Отставать от времени нельзя

«Зареченская Ярмарка» №49 от 05 декабря 2024 г.
Отставать от времени нельзя

Отставать от времени нельзя  

Продолжаем рассказывать о том, как сотрудники такого закрытого и стабильного предприятия, как Белоярская АЭС, находят себя после выхода на пенсию.

Алёна АРХИПОВА

Сегодня о себе и о своём заслуженном отдыхе, который, кстати, отдыхом назвать довольно сложно, рассказывает в прошлом начальник «Отдела инженерно-технической поддержки эксплуатации Белоярской АЭС», ныне доцент кафедры «Атомные станции и возобновляемые источники энергии» УрФУ и преподаватель зареченского УрТК НИЯУ МИФИ Александр Иванович Бельтюков.

Александр Иванович проработал на Белоярской атомной станции 39 лет. В 1977 году начинал простым инженером в научно-исследовательском отделе предприятия. Далее прошёл путь от начальника лаборатории до начальника «Отдела инженерно-технической поддержки эксплуатации Белоярской АЭС». В 2000-м году защитил диссертацию на тему «Оптимизация режимов эксплуатации».

- В течение всей своей работы на станции я занимался исследовательской деятельностью. Оборудование на БН-600 было уникальным, как и сам блок. Эксплуатировать его предстояло впервые. Многое было не исследовано, и на практике персоналу Белоярской АЭС приходилось что-то дорабатывать, искать новые технические решения. Взять, к примеру, тот же парогенератор реакторной установки третьего блока. На заводе-изготовителе все модули секционного парогенератора успешно прошли все заводские испытания. И только когда парогенератор заработал в составе энергоблока, появились течи, причины которых были выявлены в процессе эксплуатации, - говорит Александр Иванович. - В общем, за время работы на станции пришлось поучаствовать во многих испытаниях и экспериментах.

Считаю, что мне очень повезло с коллективом, куда я быстро влился. Мы не только вместе работали, нарабатывали, копили исследовательский материал, но и вместе отмечали все праздники, ходили на демонстрации, поддерживали друг друга во всех начинаниях. У нас была своя кузница кадров. Из нашего отдела многие работники ушли на повышение в другие подразделения станции или уехали на другие предприятия. Я же вышел на пенсию в 2016 году с должности начальника своего отдела.

Новый поворот

На пенсии Александр Иванович Бельтюков посвятил свободное время преподаванию в высших учебных заведениях. Хотя взаимодействовать со студентами он стал гораздо раньше.

- Впервые работать со студентами я начал ещё в 1982-1983 годах, - вспоминает Александр Иванович. -Сначала молодые студенты проходили у меня практику. У кого-то вначале я был рецензентом дипломных работ, потом был руководителем проектов. А в 1996 году мой начальник Анатолий Иванович Карпенко предложил почитать лекции в УПИ.

Поначалу было страшновато. Без опыта, каких-то наработок в этой сфере начинать сложно. Для того чтобы вникнуть в любую тему, нужно было сначала перечитать много книг, технической литературы, чтобы основательно подготовиться. Опыт общения с молодым поколением тоже был немаловажен. Однако я постепенно втянулся, с 1997 года читаю лекции в вузе, ныне в Уральском федеральном университете. Сейчас читаю там лекции раз в неделю, по субботам.

Также в 2019 году меня пригласили в наш Уральский технологический колледж преподавать тепловую энергетику. Хотя это было не совсем моё направление, я согласился. Начинал с одного-двух дней в неделю. Сейчас читаю несколько пар три дня в неделю. Поначалу просто читал лекции, тексты, рисовал все схемы по памяти на доске. Однако начавшаяся пандемия, когда приходилось работать со студентами олнайн, подтолкнула вперёд. Теперь у меня по каждой теме есть презентации с наглядными картинками, слайдами, видео. Очень удобно. Это своего рода качественные шпаргалки и для меня, и для студентов. Конечно, не все современные технологии даются просто, но справляюсь - отставать от времени нельзя.

Мелочей нет

- Приятно работать с заинтересованными ребятами, - улыбается Александр Бельтюков. - Но молодёжь есть молодёжь, и шалопаи среди учеников есть. «Воюю» с их привычкой сидеть в телефонах. Ищу способы заинтересовать учеников: рассказываю яркие примеры по теме, показываю наглядно, как действует тот или иной процесс. Бывает, вспоминаю забавные случаи из жизни или анекдоты, чтобы встряхнуть аудиторию.

Обязательно рассказываю студентам про все аварии, которые когда-либо происходили на атомных станциях, требую, чтобы они поняли и сами могли объяснить причины этих аварий, сделать определенные выводы. Будущие атомщики должны знать: в атомной энергетике мелочей нет. Для них работа на режимном предприятии начнётся с изучения правил техники безопасности. А основа культуры безопасности - это дисциплина. Её постоянно и развиваем.

При подготовке к защите дипломов стараюсь мотивировать студентов. Молодым людям советую не лениться, рекомендую быть смелее, наглее, учиться защищать, отстаивать свою точку зрения. Дипломники должны уметь говорить чётко, кратко, по сути, они же будущие инженеры! Они должны знать свою тему, разбираться в ней, грамотно отвечать на вопросы, уметь показать свои знания.

Безусловно, студенты колледжа отличаются от студентов вуза. В университете студенты больше знают теорию, не стесняются задавать вопросы. Однако везде есть внимательные, вдумчивые, пытливые умы, которые хотят больше узнать, постичь. Таким молодым специалистам можно будет смело доверить нашу Белоярскую АЭС.

Предвидеть ошибки

Александр Иванович отмечает, что в его жизни всегда были грамотные, мудрые, самые лучшие педагоги, будь то строгая учительница математики в школе, которую побаивались нарушители дисциплины, или профессор физики в институте.

- Помню, был у нас такой преподаватель физики в институте по фамилии Колешевич, - вспоминает Бельтюков. - Он использовал необычные приёмы в педагогике. Как-то попросил меня прочитать вместо него лекцию по рентгеновскому излучению. Я готовился, переживал, выступил, как мог, а он потом через два дня провёл проверочную работу по этой теме. Стоит отметить, что «пятёрка» была только у меня. Впрочем, на экзамене он мне поставил «четыре» - поймал на одной важной мелочи, которую я подзабыл. Зато благодаря нему я на всю жизнь запомнил, как важно уметь просчитывать возможные ошибки, предвидеть всё наперёд. В нашей работе мы всегда этими принципами руководствовались, этому я учу студентов. Я сам, как экзаменатор, задавая наводящие вопросы, даю им возможность показать свои знания и тем самым поддерживаю.

Найти дело по душе

Гордость Александра Бельтюкова и его супруги - три внука, в воспитании которых они принимают непосредственное участие. Старший уже окончил институт, работает. Младшим они помогают в учёбе, учат терпению, трудолюбию, ответственности и самостоятельности. И мальчишки оправдывают ожидания.

- Скучать на пенсии не приходится, - подводит итог Александр Иванович. - Даже на увлечения, отдых времени не хватает. Выходит, моё увлечение - это обучение и воспитание подрастающего поколения, нашей смены.

Ещё на Белоярской АЭС вместе с коллегами по работе написал две книги по опыту эксплуатации энергоблоков АЭС с быстрыми реакторами. На пенсии совместным плодотворным трудом мы с другим преподавателем кафедры «атомной энергетики и возобновляемых источников энергии» Олегом Леонидовичем Ташлыковым выпустили учебник по «Парогенераторам АЭС», который я подарил Совету ветеранов Белоярской АЭС.

Думаю, если бы не было всех этих забот, я бы, наверное, захирел. Именно поэтому советую всем пенсионерам-атомщикам найти себе дело по душе, которое захватит целиком. Как вариант - преподавать, тем более в УрТК восстановили специальность «атомные электрические станции установки», в этом учебном году будут выпускаться первые специалисты. Так что педагоги нам нужны. Меня ежедневная подготовка к лекциям, поиск актуальной информации, самообразование увлекают. Ученики, бывает, задают такие вопросы, на которые не могу ответить сразу. Тогда стремлюсь восполнить брешь. Так что и студенты меня многому учат, стимулируют развиваться. Делать это никогда не поздно.

Фото из архива

А.И. Бельтюкова