «Геопоиска» нет, и согласие на продление которой администрация не дает, остается открытым.

Обязан законсервировать

Чтобы хотя бы приблизиться к пониманию возможных сценариев дальнейшего развития событий, мы направляли запрос в «Уралнедра» о рекультивации нарушенных земель в рамках лицензии СВЕ 02107 БЭ, ранее принадлежавшей ООО «Геопоиск» для добычи золота из руд коры выветривания Гагарского месторождения.

Признаться, полученный ответ не сильно добавляет ясности. Потому что по закону, на который ссылаются «Уралнедра», «Геопоиск» действительно должен провести рекультивацию объекта, даже когда лицензия закончилась. Однако именно комиссия «Уралнедр» 28 ноября 2024 года отказала «Геопоиску» в согласовании документации на проект ликвидации и рекомендовала получить лицензию на право пользования недрами рассматриваемого участка…

- Согласно ч. ч. 2, 5 ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 No 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») у лица, право пользования недрами которого прекращено, в том числе досрочно, сохраняются не исполненные им ранее или ненадлежаще исполненные обязательства пользователя недр по ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, до дня их полного исполнения. При этом в соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона РФ «О недрах» права и обязанности пользователя недр прекращаются со дня внесения записи о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, за исключением обязанностей по ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и рекультивации земель, организации и проведению в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на горных выработках, буровых скважинах и иных сооружениях, связанных с пользованием недрами, на период проведения ликвидационных или консервационных мероприятий. Вопрос о привлечении юридического лица к ответственности за неисполнение требований законодательства по консервации и ликвидации объектов недропользования не может быть рассмотрен Департаментом в связи с тем, что Департамент не обладает контрольно-над-зорными функциями и полномочиями по наблюдению за соблюдением требований законодательства пользователем недр, - сообщают “Уралнедра”.

Поэтому продолжаем следить за развитием событий.