Кровные обиды

«Зареченская Ярмарка» №49 от 05 декабря 2024 г.
Кровные обиды

Кровные обиды  

К сожалению, бывает, что родственные отношения не проходят испытания на прочность. Иной раз до того доходит, что родные люди становятся злейшими врагами.

Подготовила Алёна АРХИПОВА*

Вспоминается случай из судебной практики, который произошёл в начале моей судебной деятельности. Тогда в одном из сёл Белоярского района жили два брата-близнеца. Настолько похожие, что не отличишь. И, казалось бы, ближе их не должно было быть. Но нет. С детства между ними, словно кошка пробежала: дрались, оскорбляли друг друга. Когда повзрослели, их неприязненные отношения друг к другу выплескивались при каждой встрече - редко, когда обходилось без ссоры. Однажды всё закончилось тем, что один из братьев в драке достал нож, причинил тяжкий вред здоровью другому, а сам оказался на скамье подсудимых.

Вторая история, о которой я хочу поведать нашим читателям, в корне отличалась от первой. Виктор и Александр приходились друг другу дядей и племянником. При этом возраст у них был примерно одинаковый. Так получилось, что мужчины вместе воспитывались, росли, дружили - были, не разлей вода. Вместе получили рабочую специальность, вместе устроились на работу в ООО «Теплопередача» в Заречном. Жили в общежитии.

Всё было хорошо до рокового октябрьского дня 2012 года. Ночью, находясь на рабочем месте в мастерской, расположенной напротив дома №27 по улице Лермонтова, Виктор и Александр с коллегами распивали спиртное. Шутили, смеялись. В какой-то момент опьяневший Виктор уронил посуду и закуску со стола. Александру это не понравилось, и он грубо высказался в адрес дяди. Между родственниками произошла первая за всё время ссора. Спиртное сделало свое дело: обида захлестнула Виктора. Посчитав себя оскорбленным, он вышел из комнаты и вернулся обратно с ножом. Александр же, увидев нож в руке дяди, не попытался уладить конфликт, а, наоборот, крикнул: «Ну, иди ко мне!» и сам двинулся на обидчика. Виктор же ударил Александра рукой по лицу, а потом пырнул его ножом в область груди. Все произошло так стремительно, что никто из присутствующих не успел остановить мужчину. Они лишь подхватили падающего Алексан-дра.

Лев Толстой говорил: «Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена вначале». Вот и у Виктора сразу пришло осознание того, что он наделал. Он бросился к аптечке, принес йод, вату для оказания помощи племяннику. Однако, не смотря на принятые меры, Александр через некоторое время скончался на месте происшествия. Согласно заключению судебно-медицин-ского эксперта, смерть молодого человека, наступила от острой кровопотери вследствие проникающего колото-резаного ранения груди с повреждением нижней доли левого легкого, причём буквально через несколько минут после удара.

Виктор с места происшествия не скрывался. Дождался приезда скорой помощи и полиции. После возбуждения уголовного дела он был взят судом под стражу. В период следствия ему предъявили обвинение по ч.1 ст. 105 УК РФ - в убийстве, то есть умышленном причинении смерти другому человеку.

Мужчина свою вину не отрицал, давал признательные показания, подробно показывал, что и как произошло. Утверждал, что он не хотел смерти Александру, ссылался на то, что всему виной спиртное. Также говорил и в судебном заседании. При этом было видно, что Виктор действительно переживает о содеянном, готов понести любое наказание.

Очевидцы происшедшего подробно рассказали, как и куда Александру нанесли удар ножом. Подтвердили, что всему виной была ссора между ним и Виктором. Заверили, что после первого удара мужчина мог беспрепятственно ударить Александра ножом ещё. Но он не стал этого делать, бросил нож и попытался оказать помощь.

Наверное, самое тяжёлое положение было у мамы Александра. Ведь её сын скончался от руки её же родного брата, который оказался на скамье подсудимых. Надо отдать женщине должное: несмотря на трагизм происшедшего, она была объективна в своих показаниях. Именно она рассказала, что её сын и брат были друзьями, всё делали вместе. Подсудимого она охарактеризовала только с положительной стороны.

Исследовав все представленные доказательства, суд сделал вывод, что ранее Виктор и Александр не испытывали друг к другу неприязненных отношений, которые могли послужить причиной ссоры. Действия Виктора были продиктованы внезапно возникшими неприязненными отношениями к Александру. Да и подсудимый не отрицал, что именно обидные слова Александра о его пьяном состоянии послужили причиной ссоры. Потому он и взял на кухне нож, чтобы попугать племянника.

Государственный обвинитель же в суде настаивал: Виктор совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. В качестве доказательства ссылался на судебно-медицин-скую экспертизу. Однако, как отметил суд, это заключение лишь констатировало наличие на теле повреждений, приведших к смерти, но не отражало субъективное отношение Виктора к произошедшему, его поведения после нанесения ножевого ранения.

Подсудимый в свою очередь признавал, что смерть Александра наступила от его действий, от нанесённого им ножевого ранения. Виктор понимал, что в области грудной клетки слева у человека находятся жизненно важные органы и что от нанесения удара ножом в эту область могут быть причинены повреждения, опасные для жизни. Однако он не хотел причинять родственнику смертельное ранение. Нож он взял только с целью напугать. Когда понял, что совершил, пытался помочь, хоть и напрасно. Если бы Виктор желал смерти Александра, то он, реально имея такую возможность, ударил бы ножом ещё и не оказал бы помощи раненому.

Все эти факты, а также показания потерпевшей и свидетелей опровергали доводы обвинения. Суд установил, что, нанося удар ножом, Виктор, не только не желал наступления смерти Александра, но и не допускал сознательно наступления таковой. Его действия характеризовались неосторожностью. В то же время он осознавал, что совершает деяние, опасное для здоровья потерпевшего, желал причинения ему тяжкого вреда - действовал с прямым умыслом.

При таких обстоятельствах суд признал неверной квалификацию действий подсудимого, предложенную следствием, и нашёл доказанной его вину в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ - Прим. ред.).

При определении вида и размера наказания были учтены все обстоятельства дела и характер совершённого преступления. Виктор ранее не был судим, вину признал полностью, написал явку с повинной, раскаялся в содеянном. Характеризовался он исключительно положительно как на работе, так и по месту жительства. Ранее подсудимый вообще не совершал никаких правонарушений. Поведение мужчины в суде свидетельствовало об искреннем раскаянии в содеянном и переживании о наступлении смерти родственника. Вместе с тем суд учёл, что было совершено особо тяжкое преступление. За это Виктору получил наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года, без дополнительного наказания в виде ограничения свободы. Местом отбытия наказания осужденного стала исправительная колония строгого режима.

В дальнейшем ни государственный обвинитель, ни защита приговор не обжаловали. Потерпевшая также посчитала данное процессуальное решение законным и обоснованным. Приговор вступил в законную силу.

Завершая свой рассказ, я хотел бы напомнить: ссора всегда наихудший аргумент. Если ссора происходит, когда её участники находятся в состоянии опьянения, зачастую это ни к чему хорошему не приведет. «Пьянство делает много такого, от чего, протрезвев, краснеют». Об этом еще Сенека говорил.

Николай Мусафиров,

председатель Заречного районного

Суда в почётной отставке

Фото с bk55.ru